Главная » 2015 » Март » 16 » АЛЕКСЕЙ ГАТАПОВ: «НАРОД БЕЗ ЯЗЫКА ОБРЕЧЕН НА ЗАБВЕНИЕ...»
09:11
АЛЕКСЕЙ ГАТАПОВ: «НАРОД БЕЗ ЯЗЫКА ОБРЕЧЕН НА ЗАБВЕНИЕ...»

2015 год объявлен в России Годом литературы. Наш сегодняшний собеседник - известный писатель Бурятии Алексей Сергеевич Гатапов (на снимке), получивший известность после выхода его романа «Тэмуджин» о детстве Чингисхана. Недавно по его инициативе переиздана книга академика Алексея Окладникова «Очерки истории западных бурят-монголов». Писатель рассказал о своем творчестве, о выходе новой книги, о языке, культуре, своем видении истории бурятского народа.

 



 Алексей Сергеевич, прошлый год ознаменован выходом двух книг - продолжением романа «Тэмуджин» и «Очерков из истории западных бурят-монголов» академика Алексея Окладникова. Расскажите вначале о своем романе. Насколько востребованным оказалось ваше произведение об отроческих годах Чингисхана?


- Роман впервые вышел в 2010 году и после этого было три его переиздания: в московском издательстве «Художественная литература» и дважды - в Бурятии. А еще прошлым летом роман издан на монгольском языке в Улан-Баторе. Книга востребована читателем и имеет устойчивый спрос на книжном рынке. Московское издание разошлось по российским городам, и ко мне приходят письма с пожеланиями. К примеру, библиофил из Кирова написал: «Бросайте все и только пишите!»... Причем, удивительно, что пишут люди, далекие от бурят-монгольской темы.


- Не смущает, что ваш Тэмуджин в юном возрасте - в 10-12 лет - совершает такие взрослые поступки? Не слишком ли молод он для таких сложных дел?


- Мы живем в XXI веке и привыкли смотреть на мир по меркам своего времени. А ведь еще полвека назад молодежь взрослела заметно быстрее, чем нынешняя, над ними не было такого опекунства, как сейчас. А сто лет назад совсем другая картина была. Моего троюродного деда женили в возрасте десяти лет на тринадцатилетней девочке. Им построили дом, дали скот, и они жили самостоятельной жизнью. Видно, этому были свои причины, нашему пониманию недоступные. В истории много примеров, когда совсем еще юные люди вставали во главе своих народов, государств. 
А Чингисхан - уникальная личность в истории человечества. Выросший вдали от центров цивилизации, не умея ни читать, ни писать, он создал величайшую империю, охватившую большую часть Евразии. Если учитывать это, то вполне нормально, что он и в юном возрасте был таким, что не уступал взрослым нойонам, властителям монгольских родов - у него был природный ум, в разы превосходивший обычных людей.

 

- Расскажите о содержании новой книги - продолжения «Тэмуджина». Какие события там раскрываются? И как она раскупается?


- В первой части новой книги говорится о войне между ононскими и керуленскими монголами. Взаимная вражда зашла так далеко, пролилось столько крови, что они уже не знают, как прийти к примирению, как наладить мирную жизнь. 
Кажется, что вражде не будет конца, и монголы не утихомирятся, пока не уничтожат друг друга в междоусобной бойне. И в этот момент на арену выходит Тэмуджин и находит способ утихомирить зачинщика всей смуты в лице тайчиутского Таргудая... Ну, а во второй части повествуется о меркитском набеге, когда те уводят у Тэмуджина жену, и о последовавшем меркитском походе... Книга появилась на книжных полках перед самым Новым годом и на сегодняшний день хорошо продается. Многие покупают ее не только для себя, но и как подарок близким людям.


- Самый популярный вопрос: когда ожидать выхода следующей книги и о чем она будет? Какие в будущем у Вас творческие планы?


- Мне не хотелось бы делать заявления о том, когда выйдет следующая книга и вообще о будущей работе - это было бы проявлением непочтения к герою моей книги. Ведь о Чингисхане мы, все монгольские писатели, пишем по особому разрешению, полученному от него. И не можем знать о том, даст он добро на дальнейшую работу или нет. Но могу сказать, что хочу продолжить свою книгу.


- Теперь о книге академика Алексея Окладникова «Очерки из истории западных бурят-монголов». Вы явились инициатором ее переиздания в «Нова Принте»…


- Эта книга о присоединении бурятской земли к русскому государству в XVII веке. Написана она крупнейшим ученым, одним из мировых авторитетов в истории Центральной Азии. Поэтому в уровне научности, правдивости материала можно не сомневаться. Вышла она еще в далеком 1937 году в Ленинграде. В ней автор опубликовал в том числе факты присоединения коренного народа, во всей полноте отобразил хронологию. В это время в стране шли репрессии, ответственный редактор книги Рыгдылон был обвинен в яром национализме, арестован и умер в тюрьме, а книга попала в закрытые фонды библиотек, ее не выдавали на руки, не цитировали в научных трудах и т.д.


- Есть две противоположные исторические версии: добровольное присоединение и завоевание бурят. Расскажите о них подробнее, как они появились…


- С самого начала становления историографии Бурятии, начиная с официальных воеводских документов XVII века, включая труды основоположников научной истории Сибири - Фишера Миллера, Георги - и вплоть до середины XX века в исторической науке не было никакой теории о добровольном присоединении Бурятии к России. Во всех дореволюционных исследованиях и в 20-30-40-е годы XX века говорилось только о завоевании, о борьбе бурятских племен за свободу и независимость, и это принималось также без сомнений, как, например, завоевание Кавказа или Средней Азии. Но в 50-х годах, когда готовились к празднованию 300-летия присоединения Бурятии к России, бурятские руководители проявили инициативу: дали задание переписать историю и создать концепцию о добровольном присоединении. 


- А надо ли сейчас будоражить такими «откровениями», не лучше ли сохранить спокойствие в умах?


- Я уверен, что лучше узнавать обо всем открыто и официально, чем при отсутствии информации додумывать, шептаться по углам. Ведь то, что замалчивается или запрещается, тлеет, накапливает отрицательную энергию, вызывает недоверие. И в этой книге Окладникова не сказано, что присоединение бурят к российскому государству вообще было плохо, неоправданно. В предисловии так и говорится, что именно благодаря присоединению к России буряты приобщились к современной культуре, европейскому образованию и мировой цивилизации. Но другой вопрос - изложение этого важнейшего события в истории нашего народа. Все империи - Персидская, Римская, Монгольская, Британская и десятки других - и Российская в том числе - создавались силой оружия, принуждения. 


- Вопрос писателю, представителю бурятской интеллигенции. Как оцениваете положение бурятской культуры и вообще будущее нашего народа?


- Главный элемент культуры, его основа - это язык. Нет языка - нет культуры. А бурятский язык сейчас стремительно размывается, исчезает из нашей жизни. Уходят из нашей жизни старейшины, владеющие языком в полной мере, среднее поколение в своей массе уже не так хорошо знает язык, хотя и говорит пока еще прилично, а молодежь уже ущербна в этом плане, не знает слов, пословиц, поговорок, словарный запас обеднел. Язык стал смешанным – бурятско-русским с элементами английских слов.


- Кто в этом виноват? 


- Виноваты мы сами - не кто-то иной, не русские, не армяне, не китайцы, не инопланетяне, а мы, буряты, – носители языка. 


- Кто может остановить процесс исчезновения? 


- Только мы, если сумеем поставить такую задачу и станем общаться между собой на родном материнском языке.


- Некоторые обвиняют в забвении бурятского языка государство, школу, кого угодно, но не себя… 


- Это глупость и привычка ленивых, безвольных людей перекладывать ответственность на других. Шэнэхэнские буряты, несколько тысяч человек, сохранили свой язык и культуру - никакое государство им не помогало. 


- А если язык не сохраняется?


- Если мы, буряты, потеряем свой язык, то наших детей и внуков ждет незавидная доля. Сейчас те, кто не знает язык, живут комфортно только потому, что есть еще другие соплеменники, носители языка. Это, в основном, кто живет в сельской местности или в Аге, Шэнэхэне, на которых держатся язык и культура. Как только забудем язык, нам скажут: вы никто, потому что народа без языка не бывает.


- Последний вопрос: где можно приобрести книги «Темуджин» и «Очерки истории западных бурят-монголов»?


- В Агинском их реализует общественный деятель Гончикбал Цоктоевич Баиров, который осенью прошлого года инициировал в г.Улан-Удэ конференцию об истории бурят.


- Спасибо.

 


 

 Беседовал Арсалан ДОБЧИНОВ,

фото из интернета.

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 1726 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2020 Агинская правда. Design created by ATHEMES