Главная » 2015 » Май » 15 » Жигжит Баясхаланов: «Бурятский нож достоин того, чтобы весь мир знал о нем и восхищался»
23:02
Жигжит Баясхаланов: «Бурятский нож достоин того, чтобы весь мир знал о нем и восхищался»

15 мая в окружном центре поселке Агинское состоялось торжественное открытие первой персональной выставки «Вперед к истокам…» ювелира-оружейника Жигжита Баясхаланова (на снимке). Наш земляк с 2004 года живет и работает в культурной столице Санкт-Петербурге. Накануне этого события «АП» пригласила известного мастера в свою гостиную. Жигжит рассказал нам о творческих работах, своем авторском видении и о том, что хочет возвысить уровень изготовления бурятского ножа до статуса высокого искусства. 


 


 

- «АП» уже не раз встречалась с Вами и вела беседы о жизни и творчестве. Расскажите о своей сегодняшней персональной выставке, какие работы будут представлены агинскому ценителю национального арт-искусства?


- Во-первых, хочу отметить, что это моя первая персональная выставка. Тем более волнительно, что я представляю свои работы именно перед земляками. «Вперед к истокам…» - это коллекция ножей, которые я изготовил, начиная со школьной скамьи. В ней собраны наиболее интересные и значимые для меня изделия. С каждым из них я проживал важные моменты своей жизни, вкладывал душу. Многие экспонаты мне пришлось попросить на время у частных коллекционеров, ценителей моего искусства. Всего представлено тридцать пять работ. Среди них есть и мои скульптуры из анималистической серии. Подготовка к выставке шла довольно долго и кропотливо. К примеру, я недавно, почти накануне выставки, закончил мою первую большую скульптуру, сделанную из бронзы. 


- Что она из себя представляет?  


- Эта работа - мой дебют. Ранее я изготовлял скульптуры малых форм. Однако со временем ко мне пришло понимание, что нужно масштабировать изваяния. Я почувствовал, что во мне есть потенциал сотворить нечто большее. В моей коллекции уже есть лось, козел, бык, баран небольших по объему форм. На этот раз я замахнулся на большой формат. Рабочее название композиции – «С попутным ветром». Это голова лошади, исполненная в том же стиле, что и другие: главная особенность - в силуэтности линий, которая дает скульптуре легкость. Хотя композиция весит около ста килограммов. Плюс она стоит на мраморной увесистой подставке. Она будет составлять центральную часть моей выставки. Чтобы привезти ее, мне пришлось обратиться в транспортную компанию.  


- Видно, что Вы не стоите на месте, а постоянно развиваетесь, ищите новые возможности для реализации своих творческих идей. Это стало возможным после открытия своей мастерской-студии?

- Да. Сегодня я работаю только над своими персональными работами. Не отвлекаюсь на другое. У меня есть множество интересных проектов, которые я хочу воплотить в жизнь. К примеру, сейчас я в сотрудничестве с Новосибирским университетом, точнее с одним ученым, коллекционером холодного оружия народов мира, работаю над проектом реконструкции настоящего бурятского ножа. Мы поднимаем гору различной литературы, наводим исторические справки, общаемся с экспертами, сведущими людьми о том, каким должен быть бурятский нож, исполненный по всем канонам. Вообще, моя мечта – повысить статус изготовления бурятского ножа до уровня высокого искусства. Уйти от понятия ремесленничества и кустарничества. Наш бурятский нож и технология его изготовления достойны того, чтобы весь мир знал о нем и восхищался. 


- Когда общаешься с такими приверженными своему делу людьми, нередко приходит мысль о том, что они хотят повысить свою национальную культуру до мирового уровня, занимаются пропагандой этого за границей. Благодаря их работам мир знакомится с нашей культурой, традициями. Можно ли это связать с тем, что Вы уже давно живете вдалеке от «тоонто», на западе?


- Несомненно, когда оказываешься в другой среде, отличной от привычной с детства, то начинаешь глубже ценить именно свою культуру. На своем примере скажу, что мои чувства обострились именно в Питере. Рано или поздно у творческого человека наступает время, когда он достигает некоего пространственного «потолка» развития. Родной  город, а в моем случае округ, стал меня теснить. Хотелось большего, хотелось дальнейшего развития. Для меня толчком для развития стал именно Питер. Сначала работал в одной компании, делал оружие, различные арт-объекты. Там я получил огромный опыт. Однако все время хотелось изготовлять именно свои бурятские ножи. Так я принял решение уйти в «свободное плавание». 


- Наверное, было страшно начинать свое дело? Тем более в большом мегаполисе? 


- Мои коллеги до последнего отговаривали меня от этого шага. Говорили: кому нужны твои бурятские ножи? Откуда ты будешь брать клиентов и заказчиков? Но я был непоколебим в своих стремлениях. Поначалу было туго - все надо было начинать с нуля, находить поставщиков, заказов было мало. Все делал сам. Но этот этап становления прошел. Сегодня я уже собираю свою команду. Появились серийные модели, которые изготавливают мои помощники. Теперь я могу больше времени посвящать реализации более крупных идей. Сегодня те же коллеги говорят мне: тебе хорошо, есть кому покупать и восхищаться твоими работами, у тебя изначально была хорошая база - твои «сородичи» охотно покупают у тебя твои ножи (смеется). 


- Значит ли это, что таких высот Вы не смогли бы добиться, если бы не поехали в Санкт-Петербург? 


- Я скажу так. Все, что происходит с человеком, исходит откуда-то сверху. Я думаю, что так и должно было произойти. Это и есть моя судьба. Даже со своей любимой супругой я встретился в Питере. Хотя она родилась в селе Токчин, думаю, мы бы никогда не встретились в Аге. Потому что она окончила школу и сразу уехала, возвращаться не собиралась. Сейчас у нас прекрасная семья, растет ребенок. Но, думаю, я в любом случае занимался бы своим любимым делом. Для меня это намного больше простого хобби. В моих работах заключается моя жизнь. Еще в школе я ночами не спал, творил в мастерской отца. Родители ругались, потому что не могли дозваться на обед.   


- На Ваш взгляд, что декларируют работы Жигжита Баясхаланова? Какова основная мысль таится в них?      


- Я горд и рад тому, что являюсь продолжателем вековых традиций бурятского народа. Как носителя этой культуры моя главная задача - продолжать и по возможности развивать бурятскую оружейную и ювелирную школу. У меня есть хороший фундамент, основные каноны изготовления и технологии уже заложены. Однако мне хочется творить, привносить свое видение мира в работах. Моя задача – интегрировать в исконно национальное и традиционное современные нотки. Основываясь на «корнях», творить современные арт-объекты, привнося что-то новое и современное. Поэтому, к примеру, в некоторых работах появляются нехарактерные для бурят сапфиры, рубины, кости зубра. Некоторые композиции имеют модерновые линии и изгибы, хотя изготовлены по старой технологии и т.д. Что касается идеи работ, то они исходят изнутри, в творческом порыве. Я так вижу мир, и это декларирую ему. 


- В эпоху всемирной глобализации все чаще можно услышать разговоры о традициях и обычаях. Ведется большая работа по сохранению бурятского языка. Вы чувствуете себя одним из тех, кто не на словах, а на деле продвигает свою культуру?


- Струя возрождения культуры становится все шире. Несомненно, я стараюсь по мере своих сил развивать бурятскую культуру. Кузнецы и ювелиры – штучные люди. Тем более для меня отрадно, что я вхожу в это не столь большое число. Я рад и горд, что могу идти в ногу с известными творцами, такими, как Даши Намдаков, Бато Дугаржапов, Зоригто Доржиев. Их творческий успех не только на родине, но и далеко за ее пределами, то,  как их работы воспринимаются публикой, не может не заряжать оптимизмом. Поэтому хочется быть достойным этих людей. Мои старшие товарищи вдохновляют на большие достижения. Я не перестаю восхищаться их работами. Недавно познакомился с Даши Намдаковым, удалось пообщаться в Москве. Для меня очень важно, что есть люди, к которым я могу тянуться. 


- Вернемся к выставке. Кто Вам помогает в ее организации? Где еще можно будет увидеть Ваши работы?


- Большую поддержку мне оказывают Администрация Агинского Бурятского округа, Центр развития бурятской культуры Забайкальского края. Моя выставка стала возможной благодаря поддержке министерства культуры края, краевого краеведческого музея, который предоставляет мне выставочные стенды и вообще содействует в организации. Я был на разных площадках России и мира. В Москве мне большую помощь оказывает Баир Баясхаланович Жамсуев. В поселке Агинское выставка будет проходить с 15 по 24 мая в зале театра «Дали ТЭ». Далее экспозиция будет представлена в городе Чита с 27 мая по 7 июня в Забайкальском краевом краеведческом музее им.А.К.Кузнецова. После этого мы будем выставляться в городе Улан-Удэ. Выставка запланирована с 10 по 21 июня в Музее истории Бурятии им.М.Н.Хангалова.


- Можно ли будет приобрести изделия? Принимаете ли заказы? 


- Готовых изделий, которые можно приобрести, у нас мало. Но можно сделать заказ. На этот раз мы представляем только ножи и скульптуры. Но у нас есть и другие изделия: ювелирные украшения, плеть-ташуур, луки, разные арт-объекты.   


- А как насчет цен?


- Они варьируются в зависимости от модели, использованных материалов и т.д. Бурятские ножи можно приобрести по цене в среднем от 10 до 15 тысяч рублей. Индивидуальные заказы будут обговариваться отдельно. Добро пожаловать на мою выставку. Я сам буду лично присутствовать в первые дни начала экспозиции. Могу поговорить с каждым желающим, рассказать о своих работах, дать совет.


- Спасибо за беседу, успехов в творчестве. 

 


 

В.ВЛАДИМИРОВА.  

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 2650 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES