Главная » 2015 » Сентябрь » 22 » Агинское АТП: история предприятия

Агинское АТП: история предприятия

22.09.2015 в 14:20 просмотров: 1545 комментариев: 0

«Первенцем» бывшего Агинского автотранспортного предприятия стала автоколонна, созданная в 1959 году как филиал Дарасунского автохозяйства Читинского треста.
Головное предприятие выделило несколько грузовиков. Передали свой транспорт агинские райисполком и окрисполком, лесхоз, педучилище и другие организации. Это были машины марки ЗИС, многие из которых впору было списывать как отслужившие свой эксплуатационный срок.
На западной окраине пос.Агинское для территории огородили пустырь, установили временно будку для администрации, затем построили деревянный дом с кабинетами директора, бухгалтерии, мастеров и механиков.
На заседании бюро Агинского райкома партии и райисполкома начальником автоколонны утвердили Базаржапа Ральдина. В новый коллектив пришли водители Василий Марков, Юрий Ларионов, Борис Сандаков, Василий Кузнецов и другие. В 1962 году начальником колонны назначили Виталия Павловича Питерского.


В июле 1964 года автоколонну преобразовали в Агинское автохозяйство «Сельхозтранс». Руководство доверили Леониду Сергеевичу Зубову, перешедшему из аппарата Агинского окружкома КПСС.
Коллективу понадобилась новая техника, гаражи. Пришли автомобили с маркой известных заводов ГАЗ и ЗИС. Начала расти известность тех, кто работал на них, кто обеспечивал перевозки грузов для народного хозяйства Агинского района.
В хозяйства на уборку урожая, перевозки зерна с полей на тока и хлебоприемный пункт уходили около сорока грузовиков – бортовых и саморазгружающихся. В коллективе росло число передовиков. Перевыполняли план Иван Мирсанов, Прокопий Ларионов и другие. Впервые агинчане стали ездить в Читу на автобусе, которым управляли шофер первого класса Алексей Ким и шоферы второго класса Юрий Ларионов и Герман Леонтьев. Успешно справлялись со своими обязанностями механики Герман Смолин и Иван Рябчиков.
В 1965 году Леонида Сергеевича Зубова на посту руководителя автохозяйства сменил Николай Михайлович Дубровин, до этого работавший начальником эксплуатации головного предприятия.
Через год начальником был назначен Николай Михайлович Митбрейт, а вскоре – Виктор Александрович Шишкин. Чехарда с руководителями завершилась в марте 1967 года, когда на должность начальника Агинского АТП пришел Даши Гомбоевич Жамсаранов, бывший председатель правления колхоза «Путь Ильича» Могойтуйского района, награжденный орденом Ленина. Именно с именем Даши Гомбоевича началось становление автотранспортного предприятия, его подъем и перемены. 
Здоровый стиль в работе, постоянное участие в осуществлении руководства производством, внедрение новшеств передовых технологий давали свои плоды. Коллектив стал намного больше и значительнее. Было принято решение о создании производственной базы – началось строительство гаражей, подсобных помещений ремонтного и токарного цехов. Типовые гаражи были увеличены для стоянки до 120 автомашин. Парк был огромен: 150 грузовиков, около 30 спецмашин, 45 автобусов, легковые такси. В зимнее время текущий ремонт осуществлялся в профилактории, рассчитанном на шестьдесят мест. 
Появилась возможность заняться жилищным строительством. Работники АТП справили новоселья в трех двухэтажных домах и в отдельных деревянных, построенных хозяйственным способом. Были сооружены двухэтажное и административное здание и автостанция, где была гостиница, буфет. Открыли столовую для работников предприятия.
Численность работающих в среднем составляла 250-270 человек. В основном это были высококвалифицированные водители, слесари и другие технические работники.
Услугами АТП пользовались 
    труженики сельского хозяйства, дорожной службы, торговли, коммунальных подразделений и так далее. Осуществлялись пассажирские перевозки во все села округа, в районные центры.
Предприятие служило для нужд народного хозяйства Агинского округа. Быстро росли показатели, увеличилось производство, формировался и креп трудовой коллектив. Немалое значение автотранспортное предприятие имело в организации сельскохозяйственного производства в колхозах и совхозах. Сокращалось время передвижения населения от места жительства до работы и до районных и окружного центров.
Коллектив не останавливался на достигнутом. Появились свои филиалы – Могойтуйская и Дульдургинская автоколонны. Много перевозили грузов могойтуйские автотранспортники. В их поселке были построены гаражи. Коллектив автоколонны, руководимый Александром Акуловым, успешно справлялся с планами грузоперевозок. Часто головное предприятие не посылало своих водителей в Могойтуйский район.
Трудовые дела на разных эта
    пах жизни – одна из ярких страниц летописи одного из передовых коллективов в системе не только промышленности округа, но и Читинского областного автотранспортного управления. Ударно трудились братья Илья и Михаил Фомины, Василий и Геннадий Разгильдеевы, Юрий и Виктор Ларионовы, Иван Гирин, Вилор Баранов, Анатолий Антонович Синеговский и его дочь Екатерина. Славными делами была известна династия Петровых. Более сорока лет работал водителем Федор Иванович Петров. Эстафету отца много лет несли пятеро его сыновей – шоферов Агинского АТП.
Несколько работников были награждены орденами и медалями. Орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почета» (1974г.) удостоился Даши Гомбоевич Жамсаранов. Кроме этого ему вручали медали и знаки отличия за успешную работу и умелое руководство коллективом Агинского АТП.
В 1975 году орденом Трудовой Славы третьей степени был награжден Владимир Федорович Кабанов. Федор Иванович Петров  и Гомбо Бадмаевич Болотов, у которых по сорок лет водительского стажа, стали кавалерами ордена «Знак Почета».
Ветеран труда, пенсионер Виталий Грузных около двенадцати лет работал шофером в АТП. Он вспоминает: «В Агинском автотранспортном предприятии были автомобили разных марок – фургоны для перевозки хлеба, бензовозы, бортовые самосвальные дорожные грузовики, тягачи, из всех автомобилей более удачным оказался тягач с полуприцепом ЗИЛ-164. В АТП таких машин было семь. На семитонниках мы возили сено из Монголии, уголь со складов для котельных, гравий, щебень. В 1970 году наше предприятие посетил министр автомобильного транспорта РСФСР товарищ Трубицын. Он оказал большую помощь коллективу. По его приказу было выделено тридцать «ЗИЛов». 
Агинские автотранспортники пережили не одну реорганизацию. Менялось название предприятия, но назначение оставалось одним – удовлетворение нужд народного хозяйства в грузоперевозках. Агинское АТП возглавляли Владимир Сергеевич Кондрашенко (1982-1985г.г.), Очир Батожаргалов, Александр Михайлович Дубровин, Жигмитдоржи Бутитов.
В 1992 году Агинское АТП по желанию трудового коллектива реорганизовали в АООТ. Штат сократился до 166 работающих. Часть техники – бензовозы, легковые такси, грузовики, спецмашины - пришлось распродать. Автомобили выкупили водители, перешедшие на перевозки как частники. Например, Владимир Смирнов шесть лет управлял бензовозом «ЗИЛ-130» и за него внес в кассу пять миллионов рублей. Борис Петров стал владельцем «КамАЗа», да еще по лотерее, проводимой в праздничный день автомобилиста, выиграл главный приз – «ЗИЛ-130».
В данное время автотранс-
    порт в поселке Агинское в основном частный. Свою технику имеют строители, дорожники, коммунальщики и некоторые организации.
В окружном центре пассажир-ские перевозки частично осуществляет муниципальное предприятие «Агинское пассажирское автопредприятие» муниципального района «Агинский район». Коллективом руководит с 2012 года Батор Содномович Санжимитупов. Он рассказывает: «Имеем шесть автобусов «ПАЗ», один «ЛАЗ» и пятнадцать микроавтобусов. На право заниматься пассажирскими перевозками прошли краевой конкурс сроком на пять лет. За три года в качестве государственной поддержки получили один автобус. Все расходы несем за счет собственных средств. В коллективе есть передовики. Без замечаний работают Владимир Насакдоржиев и Цыденжап Гончиков – водители маршрутных автобусов «Агинское – Кусочи» и «Агинское – Кункур».
Сейчас ветераны Агинского автотранспортного предприятия с гордостью говорят о своем бывшем трудовом коллективе, с большим уважением вспоминают имя Даши Гомбоевича Жамсаранова (на снимке). 

 Б.НЕСТЕРЕНКО, 
п.Агинское.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES