Главная » 2022 » Май » 7 » Агинское педучилище в годы войны

Агинское педучилище в годы войны

07.05.2022 в 10:22 просмотров: 872 комментариев: 0 Образование

В первой половине июня 1941 года заканчивались переводные и выпускные экзамены. Выпускной вечер был запланирован на 22 июня. Выпускники и преподаватели строили свои планы. Но начавшаяся война внесла свои коррективы. Вся запланированная  мирная жизнь была переподчинена ритму военного времени. 1941-1942 учебный год в Агинском педагогическом училище начался первого октября. К занятиям приступили 159 студентов  очной и 71 студент заочной форм обучения. Всего в училище в  тот период работали восемь преподавателей. Из них шестеро имели высшее образование, двое - незаконченное высшее. Для того времени это был очень высокий показатель.


В связи с началом Великой Отечественной войны студенты уходили сражаться с немецко-фашистскими оккупантами. Больше всего ушло на фронт в 1941 и 1942 годах. Оставшиеся трудились в колхозах, обеспечивая продовольствием нужды фронта и тыла. 
Наибольшее количество ушедших на фронт студентов было на первом курсе. Несколько лучше положение было на втором курсе. В начале учебного года было 49 студентов, в декабре количество составило 41 студент, в июне 1942 года - 26 человек. 
На третьем курсе отсев был гораздо меньше. Студенты завершали обучение, готовились к работе в качестве учителей, которых остро не хватало в тот период. 
По заочной форме в 1941-1942 учебном году обучался 71 студент: на первом курсе – 26, на втором– 34 и на третьем - 11 человек. Многие студенты-заочники были также призваны в ряды РККА. 
Учитывая реалии военного периода времени, ограничивающие возможность созыва заочников на сессии и консультации, преподаватели училища сосредоточили внимание на организации самостоятельной работы студентов-заочников на дому. Для них был составлен индивидуальный план самостоятельной работы по каждому предмету. 
Учебный план педагогического училища полностью подчинялся нормативным документам того времени. 
Так как Агинское педагогическое училище было ориентировано на подготовку кадров для национальных школ в населенных пунктах с компактным проживанием бурятского населения, то учащиеся национальных классов дополнительно изучали родной язык (устно), родной язык (письменно), методику преподавания родного языка и родной литературы.
Русский язык и литературу в первых классах преподавала А.С.Еврейская, во вторых и третьих классах - заведующий учебной частью Н.А.Алсаев. Преподавание велось на высоком уровне. Физику и математику преподавала М.Т.Хамаганова. Уроки её проходили очень интересно. Вместе с тем, основным недостатком для прочного усвоения и привития практических навыков являлось отсутствие необходимых кабинетов, а также наглядных пособий. 
Историю преподавал директор училища И.П.Ефанов, историю СССР с 1942 года - С.О.Симонова. Уроки истории Ивана Петровича и Серафимы Осиповны всегда отличались тщательной подготовкой. Учитывая реалии того времени, уроки по истории всегда были политически выдержанными и правильно методически построенными. На уроках всегда систематически использовался наглядный материал. Военное дело и физкультуру преподавал Шаталин, но отсутствие педагогического опыта и мастерства сказались на дисциплине на занятиях. За что преподаватель не единожды получал замечания от директора. Психологию и педагогику преподавал П.Е.Гапоненко, географию и теоретическую арифметику в третьих классах - Д.Г.Гомбоин, химию и естествознание - К.Ф.Лопухова. 
Большое внимание в Агинском педагогическом училище уделялось педагогической практике. Для проведения пассивной (наблюдение уроков) и активной практик (дача пробных уроков) в начале каждого учебного года заключались договора с Агинскими начальной и средней школами. 
Во время их проведения практиканты проводили внеклассную воспитательную работу с учащимися, а также каждый прикреплялся к классу начальной школы в качестве помощника учителя. В связи с поздним началом занятий в 1941-1942 учебном году пассивная практика была сокращена до двух дней, активная проходила с 31 октября до первого января. По результатам однодневной практики во втором полугодии все получили оценки «хорошо» и «отлично».
В годы войны остро стояла проблема нехватки или отсутствия продуктов питания. Студенты были вынуждены оставлять обучение по этой причине. Администрация училища всячески содействовала устройству на работу таких студентов. Отдельным оказывалась материальная помощь.
Решением бюро Агинского окружкома ВКП(б) по Агинскому району в феврале 1942 года была организована дополнительная выдача продуктов детям красноармейцев и оставшимся без отцов. На заседании исполнительного комитета окружного Совета депутатов трудящихся Агинского Бурят-Монгольского национального округа Читинской области 17 февраля 1942 года был утвержден план организации подсобного хозяйства Агинского педагогического училища. Был выделен участок площадью в шесть гектаров под посевы огородных и сельскохозяйственных культур, а также под расширение подсобного хозяйства. Помимо этого, было решено обязать председателей исполкомов Агинского и Дульдургинского райсоветов т.Манхирова и т.Бадмажабэ продать из колхозов педучилищу для развития подсобного хозяйства скот из колхозов Дульдургинского района: рабочих лошадей - одну голову, молочных коров - две, овец - 15, коз - 15, из колхозов Агинского района: рабочих лошадей - одну голову, молочных коров - три.
Также было решено «…обязать окрземотдел отвести училищу земельный участок в размере десяти гектаров для сенокосного угодия в одном массиве для ежегодной заготовки сена в количестве 60 тонн. Обязать председателя окрпотребсоюза и окрторготдела бесперебойно снабжать педучилище продуктами питания и строительными материалами».
Имелись своя конюшня на пять лошадей, которые, в основном, использовались для хозяйственных нужд как гужевой транспорт. 
Материальная база в предвоенный период находилась в удовлетворительном состоянии. Образовательное учреждение имело типовой для педагогических училищ того времени двухэтажный учебный корпус. В здании имелись 16 помещений: директорская, учительская, учебные части очного и заочного отделений, зал для занятий физкультурой, зрительный зал, библиотека. 
Остальные помещения были отведены для занятий. На территории были построены два здания, в которых располагались общежития вместительностью по 40 человек. Они были полностью обеспечены постельными принадлежностями и необходимой мебелью. Здесь же располагалась столовая, в которой одновременно могли питаться от 40 до 60 человек.   
На декабрь 1941 года из 115 студентов восемь человек были жителями с.Агинское, остальные 107 - иногородними. Ввиду того, что одно здание было отдано под воинскую часть, в общежитии проживали 56 иногородних студентов, остальные жили на квартирах. Также под общежитие для студентов были приспособлены три помещения учебного корпуса, два были отданы под квартиры преподавателям и одно - под квартиру техническому работнику. 
Для обеспечения училища топ-
ливом в тяжелейших условиях начавшейся войны летом 1941 года директору училища 
И.П.Ефанову силами преподавателей и студентов удалось подготовить и вывезти 400 кубометров дров на телегах гужевым транспортом. На заседании исполкома окружного Совета депутатов трудящихся Агинского Бурят-Монгольского национального округа Читинской области, несмотря на большие трудности, нехватку техники, было принято решение оказать училищу помощь в доставке угля в количестве трех вагонов со станции Могойтуй автотранспортом к 15 августа 1941 года. А летом 1942 года через райтоп произвели вывоз дров по заключенному договору.
Также было принято решение выделить 5000 кирпичей для ремонта печей, стройматериалы, олифу, оконное стекло, паклю, гвозди для ремонта учебного корпуса, столовой и общежития, приняты меры для расселения студентов педучилища по квартирам в с.Агинское.
Большое внимание советские и партийные органы обращали на бытовые условия преподавателей. Они обеспечивались бесплатными обедами в столовой. Директору И.П.Ефанову было разрешено покупать в подшефных колхозах мясо для столовой согласно отпущенным фондам. Преподавателям, не имевшим подсобного хозяйства, было разрешено покупать дойных коров и коз в определенных для этого колхозах. Наиболее нуждающиеся преподаватели получали дополнительно 500 г муки в день, при норме девять кг муки в месяц на человека.
В августе 1944 года на сессии Агинского районного Совета депутатов трудящихся было решено обязать директора Агинского промкомбината т.Батуева сшить десять полушубков и 20 пар обуви учителям с.Агинское до первого октября. Местные партийные и советские организации округа неоднократно рекомендовали директорам учебных заведений, в том числе, и директору Агинского педагогического училища И.П.Ефанову из числа учащихся и преподавателей создавать бригады, которые бы занимались в свободное от занятий время ремонтом одежды и обуви. В период летних каникул преподаватели, технические работники, члены их семей производили ремонтные работы для подготовки учебного заведения к новому учебному году.   
Начиная с января 1943 года, стали систематически проводиться медицинские осмотры учащихся учебных заведений в Агинском районе. Медицинские осмотры проводились также и среди студентов Агинского педагогического училища. 
Училище в воспитательной работе руководствовалось директивой: «Во всех учебных заведениях, в первую очередь, следует планово организовать воспитательную работу среди учащихся, воспитывая в них патриотический энтузиазм в годы войны, дисциплину и сознание ответственности данного периода. Широко развернуть социалистическое соревнование между классами, учащимися и учителями».
В декабре 1941 года из 115 студентов 46 человек были членами ВЛКСМ, 32 человека состояли в профсоюзной организации. Членами МОПР (Международная организация помощи революционеров) являлись 56 человек. Они должны были хорошо знать политическую обстановку во всем мире. Как одна из общественных организаций, МОПР была проводником внутренней и внешней политики СССР и партии большевиков, поэтому большинство членов МОПР являлись пропагандистами и агитаторами.   
Нормы ПВХО (противовоздушная и химическая оборона) сдали 115 студентов. 
Также в Агинском педучилище 31 человек являлись культармейцами. На них, как участников культурного похода, была возложена огромная для того времени функция - ликвидация неграмотности среди местного населения. Студенты-культармейцы занимались с неграмотными безвозмездно в свободное от занятий время. 50 студентов состояли в географическом кружке, 30 занимались в хоровом кружке. 
Помимо этого, в училище широко практиковались формы воспитательной работы, которые повсеместно устраивались в то время в стране. Это участие в коллективном прослушивании и обсуждение радио-
передач на международные, антирелигиозные темы, о ходе войны против немецко-фашистских захватчиков и т.д. В обязательном порядке устраивались коллективное слушание и обсуждение докладов партийных и советских деятелей СССР, Читинской области и Агинского Бурят-Монгольского национального округа. Также в обязательном порядке устраивались коллективные слушания и обсуждения сводок с фронта. 
Из числа студентов и преподавателей формировались бригады для сбора металлолома и лекарственных растений. Преподаватели и студенты Агинского педагогического училища также были активными участниками по сбору денежных средств в фонд строительства танковой колонны «Народный учитель», авиационной эскадрильи «Комсомолец Забайкалья» и сбору теплых вещей для бойцов Красной армии. Великая Отечественная война создавала неимоверные трудности, тем не менее, коллектив преподавателей, сотрудников, технических работников и студентов с честью выдержал все испытания, училище продолжало работать и готовить специалистов. За годы Великой Отечественной войны Агинское педучилище выпустило 102 учителей.
На заседании исполкома окружного Совета депутатов трудящихся Агинского Бурят-Монгольского национального округа Читинской области в октябре 1946 года было решено: «Ходатайствовать перед Читинским облисполкомом представить к вручению медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 
1941-1945 гг.» директора Агинского педагогического училища И.П.Ефанова, К.М.Питерскую - повара столовой данного учебного заведения и С.О.Симонову - учителя истории педучилища в с.Агинское». Также памятными подарками и почетными грамотами были отмечены преподаватели и работники училища. 

Б.Зандараев, 
директор Агинского педколледжа им.Б.Ринчино, кандидат исторических наук.
М.Кряжев, 
преподаватель, кандидат педагогических наук.
 

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES