Главная » 2023 » Январь » 25 » Бальжима Мункуева: «Стараемся идти навстречу потребителю»

Бальжима Мункуева: «Стараемся идти навстречу потребителю»

25.01.2023 в 16:14 просмотров: 104 комментариев: 0 Экономика

Сфера электроэнергетики - сложный, но отлаженный механизм, влияющий на все аспекты нашей жизнедеятельности. В связи с этим большинство населения убеждено, что энергосбыт и районные электросети - это одна и та же организация, главной функцией которой является подача электроэнергии или света, говоря на бытовом языке, в дома и здания потребителей. На самом деле это не так. 

В сегодняшнем номере интервью с начальником Юго-Западного отделения АО «Читаэнергосбыт» Бальжимой Тумэнжаргаловной Мункуевой (на снимке). Здесь необходимо вставить ремарку. Существует один негативный момент в журналистской профдеятельности, когда тот или иной руководитель или государственный, муниципальный служащий не соглашается на интервью, придумывая массу отговорок либо откровенно игнорируя интересы читателей. Соответственно, такая форма поведения откладывает отпечаток на редакционный контент – недосказанность по тому или иному проблемному вопросу от лиц, наделённых кругом компетенций. К нашему удовлетворению Б.Т.Мункуева сразу назначила время и место. 
Беседа прошла в деловой обстановке. Было сразу понятно и видно, что она - пунктуальный человек, грамотный специалист, в полной мере владеющая информацией, чётко понимающая специфику своей профессиональной деятельности и, что самое главное, умеющая объяснить, разъяснить постороннему человеку. 

- Энергосбыт и районные электросети – это одна организация? Если да, то в чём заключаются её задачи?
- Энергосбыт и электросетевая компания  - это две различные по задачам и функционалу организации. Их роднит только отношение к сфере электроэнергетики. Производственные отделения и районы электрических сетей (РЭСы) являются структурными подразделениями филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго». 
Их главной задачей является содержание и обслуживание электрических сетей и энергохозяйства (плановые и капитальные ремонты), контроль и осуществление оперативно-диспетчерского управления  на определённой территории, технологическое присоединение к электросетям новых потребителей. 
АО «Читаэнергосбыт» - гарантирующий поставщик электрической энергии на территории Забайкальского края и Республики Бурятия. Основная наша задача заключается в обеспечении потребителей качественным электроснабжением, а также деятельность в рамках правового поля по заключению договоров, учету потребления и контролю за расчетами. Также мы в рамках действующего законодательства применяем меры в отношении  должников и неплательщиков по взысканию задолженности. 
- Получается, ваши организации не генерируют электроэнергию?
- Нет, генерирующими компаниями являются крупные электростанции, которые были выделены в оптовые генерирующие компании в процессе реформирования РАО ЕЭС России в 2008 году. АО «Читаэнергосбыт», как гарантирующий поставщик, выходит на оптовый рынок электроэнергии, где осуществляет закупку мощностей (электроэнергии) у генерирующих компаний с последующей её транспортировкой по распределительным сетям Забайкальского края и Республики Бурятия. 
- Зона обслуживания Юго-Западного отделения? Количество абонентов?
- Агинский Бурятский округ плюс Акшинский и Кыринский районы, это 1400 юридических лиц и 34000 физических лиц.
- Сумма задолженности на сегодняшний день?
- На первое января 2023 года сумма дебиторской задолженности составила 86 миллионов рублей, из которых 14 миллионов приходятся на физические лица, 72 млн. рублей - на юридические лица.
- Как выстраивается работа по снижению задолженности?
- Работа строится в рамках российского законодательства: рейдовые мероприятия по абонентам-неплательщикам, выявление бездоговорного и безучётного потребления, претензионно-исковая работа. Многие должники гасят задолженность сразу после предупреждения о ее образовании, часть- после вынесения судебных решений. Если  абонент не оплатил энергопотребление более двух периодов, к нему применяется крайняя мера - ограничение энергоснабжения. 
Для улучшения платежной дисциплины мы проводим различные промо-акции, направленные на поощрение добросовестных плательщиков.
Сегодня для облегчения взаимодействия с энергосбытовой компанией мы предлагаем своим потребителям множество онлайн-сервисов, через которые можно решить все вопросы энергоснабжения. Самые востребованные из них - мобильное приложение  или «Личный кабинет» на сайте АО «Читаэнергосбыт». Активно задействуем и социальные сети такие, как «Телеграм», в котором создан специальный чат-бот для работы с потребителями, что очень удобно как для населения, так и для нас. 
В вопросе работы с должниками мы руководствуемся принципом совместного решения долговых проблем. И когда видим реальные шаги по погашению долга за потреблённую электроэнергию, идём навстречу – прорабатываем шаги по реструктуризации задолженности по расчётным периодам. Для физических лиц – два расчётных периода, для юридических лиц – один. Хочу отметить, что, если сроки оплаты юридическими лицами зафиксирована в договорах энергоснабжения, то с физическими лицами сложнее ввиду многих причин. 
Например, в частном доме или квартире, где уже давно не живут либо проживают периодически при вахтовом методе работы, или абонент не передает показания счётчика для оплаты и сверки данных, либо отсутствует сам счётчик. Приходится объезжать таких потребителей, составлять соответствующие акты, что занимает львиную долю времени и порою не даёт должного эффекта, результата. 
- Почему различают юридические и физические лица? Почему продажа идёт по разному тарифу?
- Разница заключается в объёме потребления, соответственно, разнятся и цены для этих двух категорий потребителей электроэнергии. Если у физических лиц потребление складывается из бытовых нужд на домашнюю технику и приборы – телевизор, холодильник и так далее, то  юридические лица потребляют электроэнергию на производственный процесс (создание товара или услуги), что значительно превышает объёмы потребления физического лица.
- Какой сейчас тариф? Кто их устанавливает?
- На сегодня тариф, согласно приказу РСТ №809-НПА от 18 ноября 2022 года, для сельских жителей составляет в пределах социальной нормы 2,66 руб. за один киловатт/час, сверх социальной нормы - 3,51 руб. Для жителей городских населённых пунктов 3,80 руб. в пределах социальной нормы и 5,02 руб. - сверх социальной нормы. Для тех жителей городских населённых пунктов, у которых установлены электроотопительные котлы тариф такой – 3,23 руб. в пределах социальной нормы и 4,27 рубля сверх социальной нормы, что на 15 процентов ниже по сравнению с тарифом для городских жителей. Тарифы на потребление электроэнергии утверждает РСТ (Региональная служба по тарифам) Забайкальского края на основании расчёта стоимости покупки электроэнергии (стоимость ее выработки на электрической станции), веса этой составляющей в общей величине конечного тарифа около 35 процентов. Также влияет стоимость услуг по передаче электроэнергии (стоимость транспортировки электроэнергии от электрических станций до конечного потребителя). Вес этой составляющей в общей величине конечного тарифа около 59-60 процентов сбытовой надбавки гарантирующего поставщика. Вес этой составляющей в общей величине конечного тарифа - около пяти процентов стоимости услуг организаций, осуществляющих координацию деятельности рынка электроэнергии), в общей величине конечного тарифа не более одного процента, а также перекрестного субсидирования.
- Величина социальной нормы на потребление электроэнергии?
- Размер социальной нормы в Забайкальском крае составляет 65 киловатт/час на одного зарегистрированного жильца в месяц.
- С чем связана градация тарифа для городских и сельских жителей? Почему понижен тариф для электрокотлов?
- Всё дело в демографической политике государства. Пользователи электроэнергии в сельских участках имеют льготный тариф и платят за киловатт на 30 процентов меньше, нежели жители городов. Это объясняется тем, что правительство имеет программу, согласно которой данная льгота призвана стимулировать рост населения в сельских местностях, остановить вымирание села, а вместе с тем и сельского хозяйства. Пониженный тариф на электроотопительные установки также призван простимулировать граждан обогревать свои жилища в холодное время года при помощи электроэнергии. Одной из причин является вопрос, связанный с экологией, - топка дровами, углем загрязняет атмосферу. Данная мера более направлена на владельцев частных домовладений, чем на жителей МКД, которых в наших населённых пунктах в разы меньше.
- Расскажите о процедуре установки электроотопительных установок. Насколько это сложно?
- Для начала необходимо установить новый прибор учёта, в дополнение к уже имеющемуся с подключением к основному счётчику. Монтаж прибора потребитель осуществляет самостоятельно, прибегая к услуге наёмного электрика. Далее потребитель обращается в РЭС для составления письменного акта установки нового прибора учёта на месте, после чего необходимо обратиться к нам в «Читаэнергосбыт» с заявлением об установке нового (дополнительного) прибора учёта с электроотопительным прибором для фиксации в электронной базе данных. Само собой, электрокотёл устанавливается также самостоятельно, на свои деньги.
- Как платить? По какому прибору учёта?
- Расход потребления электроэнергии рассчитывается по второму счётчику (на электрокотёл) по тарифу 3,23 руб. по нормативу, 4,27 рубля сверх норматива. 
Так как электрокотел установлен внутри домохозяйства, то схема подключения его чаще всего осуществляется от основного прибора учета, и тогда, чтобы рассчитать расход, помимо котла, надо из общего расхода основного прибора учета вычесть расход по котлу. 
Вот, пример для понимания. По общему прибору (на все домохозяйство) расход в месяц составил 800 квт/ч, счетчик на электрокотел показал 500 квт/ч. Значит 500 квт/ч – потребитель заплатит по тарифу для электрокотла, а 300 квт/ч – по обычному тарифу. При этом социальная норма будет распределяться между ними пропорционально потреблению. Например, в доме четверо зарегистрированных жильцов, значит общая величина за месяц социальной нормы 260 квтч, из них 162 квт/ч по тарифу электрокотла, а 98 квт/ч по обычному городскому тарифу.
Обращаю внимание читателей, что наши программные комплексы все это считают автоматически, когда потребитель приносит нам акт допуска прибора учета на электрокотел, мы внимательно смотрим – какая схема подключения электрокотла и сразу настраиваем схему расчета. Поэтому потребителю при передаче показаний не нужно ничего ни вычитать, ни делить или умножать. Необходимо просто своевременно передавать показания по двум приборам учета.
- Установка электрокотла увеличивает нагрузку на общие электросети?
- Здесь всё зависит от мощности трансформаторной подстанции. Но, если вы заметили, что у вас скачки напряжения (даже если электроотопительный прибор установлен не у вас, а у соседей, к примеру, что возможно при самовольном увеличении нагрузки, необходимо обращаться в РЭС с пояснением возникшей ситуации. Работники районных электросетей выезжают на место для выяснения причины, при необходимости составляют письменный акт о самовольном увеличении нагрузки. Также потребитель может обратиться к нам для разрешения проблемы. Мы её изучим и постараемся решить в рамках нашей компетенции. 
- Спасибо за беседу!

Зорикто Олзоев

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES