Главная » 2014 » Март » 31 » Бато Сультимов: «Народный театр – это увлечение энтузиастов»

Бато Сультимов: «Народный театр – это увлечение энтузиастов»

31.03.2014 в 14:58 просмотров: 1905 комментариев: 0 Культура

27 марта общественность отметила Всемирный день театра. В Агинском округе народные театры решают важные для общества задачи – социальные, культурные, пропагандистские. Увлеченные театром люди находятся в поисках глубокого смысла и законов, управляющих человеческой жизнью, пытаются восстановить в своих постановках связь поколений. Одним из ярких представителей народных театров Аги является Будаланский народный театр. Его художественный руководитель Бато Сультимов (на снимке) сегодня в гостиной «АП».

 - Бато Цынгуевич, расскажите, пожалуйста, о себе и о том, как в Вашей жизни появился театр.

 - Я родился и окончил школу в Будалане. После окончания Бурятского государственного педагогического института в 1982 году пару лет работал учителем начальных классов в Гунэйской школе, затем вернулся на родину – тренером районной ДЮСШ по вольной борьбе. С 1989 года я работал скотником колхоза имени Карла Маркса, ныне АК «Будалан».

 Многие будаланцы увлечены театром. В этом большая заслуга профессионального режиссера Мункожаргала Жамбаловича Норсонова, который много лет работал заведующим сельским клубом.

 Первый профессиональный спектакль на будаланской сцене был поставлен где-то в 1973-1974 годах. Это была дипломная работа выпускницы ВСГИК Цыцыгмы Цынгуевны Бадмацыреновой – спектакль «Ш\тхэртэ ханза». Тогда я учился в четвертом классе и впервые увидел, как знакомые мне люди преображаются в своих персонажей, поразился, как меняются их лица во время игры. Это меня очень впечатлило, и, наверное, именно тогда я влюбился в театр.

 В школьные годы принимал участие в небольших постановках художественной самодеятельности, в полноценном спектакле сыграл в 1985 году. Позже, когда я жил на стоянке, мне было немного не до того.

 А в 2003 году мы – старый костяк актеров – откликнулись на призыв нашего Мункожаргала Жамбаловича и сыграли одну постановку. С тех пор мы ни разу не прервали свою деятельность, каждый год ставим новые пьесы.

 - Что такое «народный театр» сегодня?

 - Это сообщество энтузиастов, любителей театра. У нас нет денег, мы ничего не можем предложить нашим актерам, кроме того удовольствия, которое они получают на сцене, занимаясь любимым делом.

 Когда выезжаем на гастроли, нам помогают администрация и агрокооператив «Будалан», также привлекаем спонсоров. А мы готовы ехать хоть куда, были бы средства.

 - Расскажите об участниках Будаланского народного театра.

 - Я подсчитал, что всех участников нашего театра насчитывается более пятидесяти человек.

 Это люди разных профессий – есть чабаны, педагоги, студенты, многие из них сегодня проживают в п.Агинское.

 Если назвать самых активных и талантливых, это старшее поколение актеров Янжима Чимитова, Екатерина Цырендоржиева, Очирма Аюрова, среднее поколение представлено Аюром Жабэ, Баиром Дагбаевым. С прошлого года в состав труппы вошли молодые артисты Санжа Номогуруев и Балдан Дамдинов, также активная участница нашего театра учитель русского языка Сарюна Аюрова. Стоит отметить, что молодые актеры идут к нам охотно.

 Все наши выступления хранятся у нас в архиве, один из участников нашей труппы, великолепный певец Баиржаб Дугаров увлекается видеосъемкой и монтажом.

 - Насколько у вас хорошая база для народного театра? Где вы занимаетесь, где приобретаете грим, костюмы, музыкальное сопровождение?

 - Мы занимаемся при сельском Доме культуры, там есть необходимые костюмы и реквизит. Профессиональный грим я привез в свое время из Бурятии, где был на курсах.

 Я дважды проходил обучение на режиссерских курсах в Улан-Удэ и в Чите, в Бурдраме изучал материалы. Обучался на курсе Туяны Баяртуевны Бадагаевой – доцента ВСГАКИ, также мы работали с главным режиссером Бурдрама Владимиром Ильичем Кондратьевым. Это режиссер, работавший в Калмыкии, Бурятии, Монголии. Такое сотрудничество очень помогает в моей работе.

 - Как у вас дела с репертуаром?

 - Это очень серьезная проблема. В Агинском округе семь народных театров, также есть любительские кружковые театры. И перед всеми проблема репертуара стоит очень остро.

 Мы, например, ездим в Улан-Удэ за репертуаром, переводим русские пьесы на бурятский язык. Например, «Эсэгын этигэл», с которым мы выступаем сегодня, это спектакль, основанный на народных притчах. Мы объединили в этом спектакле притчи, которые нам известны из народного фольклора, которые передаются из поколения в поколение.

 Это чисто наш проект, в его воплощении нам большую помощь оказали режиссер театра «ДалиТЭ» Дугар Жалсанов, с которым мы давно сотрудничаем, а также учителя бурятского, русского языков. Мы хотим, чтобы со сцены звучала правильная литературная бурятская речь, ведь без языка мы теряем свои традиции и обычаи, мы обезличиваемся.

 Очень много работали над музыкальным сопровождением: в нашем спектакле это играет очень важную роль, ведь одной игрой мы не сумеем добиться желаемого эффекта.

 - Какие темы как режиссера народного театра вам наиболее близки?

 - В 2008 году мы получили статус народного театра, нам выделили две ставки – режиссера и заведующего постановочной частью. Мы перешли на новый, более высокий уровень, а потому и требования выше, чем к любительскому театру. Мы обязаны обновлять репертуар и ставить полноценные спектакли, музыкальное оформление и декорации должны соответствовать статусу.

 Мы учились, смотрели постановки других театров, много работали с режиссерами Юрием Лхамаевым, Бато Цыденовым. Мы до сих пор учимся. Честно сказать, в первое время мы ставили комедийные постановки, в последние годы делаем уклон на драму, трагикомедию.

 - «Эсэгын этигэл» - одна из них?

 - Да, мы хотим, чтобы люди задумались над ситуацией. Проблема отцов и детей актуальна не только для бурятского народа. Думаю, что спектакль должны посмотреть молодые люди лет тридцати.

 - Чем сегодня живут народные театры?

 - Сегодня положение народных театров, не сказать, что особенно сложное. Были времена и похуже, и получше. В Агинском Бурятском автономном округе было и финансирование, и проводились конкурсы, организовывались гастроли.

 Ведь когда привлекаем режиссеров из Улан-Удэ, то это не всегда бесплатно, бывает, покупаем сценарии хороших спектаклей.

 - Вы не ограничиваетесь только театральным конкурсом имени Даширабдана Батожабая. У театра много достижений в других конкурсах и часто гастролируете в регионе и Бурятии…

 - Да, мы успешно выступаем на конкурсе Батожабая – один раз становились обладателями Гран-при, пять раз – дипломантами. Кроме этого, мы стали обладателями Гран-при в краевом конкурсе театральных коллективов в рамках фестиваля народного творчества «Забайкалье - наш общий дом», в фестивале баргузинской долины в с.Барагхан Баргузинского района. Кроме того, принимаем участие в мероприятиях села, ездили по стоянкам близлежащих сел, выступали в Ононском районе, Агинском, Чите, Улан-Удэ.

 Пропустили только один год, когда в 2012 году были страшные пожары. Участие в конкурсах дает большой опыт, новое видение постановочных процессов.

 - Как, по Вашему мнению, можно возродить любительские театры в селах?

 - Нам повезло, что в нашем селе был Мункожаргал Жамбалович. Думаю, что если бы в селе был хотя бы один такой энтузиаст, увлеченный своим делом, тогда он может заразить им и других.

 - Как Ваша семья относится к вашему увлечению?

 - Поддерживает. Моя супруга Баирма Батоевна играет в народном театре, у детей тоже наблюдается интерес к театру.

 - Спасибо. С праздником.

 

                               Цыпелма НАМСАРАЕВА.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES