Главная » 2013 » Январь » 22 » Билигма Будаева: «Лучшие традиции нашего института будут продолжены»

Билигма Будаева: «Лучшие традиции нашего института будут продолжены»

22.01.2013 в 14:27 просмотров: 3162 комментариев: 0 Образование


Агинскому институту усовершенствования учителей исполнилось двадцать лет. Об этапах развития института и его сегодняшнем статусе мы беседуем с его ректором Билигмой Батордоржиевной Будаевой (на снимке).

 - Билигма Батордоржиевна, в юбилеи принято вспоминать годы становления. Какова история создания института усовершенствования учителей в Агинском округе?

 - Отмечая юбилейную дату, необходимо подчеркнуть, что истоки создания методической службы округа связаны с открытием первой светской школы Аги – церковно-приходского училища в 1842 году и с именами первых учителей и ученых

У-Ц.Онгодова, Г.Цыбикова, Ц.Жамцарано, Б.Барадина, Б-Д.Очирова, Ч-Л.Базарона, инструкторов-методистов А.Ральдина, Б.Бадмажапова и других, кто внес  значимый вклад в систему подготовки кадров. В 1938 году впервые создан окружной педагогический кабинет, реорганизованный в 1960 году в окружной методический кабинет.

 Значительные изменения в системе повышения квалификации работников образования произошли, конечно, с образованием Агинского Бурятского автономного округа, когда в 1993 году по инициативе председателя комитета образования Ц.Г.Намсараевой и поддержке главы администрации Агинского Бурятского автономного округа Г.Ц.Цэдашиева было принято решение об открытии института усовершенствования учителей.

 - Какие основные этапы развития Агинского института повышения квалификации за эти двадцать лет Вы можете отметить?

 - В истории развития института можно выделить этапы с точки зрения становления и развития как учреждения дополнительного профессионального образования и выделения содержательных линий развития повышения квалификации.

 Созданный в 1993 году институт усовершенствования учителей по национальным проблемам образования начал свою деятельность с разработки национально-регионального компонента содержания образования. Под руководством первого директора Б.Б.Даширабдановой и методистов созданы авторские программы, а ведущие учителя округа, в числе которых Б.Ц.Бальжинимаев, Б.Д.Батуева, Д.Д.Дашицыренова, Р.Ж.Дашицыренова и другие, разрабатывали учебно-методические комплекты.

 Начальный этап развития института характеризуется формированием научно-методического центра, выстраиванием системы методической службы, стиля деятельности, что способствовало совершенствованию мастерства, профессионализма методистов. Взятый курс на научно-методическое сопровождение обновления содержания образования обеспечивали первые методисты института, сегодня ведущие руководители и учителя школ округа – А.Д.Батомункуева, Р.А.Махабадарова, Д.Д.Аюрова, Ц.Б.Намсараева, Д.Д.Норбоева, Д.Д.Цынгуева, Б.О.Бальчиндоржиева, Т.Н.Цынгуева, В.В.Абадаева и другие.

 Следующий этап в развитии института связан с началом проведения длительных курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников в соответствии с нормативными документами по организации дополнительного профессионально-педагогического образования.

 В настоящее время институтом реализуются 82 образовательные программы повышения квалификации, 96 программ краткосрочных курсов, шесть программ профессиональной переподготовки.

 В 2007 году постановлением Главы Администрации Агинского Бурятского автономного округа Б.Б.Жамсуева наше учреждение было реорганизовано в окружной институт повышения квалификации работников социальной сферы как следствие процессов, происходящих в региональной системе образования, и необходимостью расширения сферы его деятельности.

 Для обеспечения системы непрерывного повышения квалификации работников социальной сферы под руководством Б.Б.Тарбаевой начато обучение и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, преподавателей детских музыкальных школ и школы искусства, руководящих кадров и работников культуры, тренеров-преподавателей, специалистов по работе с молодежью, социальных работников и других.

 Эффективный опыт научно-методического сопровождения инновационного развития региональной системы образования, образовательных учреждений позволяет выделить следующий этап деятельности в качестве федеральной стажировочной площадки по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. За два года реализации программы институтом и базовыми опорными площадками обучено более трех тысяч слушателей из семи регионов Российской Федерации.

  - Институт сегодня является автономным учреждением. Расскажите, как работается в новых условиях?

 - Инновационный путь развития института позволил нам в числе первых в Забайкальском крае с 2010 года перейти в статус государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования. Изменение статуса способствовало расширению географии слушателей, оптимизации финансово-экономических механизмов управления. Использование упрощенной системы налогообложения позволяет нам сэкономленные средства направлять на обучение методистов, формирование стимулирующего фонда заработной платы, тем самым закреплять профессиональные кадры и обеспечивать качество предоставления услуги.

 - Вы выделяете еще и содержательные линии развития повышения квалификации…

 - Если остановиться на содержательных линиях развития повышения квалификации, можем выделить следующие направления научно-методического сопровождения: разработку национально-регионального компонента содержания образования; обновление содержания общего образования, внедрение технологий развивающего обучения; профильного обучения, сетевого взаимодействия образовательных учреждений, развитие системы оценки качества образования, разработку и внедрение финансово-экономических механизмов повышения качества образования, развитие государственно-общественного управления образованием, использование современных технологий, в том числе информационных.

 С высоты двадцатилетнего возраста института мы отмечаем, что стратегически выверенным направлением деятельности института с 1994 года под управлением заместителя директора Б.Б.Дамбаевой становится освоение системно-деятельностного подхода, внедрение системы развивающего обучения, личностно-ориентированного образования,  которые в настоящее время определены концептуальной основой стандартов нового поколения.

 Необходимым условием  достижения  нового  качества  образования  является повышение профессионализма руководителей и педагогов образовательных учреждений округа. По заказу Департамента образования Администрации округа начата и ведется профессиональная переподготовка кадров. Более пятисот учителей и воспитателей имеют дополнительную специализацию, в том числе более 70 проц. руководителей являются дипломированными менеджерами образования.

 - В связи с образованием нового субъекта РФ – Забайкальского края – в каком статусе сегодня работает институт? Какие районы обслуживает?

 - С 2008 года, являясь краевым институтом, обслуживаем не только работников образования Агинского Бурятского округа, но и близлежащих районов. В условиях внедрения персонифицированной модели повышения квалификации, когда учитель может выбрать программу, место, сроки и формы обучения, мы имеем условия для повышения квалификации всех желающих педагогов Забайкальского края. Так, за последние годы активно с нами сотрудничают педагоги г. Краснокаменск, Забайкальского, Карымского, Кыринского, Оловяннинского, Борзинского, Могочинского, Петровск-Забайкальского, Ононского и других районов края. 

 - Материально-техническая база позволяет обслуживать увеличившийся круг слушателей?

 - Современное состояние и инновационное развитие системы повышения квалификации округа достигнуто во многом благодаря поддержке Администрации Агинского Бурятского автономного округа, Главы Администрации Баира Баясхалановича Жамсуева. Строительство пристройки к зданию института в 2001 году стало одной из первых новостроек округа.  Сегодня учреждение располагает собственной инфраструктурой, позволяющей обеспечить полноценное получение профессиональных знаний работников социальной сферы, современной, постоянно совершенствующейся учебно-материальной базой. К услугам слушателей предоставлены лекционные залы, компьютерные классы со свободным доступом в Интернет, библиотека с электронной базой, интерактивное оборудование, книжный киоск с прямой доставкой необходимой литературы из издательств.

 Для комфортного размещения, проживания и питания слушателей предоставляется общежитие гостиничного типа, буфет. В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования осуществлена модернизация компьютерного парка, приобретено современное оборудование для видеоконференции, дистанционного повышения квалификации, электронный киоск с расписанием образовательных услуг, полиграфическая типография. Есть автотранспорт для организации выездных курсов.

 - Какие профессиональные связи появились у института за это время?

 - Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов и образовательных учреждений осуществляется при сотрудничестве с ведущими федеральными учреждениями, регулирующими государственную образовательную политику -  Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования, Федеральным институтом развития образования, Институтом развития РАО, Институтом проблем образовательной политики «Эврика», Международной ассоциацией развивающего обучения, Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, НИИ инновационных стратегий развития общего образования в г.Москве, Московским городским психолого-педагогическим университетом и региональными институтами повышения квалификации городов Москва, Санкт-Петербург, Республик Саха (Якутия), Бурятия и Татарстан, Алтайского края, Амурской, Иркутской, Калининградской областей.

 - Расскажите, пожалуйста, о коллективе института.

 - У нас работают 24 педагогических работника, в том числе три кандидата педагогических наук, кандидаты географических наук и культурологии. В 2013 году два методиста завершают и готовят к защите диссертации на соискание ученой степени  кандидатов филологических наук. Среди сотрудников института один заслуженный учитель РФ, три заслуженных работника образования Агинского Бурятского автономного округа, восемь почетных работников общего образования РФ.

 На сегодня к методистам предъявляются высокие требования, так как наряду с организационно-методической работой, они качественно обеспечивают содержание повышения квалификации. Мы осознаем особенности требований к обучению взрослых в современных условиях и стремимся руководствоваться  ими в нашей работе.

 - В чем залог успешного развития института?

 - Становление, поступательное развитие института обеспечено благодаря вниманию и поддержке Администрации Агинского округа, конструктивному руководству окружным управлением образования, тесному взаимодействию с районными отделами образования, методическими кабинетами и образовательными учреждениями.

 В разные годы институт возглавляли руководители-стратеги – заслуженный учитель РФ Б.Б.Даширабданова, к.п.н., заслуженный учитель РФ Б.Б.Дамбаева, к.п.н., почетный работник общего образования РФ Р.А.Махабадарова, к.социол.н., заслуженный учитель РФ А.Д.Батомункуева, Б.Б.Тарбаева.

 В институте наработан опыт использования инновационной практики лучших учителей, которые обеспечивают практическую часть курсов. На базе инновационных школ созданы ресурсные центры, стажировочные площадки. Методисты института обеспечивают профессиональный патронаж развития учителя не эпизодическим повышением квалификации раз в пять лет, а постоянной - четко организованной, каждодневной методической поддержкой через систему постоянно действующих семинаров на основе новых информационных технологий, тренингов, проектной и исследовательской деятельности.

 Благоприятный психологический климат, настроенность на успех, взаимная поддержка методистов закономерно влияют на профессиональное становление любого педагога. Индивидуальный, адресный характер работы со слушателями, мобильность и оперативность приводят к востребованности образовательных услуг в регионе, «узнаваемости» института в образовательном пространстве России.

 - В каком направлении будет развиваться Агинский институт повышения квалификации?

 - Сегодня модернизация российского образования связана с проблемами достижения нового качества образования через реализацию приоритетного национального проекта, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», внедрение новых образовательных стандартов, развитие государственно-общественного управления, введение новых финансово-экономических механизмов управления, построение новой системы оценки качества образования и др.

 Каждая из вышеперечисленных позиций требует профессионального переосмысления содержания, форм, методов постдипломного образования  не только педагогических, но и всех работников социальной сферы. Это новые горизонты в развитии региональной системы повышения квалификации.

 - Что можете пожелать коллегам в день юбилея?

 - Отмечая юбилей института, хочу особо отметить труд всех методистов. Благодаря слаженной, творчески насыщенной деятельности разных поколений коллектива института за эти годы кардинально изменена психолого-педагогическая позиция учителя, предоставлены широкие возможности для личностно-профессионального роста педагогов. Убеждена, что лучшие традиции будут продолжены и в последующей истории института. Желаю всем коллегам новых страниц с яркими заголовками и множеством запятых, профессионального долголетия, здоровья, семейного благополучия!

 - Спасибо.

Цыпелма НАНЗАТОВА.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES