Главная » 2021 » Июль » 24 » Цугольскому дацану 22

Цугольскому дацану 22

24.07.2021 в 09:41 просмотров: 88 комментариев: 0 Власть и общество

24 июля свой 220-летний юбилей отмечает Цугольский дацан «Даши Чойпеллинг» (Страна преумножения, Учения, счастья). Расположенный в селе Цугол Могойтуйского района, он стал первой классической монастырской школой буддийской философии на бурятской земле.

Как гласит летопись, в 1800 году представители трех хоринских родов галзут, харгана и хуасай инициировали ходатайство об основании собственного дацана и просили разрешения на строительство кумирни. Место было определено на пологом южном склоне холма, возвышающегося над широкой поймой реки Онон и устья реки Цугол. В официальном списке «Ламайских дацанов Восточной Сибири» время основания Цугольского дацана датируется 1801 годом. Дацан долгое время был войлочным. В 1827 году было начато сооружение деревянного здания главного дугана и четырех малых сумэ: Найдан и Дэмчок, Гунрик и Махагала. Строительство трехэтажного деревянного здания Цогчен-дугана завершилось в 1836 году. Был совершён ритуал освящения, Цугольский дацан получил название «Даши Чойпеллинг», а его хранителем был определён Чойжел - одно из гневных божеств буддийского пантеона. Первым шэрээтэ (настоятелем) дацана стал выдающийся ученый своего времени Лубсан-Лхундуб Дандаров.
В 1864 году генерал-губернатором Восточной Сибири было утверждено право на строительство каменного здания Цогчен-дугана. В 1865 году было начато строительство, которое было окончено в 1868 году. В 1887 году дацан сильно пострадал от пожара и был восстановлен спустя два года. Цогчен-дуган приобрёл вид, который сохранился до наших дней.
К началу XX века Цугольский дацан представлял собой комплекс, состоящий из главного соборного храма и десяти дуганов. Архитектура Цогчен-дугана по праву считается вершиной мастерства бурятских зодчих. Известно, что в строительстве дацана участвовал настоящий слон, специально привезенный из соседнего Китая. С тех пор в Цугольском дацане слон - почитаемое животное. Здесь уже существовал обрядовый «белый слон» для круговращения во время Майдари-хурала. Он был изготовлен в 1860 году. Процессия с двумя колесницами двигалась вокруг главного храма. На передней располагалось скульптурное изображение слона, позади - большая колесница с передвижным храмом.
В глубинке Забайкалья Цугольский дацан стал не только религиозным центром, но и центром образования и культурной жизни. В монастыре обучали различным дисциплинам: основам буддизма, тибетскому и монгольскому языкам, географии, медицине, астрологии, философии. Именно Цугольскому дацану принадлежит приоритет в развитии направлений школ богословия цаннит и тибетской медицины манба.
Здесь обучались в большом количестве ламы из дацанов Селенги, Хори, Баргузина, Аги и шести хамниганских дацанов восточного Забайкалья. За славу первого по учёности среди бурятских монастырей Цугольский дацан в те времена конкурировал с Агинским. На территории Цугольского дацана находились больница и своя типография, где было начато книгопечатание. Работала библиотека, здесь образовался посёлок, где, в основном, проживали более полутора тысяч лам.
В 1857 году вторым шэрээтэ Цугольского дацана стал Галсан-Жимба Дылгиров. Он прославился своими многочисленными трудами, переводами крупных буддийских сочинений с тибетского на монгольский язык. В 1877 году на должность шэрээтэ был избран Ганжирва-гэгээн, получивший здесь первоначальное духовное образование, которое затем продолжил в монастырях Монголии и Тибета. С Цугольским дацаном связано имя Доржи-Жигмита Данжинова (Ёнзон-багша), который в 1878 году был избран седьмым шэрээтэ Агинского дацана. Вместе с братом он обучался в Цугольском дацане, впоследствии став известным богословом и составителем популярных поучений, многочисленных сочинений на буддийские темы. За большие заслуги в издательской и религиозной деятельности Ёнзон-багша после смерти был объявлен бодхисатвой. Астрологию и тибетскую медицину в Цугольском дацане изучал известный йогин, гэбши Намнанай Шагдар. Он также известен тем, что был учителем ламы, дипломата, ученого Агвана-Лубсана Доржиева, который, в свою очередь, в числе семи высших учёных лам состоял при Далай-Ламе XIII, участвуя в его обучении буддийской философии и литературе. Шэрээтэ Жимба-Жамсо Цыбенов был последним из плеяды бурятских учителей, успевших получить в 1920-е годы основы классического буддийского образования. Получив начальное образование в Тарбагатайском и Агинском дацанах, ученую степень гэбши освоил в Монголии, продолжил учебу в монастыре Гандан, где изучал тантру, тибетскую медицину и буддийскую живопись.
Печальные 30-е годы не обошли стороной и Цугольский дацан. В 1934 году  Жимба-Жамсо Цыбенов был арестован и осужден на десять лет, отбывал срок в Коми АССР. А предметы старинного и религиозного культа были изъяты, уникальные скульптурные изображения Майдари, Одсэр-Жанма, Дэважин и Ганда были разобраны в поисках драгоценных металлов.
Спустя многолетние перипетии судьбы, в 1988 году Жимба-Жамсо Цыбенов был приглашен настоятелем Ленинградского дацана. Но в связи с возвращением Цугольского дацана верующим остался руководить его восстановлением.
После ухода в 1995 году досточтимого Жимбы-Жамсо Цыбенова шэрээтэ-ламами Цугольского дацана служили Бато Жамбалов, Даши Цыгмитов, Чимитдоржо  Дугаржабэ, Батоцырен Гончиков, Абида Дугаров, Бато Галсанов. С 2006 года и по сей день шэрээтэ Цугольского дацана является Алдар-лама Шойнхоров, родом из села Кусочи Могойтуйского района. Важным событием новейшей истории российского буддизма стало возвращение из Санкт-Петербурга в Цугольский дацан в 1997 году статуи Майдари.
В 2001 году, когда дацан отметил свое 200-летие, по инициативе Цырена Дондукбаева, Дид-хамбо ламы по Забайкальскому краю, состоялся молебен на месте сгоревшего Майдари сумэ. В 2002 году вновь назначенный шэрээтэ Абида Дугаров начал его строительство, которое продолжалось несколько лет. Реставрацией Майдари занимались чеканщики во главе с заслуженным художником Бурятии Баиром Дармаевым. Под руководством шэрээтэ ламы Алдара Шойнхорова статуя Майдари была восстановлена с соблюдением всех буддийских канонов. На сегодняшний день в Цугольском дацане проводятся малые и большие хуралы, службу несут 28 лам.

Елена АБИДУЕВА.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2021 Агинская правда. Design created by ATHEMES