Даба Дабаев – «В искусстве не может быть конкурентов»

12 июля отмечался День фотографов, связанный с образом и деяниями святой Вероники, почитающейся покровительницей фотографов и фотографии. Поэтому этот день любители и профессионалы фотодела отмечают как День фотографа. В последние годы этот праздник набирает популярность и в России.  Сегодня в нашу гостиную мы пригласили молодого фотографа, чье имя сегодня у всех на слуху – Даба Дабаева, автора нескольких фильмов, бронзового призера Всебурятского фестиваля «Алтаргана-2014» в Монголии. Фильм «Нюуса», снятый им в соавторстве с Булатом Базаровым, получил приз «За лучшую актерскую роль» на фестивале «Алтаргана 2016». Также у молодого фотографа прошла серия персональных фотовыставок в Агинском, Краснокаменске и Улан-Удэ.


- Даба, расскажи немного о себе и о том, как начал карьеру фотографа? Когда впервые узнал о существовании профессии «фотограф»?


- Я родился в Агинске, по паспорту в селе Цокто-Хангил, в 1986 году. Честно говоря, к фотографии пришел немного необычным методом – через обучение в Агннском дацане, в котором провел с 2001 по 2013, 12 лет. Однажды, меня устроили работать в пресс-центр дацана, и там, постепенно, снимая хуралы и события, перешел с буддийской живописи на фотографию. А так, мне нравилось в детстве рисовать пейзажи, просто я не знал, что возможно иным способом настолько эффективно фиксировать природу.


- Какой была твоя первая камера, и какое оборудование ты используешь сейчас?


- Первой камерой был FujiFilm S2950HD, дешевый цифровой фотоаппарат, с наличием небольших ручных настроек, которых, впрочем, хватило, чтобы увлечь меня съемкой. Это ведь очень необычное ощущение, когда то, что вы видите своими глазами, превращается в цифровое изображение, и можно поделится своими ощущениями с другими людьми. Затем был первый зеркальный аппарат Nikon D3100, шаг вперед, можно сказать, затем Nikon D90, и в настоящем Nikon D7000. Все эти фотоаппараты нельзя назвать дорогими, но со своими задачами справлялись отлично. Хочу в ближайшие месяцы переходить на полный кадр, это важный, осознанный шаг для фотографа, ведь ощущается достаточно ощутимо финансово.


⁃ Я заметил, что в последнее время ты очень занят, то в Москве, или в Улан-Удэ? Твоя занятость связана с фотографией или есть еще какая-то работа?


- С января этого года, я живу в городе Улан-Удэ, но постоянно приезжаю в Агинское на съемку разных проектов. От родных мест никуда не денешься, надо поддерживать дацан, округ. Иногда бывает работа в других городах, иногда просят помочь друзья, например, открывшие кафе «Баяр» бурятской кухни в Москве. Работы много, и она разнопланова, всего сразу и не расскажешь.


- Где еще ты побывал? Какие у тебя цели в путешествии?

- Пока я путешествую по России, бывал в Монголии. Хочу двигаться дальше. Каждый раз, когда я планирую поездку куда-либо, то стараюсь сформулировать основную идею и цель путешествия. Не люблю поездок ради поездки. Например, путешествие в Горный Алтай в 2016 году с друзьями из Красноярска было практически экспедицией, где мы изучали особенности свадебных традиций у алтайских казахов. И так далее. Важно, чтобы каждый шаг нес с собой практическую пользу, для ума, мировоззрения, языка или характера. Иначе, зачем все это?
- Каковы твои основные источники дохода? Только ли фотография?

- Да, фотография и видеосъемка. В дальнейшем, есть еще варианты развития, но оглашать пока не буду.

- Чем бы ты занимался, если тебе пришлось бы отказаться от фотографии и кино?

- Дацан. Я продолжил бы работать в пресс-центре Агинского дацана, как и раньше, где и так хватает работы – лекции, статьи, помощь людям, фиксирование событий дацана, информационная и техническая поддержка, экскурсии, создание книг и брошюр и так далее.

- Что бы ты посоветовал начинающему фотографу, желающему следовать по твоим стопам?

- Не уверен, что именно по моим стопам кто-нибудь будет следовать, но все же, я бы посоветовал принять окружающий мир таким какой он есть, и научиться анализировать вне предрассудков и мнений. Фотограф должен передавать действительность аутентично реальности, при этом внося только художественные детали, без доли сомнений, страха, религии или политики, постоянно анализируя свои труды, критикуя самого себя. Фотограф как губка со стальным сердечником. Впитывает информацию, но движение продолжает в любом случае. Я сам еще на пути к этому. Но быть самокритичным научился.

- Как ты относишься к конкурентам?

- В искусстве не может быть конкурентов. В бизнесе, да, безусловно. А в фотографии мы все коллеги, обмениваемся мнениями, техниками. Распространено посещение мастер-классов друг друга по тем или иным направлениям. Я не выделяю лучших или худших, на мой взгляд, если человек относится к своему труду как к творчеству, то он заслуживает только уважения и солидарности. Мы стараемся общаться, чтобы быть в курсе всех событий. И здесь нет деления даже на возрасты, все равны с камерой в руках.

- По-твоему, сейчас быть фотографом проще, чем некоторое время назад? Ведь с одной стороны тебе в помощь – технологии, а с другой, фотопроцесс настолько упростился, что почти каждый, приобретя соответствующее оборудование, может делать снимки вполне приличного качества…

- Да, разумеется, доступность фотографии делает то, что сделало с путешествиями XIX века. Раньше, в плавание по морям отправлялись отважные моряки и исследователи, надеявшихся на ветер и сноровку, с немалой верой в Фортуну, но с изобретением паровой тяги, практически каждый мог посетить любую страну на планете. Это неплохо, совсем неплохо. Разве есть что-то плохое в том, что вы можете долететь на самолете, скажем, в Пекин или Дели за 6-10 часов? Конечно, в XIX веке путь на лошадях и верблюдах занял бы месяцы, но это был бы путь полный как приключений, так и смертельных опасностей. То же и с фотографией. Возможно постепенно исчезнут исследователи, и дух фотографий станет обыденным, но я верю, что это неплохо, ведь теперь каждый может присоединиться к этому, каждый может стать исследователем.

- Фотограф должен учиться профессии или это внутренний дар?

- И то и другое. Если вы чувствуете, что мир вокруг прекрасен, закаты ярки и красочны, а лица людей так и хочется оставить в истории, то смело берите фотоаппарат и снимайте. Сначала, конечно, изучите инструкцию к аппарату, но потом обязательно снимайте. Никто не заставляет заниматься фотографией, в этом суть. Просто дело в практике. У меня путь от фотографий на «мыльницу» (дешевый фотоаппарат) до тех снимков, которые я могу назвать хорошими занял примерно 10 000 фотографий. Но у всех по-разному. А еще, важно научится быть позитивным в любой ситуации.

- А что касается твоего образования, ты где-то учился фотографии?

- Самообучение в интернете. И практика. Много практики. И отсутствие страха перед чем-то новым. Надо научится говорить «да», всему что приходит в нашу жизнь. И тогда любые дороги будут открыты.

- Давай вернемся к творчеству. С кем ты сегодня работаешь, с какими фотографами дружишь?

- Мои хорошие друзья, Булат Базаров и Сэсэг Санданова, фотографы. С Булатом, с 2013 года примерно, мы постоянно работаем и общаемся, советуемся и критикуем, ведь в этом суть настоящего товарищества. Совместно сняли уже не один проект, и впереди еще множество. Считаю его талантливым портретистом, и всегда позитивным человеком, у которого все впереди. Сэсэг отличный видеограф и фотограф, наш друг и советчик. Она беспрестанно совершенствуется в своем ремесле. И это очень важно.

- Какую первоочередную цель видишь впереди себя (заглядывая далеко вперед)?

- Смотря насколько вперед. К 40 годам хочется иметь за плечами несколько полнометражных фильмов, кругосветное путешествие, дом и семью. К 50 годам, пару книг о путешествиях и фотографии, домашнюю библиотеку, киностудию, для поддержки молодых режиссеров и операторов. К 60, ну там как получится. Но к 80 все-таки хочется продолжать ездить на велосипеде.


Базаржаб РИНЧИНОВ, 
фото из личного архива Даба Дабаева.

 



16.07.2017 Admin 0