Главная » 2021 » Июль » 3 » Его наследие – источник научного творчества и мысли

Его наследие – источник научного творчества и мысли

03.07.2021 в 11:12 просмотров: 427 комментариев: 0 Власть и общество

Цыбен Жамцаранович Жамцарано (1881-1942 гг.) (на снимке) является одним из выдающихся российских ученых-востоковедов, организаторов науки и общественно-политических деятелей первой половины XX века. Он вошёл в историю бурятского и монгольского народов как просветитель и крупный учёный-исследователь

Ц.Ж.Жамцарано родился в 1881 году в улусе Судунтуй Хойто-Агинского родового управления в семье зайсана (старосты) рода ходанца-шарайд Жамцарана Гендунова. 
Ц.Жамцарано вырос в традиционной бурятской семье: «Мои предки первоначально обитали в долине Ингоды, затем перекочевали в агинскую степь. Я принадлежу к хоринскому роду шарайд бурятского народа монгольской кости. Имя мое Цыбен. Отца зовут Жамцараном. В молодости хорошо пел, ловко усваивал грамоту. Сейчас он на 50-м году жизни. Девять лет был в должности зайсана. У него спокойный характер, потому его звали «старый зайсан». Дедушку звали Гэндэном. В семье было пятеро детей: трое сыновей и две дочери», - писал в своем дневнике Ц.Жамцарано. 
Первоначальное обучение монгольской грамоте Ц.Жамцарано по традиции получил в семье, в которой высоко ценились знание и грамотность так же, как и интерес, и любовь к культуре своего народа.
В 12 лет Ц.Жамцарано поступил на учебу в Читинское городское трехклассное училище, в котором он успешно обучился, о чем свидетельствуют похвальные грамоты, сохранившиеся в его личном архиве. После окончания училища он несколько лет обучался в гимназии, основанной П.Бадмаевым для бурятских мальчиков в Санкт-Петербурге, но которую он был вынужден бросить из-за несогласия принять православие. 
В 1898-1901 гг. он также успешно учился в Иркутской учительской семинарии. После окончания семинарии он вернулся в Агу и начал работать учителем Агинского приходского училища. Уже через год, в 1902 году, агинские буряты приняли решение послать на общественные средства, собранные среди земляков, его и Базара Барадина вольнослушателями для продолжения обучения в Санкт-Петербургском университете. 
Его научная деятельность началась еще со студенческих лет. Уже тогда он проявлял задатки будущего крупного ученого. Ц.Ж.Жамцарано, начиная с 1903 года, проводил каждое лето в экспедициях среди разных монголоязычных этнических групп за сбором фольклорного и этнографического материала по заданию Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии и Русского музея императора Александра III.
В 1907-1908 гг. Ц.Жамцарано преподавал монгольский язык на факультете восточных языков университета и в последующие годы совершил длительные научные экспедиции в Китае и Монголии. 
Во время научных экспедиций по Иркутской губернии, Монголии, Забайкалью (1903-1909 гг.),Внутренней Монголии (1907-1910 гг.), Орхонской экспедиции и экспедиции по изучению ононских тунгусов (1911-1912 гг.) им были собраны уникальные фольклорные и письменные памятники (рукописи и ксилографы на тибетском и монгольском языках), архивные и полевые материалы по этнографии и истории монгольских народов. 
Ц.Ж.Жамцарано стал непревзойденным собирателем памятников устного народного творчества, главной заслугой которого стали сбор, изучение и публикация огромного пласта фольклорных памятников монгольских народов, благодаря которым бесценные произведения устного творчества монголоязычных народов были сохранены для потомков. Лишь часть из них была им издана. Большая часть его неопубликованного рукописного наследия хранится в архивах Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Улан-Батора. 
Ему принадлежит заслуга по созданию классической системы транскрипции для передачи диалектных особенностей и своеобразия языка рапсодов, которая была применена им во время его многолетних экспедиций (в основном, с 1903 по 1913 гг.) по Иркутской губернии и Забайкалью, в Халха-Монголии и многих хошунах и сеймах Внутренней Монголии. 
Им также была разработана и впервые в истории собирания фольклора монголоязычных народов применена методика научной паспортизации записываемого материала и информантов. В общей сложности Ц.Ж.Жамцарано было зафиксировано около 70 эпических поэм, в том числе, такие крупнейшие произведения устного народного творчества, как улигеры «Аламжи Мэргэн», «Айдурай Мэргэн», «Еренсей», «Ха-Ошир-хүбүүн», а также наиболее архаичный и самобытный вариант «Гэсэра», который ученый записал от выдающегося эхирит-булагатского сказителя Маншуда Эмегенова («Абай Гэсэр хүбүүн», «Ошор-Богдо хүбүүн», «Хүрин Алтай хүбүүн»). Не менее объемно собрание песен разных жанров, записанных 
Ц.Жамцарано со всеми диалектными особенностями, подробными комментариями к содержанию песни, характеру исполнения, паспортными данными информантов. Мировую известность ученый получил как собиратель и издатель фольклора монгольских народов.
Его записи фольклорных и эпических произведений бурят и халхасцев изданы в девяти томах.
В архивах Ц.Жамцарано сохранились бесценные материалы по шаманизму хоринских, аларских, эхирит-булагатских бурят, большей частью представляющие записи текстов с комментариями, касающимися как самих текстов, так и описаний обрядов. 
Он остался в истории востоковедения и как выдающийся источниковед, исследователь монгольских летописей, исторических хроник, правовых памятников. Его монография «Монгольские летописи XVII века» до сих пор остается одним из наиболее капитальных трудов по монгольской историографии, в которой им впервые был дан глубокий анализ и характеристика пяти основных монгольских исторических сочинений XVII века. 
Из научных работ также известны его труды по этнографии монгольских племен, например, статья о Чингис-хане в Ордосе, не только не потерявшие своего научного значения, но более того, являющиеся единственными достоверными данными, сохранившими до наших дней уникальные сведения о прошлом. 
Заслуги Ц.Ж.Жамцарано по сбору фольклора были высоко оценены Русским Географическим Обществом, по решению которого в 1905 году он был удостоен серебряной медали, а в 1935 г. по совокупности научных трудов был удостоен научной степени доктора литературоведения (т.е. филологических наук) Академии наук СССР. 
Ц.Жамцарано прославился и как крупный общественный деятель, сыгравший значительную роль в истории Бурятии и Монголии, принимавший активное участие в общественно-политической жизни Забайкалья конца XIX – начала XX вв. и бывший одним из лидеров национального возрождения народа. Он возглавлял различные бурят-монгольские комитеты и союзы. В декабре 1917 г. на всебурятском съезде в Верхнеудинске он был избран председателем Центрального национального комитета. В 1918 г. был избран Наркомом по национальным делам Забайкальской области. Им был издан ряд публицистических статей по проблемам политического и культурного возрождения бурят и монголов. В его личном архиве широко представлены разносторонние материалы, характеризующие его деятельность. 
В 1919–1920 гг. он работал преподавателем Иркутского университета. Ему принадлежит заслуга в организации и руководстве Бурят-Монгольским Ученым комитетом (ныне – Бурятский научный центр СО РАН) и Монгольским Ученым комитетом (Судар бичгийн хүрээлэн), впоследствии преобразованном в Академию наук Монголии. 
С 1911 по 1917 гг. Ц.Жамцарано жил в Монголии и работал переводчиком-драгоманом при Министерстве иностранных дел России. Одновременно он исполнял обязанности советника в министерстве просвещения в правительстве Богдо-гэгэна. В эти годы благодаря инициативе Ц.Ж.Жамцарано в Монголии была произведена реформа в системе образования и просвещения, были организованы первые светские школы, составлены и изданы первые учебники и учебные пособия. 
Ц.Жамцарано был выдающимся пропагандистом и популяризатором научных знаний. Он являлся, по сути дела, первым переводчиком научной, научно-популярной и художественной литератур с русского, английского и французского языков на монгольский. Им была начата серия переводов мировой художественной классики на монгольский язык, своего рода антология переводов мировой классики. 
Он также был инициатором, одним из основателей и редакторов первых периодических изданий Монголии: журнала «Шинэ толи хэмээх бичиг» и газеты «Нийслэл хүрээний сонин бичиг». 
Он сыграл выдающуюся роль в истории Монголии, создании нового монгольского государства и общества начала XX века Ц.Жамцарано был активным участником революционных событий в Монголии 1911 г., народной революции 1921 г. 
Ц.Жамцарано во многом определял основные направления внешней политики Монгольского государства в период автономии и МНРП в период независимой народной Монголии, в установлении дружественных отношений с Россией. Он входил в состав монгольской делегации в Россию в 1913 г., выступал в качестве переводчика-эксперта на трёхсторонних переговорах России, Монголии и Китая в 1914, 1915 гг., возглавлял делегацию на конгресс Коминтерна, при его непосредственном участии формировалась как внешняя, так и внутренняя политика автономной и народной Монголии. Его заслуги были высоко оценены Богдо-гэгэном, который присвоил ему титул туше-гуна в 1915 году. С 1920 г. через Дальневосточный секретариат Коминтерна в Иркутске Ц.Жамцарано активно включился в национально-освободительное движение в Монголии, он был одним из основателей Монгольской Народной партии (позднее МНРП), был автором политической программы партии, утвержденной в 1921 году в Кяхте, и проекта первой Конституции Монголии. 
Он занимал многие ответственные государственные посты как в автономной Монголии, так и в Народном правительстве: заместитель министра иностранных дел, член экономического совета страны, член Совета Госбанка Монголии. Был избран в члены малого хурала, Президиума ЦК МНРП, возглавлял Центральную контрольную комиссию МНРП. 
В 1921-1931 гг. он сыграл огромную роль в подготовке государственных, научных и учительских кадров в Монголии. 
Ц.Жамцарано последовательно выступал за развитие отношений со странами с развитой демократией, приобщение к общечеловеческому прогрессу в культуре, достойное зажиточное существование всего народа через кооперирование, развитие частного уклада, соблюдение прав и свободы человека в их классическом понимании, уважение свободы личности. Разработанный им план дальнейшего развития МНР подвергся критике со стороны «левых» деятелей партии, а Жамцарано и его сторонники были изгнаны из партии и со своих постов, поэтому в 1932 г. Ц.Жамцарано был вынужден уехать из Монголии. 
С 1932 по 1937 гг. работал в институте Востоковедения АН СССР. Научная деятельность Ц.Жамцарано в Ленинграде оборвалась в 1937 г. в результате необоснованных обвинений в национализме, панмонголизме и проведении буржуазных идей. Из-за подобных же обвинений он был вынужден ранее уехать из Монголии. Он был арестован 11 августа 1937 г. и отказывался давать ложные показания, но, тем не менее, 19 февраля 1940 года особое совещание (ОСО) при НКВД СССР приговорило его к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. 14 мая 1942 года он скончался в Соль-Илецкой тюрьме (Оренбургская область). 
В 1956 году Ц.Ж.Жамцарано был полностью реабилитирован. Годы официального замалчивания его имени в России не могли не сказаться на крайне неполном представлении о характере деятельности Ц.Ж.Жамцарано и масштабах ее результатов. До 90-х гг. прошлого века в основном изучалось его рукописное фольклорное наследие. Были изданы следующие памятники фольклора: «Абай Гэсэр хүбүүн», «Буху Хара хүбүүн», «Еренсей», «Айдурай Мэргэн», «Улигеры ононских хамниган», «Мэньелтэ Мэргэн», «Улигеры хори-бурят» и др. 
В апреле 1961 г. бурятские ученые после более чем 25-летнего вынужденного замалчивания его имени, после реабилитации Ц.Жамцарано в 1956 г. смогли отметить 80-летие со дня его рождения, проведя научную конференцию и опубликовав ряд статей, посвященных его жизни и творчеству. 
Следующая конференция, посвященная 110-летию Ц.Жамцарано, была проведена в 1991 году в Улан-Удэ Бурятским институтом общественных наук (БИОН). В ее работе принимали участие и монгольские ученые – Д.Цэрэнсодном, Т.Содномдаргиа, Д.Цэнд, А.Нямаа и др. После продолжительного перерыва в 2006 г. Институтом монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН была проведена представительная международная конференция «История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность», посвященная 125-летию ученого, материалы и доклады которой были изданы в двух частях в 2008 году. 
С началом 90-х гг. прошлого века начинается новый этап изучения его многогранной деятельности, были изданы статьи и книги, посвященные жизни и деятельности Ц.Жамцарано, а также были начаты работы по публикации его творческого наследия.  В Улан-Баторе в 1997 г. был опубликован первый том «Избранных трудов» Ц.Жамцарано, в 2000 г. – второй том. Первый том предваряет краткая характеристика деятельности Ц.Ж.Жамцарано, написанная известным монгольским философом, профессором Д.Дашжамцом. В его состав включены несколько архивных документов, связанных с его общественно-политической деятельностью, и научные статьи Ц.Жамцарано, переложенные со старомонгольского на современный монгольский язык. Во втором томе опубликованы рукописи двух его лекций по истории и географии Монголии – «Монгол улсын түүх» и «Монгол улсын газар орны байдал».
В 2008 году Ж.Цэцэгмой была издана монография, в которой дан детальный анализ деятельности Ц.Ж.Жамцарано в монгольский период его жизни – с 1911 по 1931 гг. Особая ценность данной книги заключается в том, что при ее написании были использованы ранее неизвестные документы и материалы из монгольских архивов. В 2009 г. были изданы две книги, одна из которых является переводом на монгольский язык одной из наиболее фундаментальных исследований Ц.Ж.Жамцарано «Монгольские исторические летописи XVII в.», вторая – факсимильная публикация четырех бурятских улигеров, записанных Ц.Жамцарано, рукописи которых хранятся в фонде редких книг Института языка и литературы Монгольской академии наук. Данная публикация предваряется обширным исследовательским введением. 
В 2001 году к 120-летию Ц.Ж. Жамцарано были подготовлены к публикации и изданы его дневники 1903-1907 годов. В 2006 году к 125-летию Ц.Жамцарано были изданы его дневники 1908-1909 гг., содержащие фольклорные записи на бурятском языке. 
Научный задел, сделанный Ц.Жамцарано в самом начале развития академической науки в Бурятии и Монголии, до сих пор во многом определяет тематику монголоведных исследований, служит неиссякаемым источником научного творчества и мысли.

По материалам сайта АРД подготовил 
Арсалан ДОБЧИНОВ.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES