Его помнят ученики

Цырендоржи Номогоновчи Номиогонов родился второго сентября 1929 года  в селе Сахюрта Агинского аймака.В 1947 году окончил Агинскую среднюю школу, затем в 1951 году физико-математический факультет Бурят-Монгольского педагогического института им. Доржи Банзарова.

Трудовую деятельность начал учителем математики в родной, Агинской средней школе и завучем школы. Цырендоржи Номогонович показал себя на работе ответственным, инициативным педагогом.
В 1953 году, в возрасте 24 лет, молодой педагог Цырендоржи Номогонов был назначен на ответственную должность - заведующим отделом народного образования Агинского Бурят-Монгольского национального округа как высокообразованный, грамотный специалист и спокойный, уравновешенный человек.
В 1950-х годах активно продолжалась работа по завершению всеобщего начального образования для детей школьного возраста. К началу 1960-х годов округ был готов к осуществлению перехода на всеобщее обязательное неполное среднее образование. В школах 1960-1970-х годах работало поколение педагогов, окончивших техникумы, высшие учебные заведения. Сложились устойчивые коллективы опытных и молодых педагогов, позволявшие достигать высоких результатов в образовательной и воспитательной сферах. В эти годы осваивали Липецкий опыт, новые методики В.А.Сухомлинского, проблемное обучение, оптимизацию учебно-воспитательного процесса. Силами колхозов строились типовые школьные здания. Укреплялась материальная база школ и детских дошкольных учреждений. Широкий размах получило создание 
пришкольных учебно-опытных участков по растениеводству. Юннаты АСШ №2, Зугалайской, Урдо-Агинской, Токчинской школ стали участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Школы переводились на 11-летнее обучение с производственными специальностями. Первый выпуск состоялся в 1962г.
Выпускники получили права трактористов-машинистов третьего класса и специальность животновода-механизатора. Обязательным стало восьмилетнее обучение. За время работы в окроно Ц.Н.Номогонова было построено 34 типовых школьных зданий на 1184 ученических места. В 1960 году в школах округа работало 1623 учителя, из них 234 имели высшее образование. В округе особое внимание уделяли сельской школе, понимая, что школа на селе это не просто образовательное учреждение, а социально-культурный очаг, вокруг которого образуется вся жизнь села. Это было время развития учебно-материальной базы школ, формирования нового поколения современного учителя, системы патриотического воспитания молодого поколения на примере боевых и трудовых подвигов предыдущих поколений.
Если в 1953 году в школах округа работали 36 учителей с высшим образованием, то в 1975 году - 590 учителей. В 1953 году насчитывались три средних школ. А в 1975 году 21 средняя, 15 - восьмилетних, 11 - начальных школ.
За особые заслуги в деле воспитания подрастающего поколения окружной отдел народного образования во главе Цырендоржи Номогоновичем Номогоновым награждался переходящим Красным Знаменем Министерства просвещения РСФСР (1965 г.), Цырендоржи Номогонович - отличник просвещения СССР, заслуженный учитель школы РСФСР (1966 г.), награжден орденом «Знак Почета» (1966 г.), юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина».
Ц.Н.Номогонов с 1975 по 1990 годы, работал директором Агинского педагогического училища и вел уроки по геометрии. Работы в то время было много. В 1976 году сдан в эксплуатацию новый трехэтажный учебный корпус. Директор очень внимательно следил за порядком, чистотой, уютом, оформлением и оснащением новых учебных кабинетов. За годы его работы заметно улучшается содержание учебно-воспитательного процесса с учетом традиций и достижений педагогического, студенческого коллективов. Цырендоржи Номогонович - человек справедливый, всегда поддерживал творчество преподавателей, объективно относился к оценке труда членов коллектива. В то время в училище было два отделения, стабильный учебный план, учебные программы, большая работа проводилась по оснащению кабинетов учебно-наглядными пособиями, смотры-конкурсы кабинетов, чтецов, открытые уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования. Директор на обсуждение коллектива ставил вопросы: связь с начальной школой, психолого-педагогические проблемы на занятиях, обобщение опыта работы преподавателей, самообразование преподавателя, работа учителей - новаторов и т.д. При изучении частных методик проводилась пассивная практика. Студенты наблюдали уроки лучших учителей школ поселка, слушали анализ урока самим учителем и методистом. Эта самая интересная, эффективная практика, по мнению студентов. Преподаватели педагогического училища летом по линии Читинского ИУУ проводили областные курсы для учителей начальных классов из Борзинского, Оловяннинского, Калганского, Акшинского, Кыринского, Краснокаменского и Ононского районов.
Преподаватели педучилища проходили курсы повышения квалификации в городах Москва, Орел, Орехово-Зуево, Горький, Таганрог, Барнаул, Красноярск. Теоретическая и практическая подготовка преподавателей была на высоком уровне.
В педагогическом училище при активной поддержке директора Ц.Н.Номогонова работали успешно два оркестра народных инструментов (бурятский и русский), традицией было проведение смотров художественной самодеятельности по классам.
Работа коллектива обеспечивает высокое качество образования, получает признание в регионе и в России. Указом Президента Верховного Совета РСФСР от 19 августа 1980 г. Агинское педагогическое училище награждено Почетной грамотой за успехи в подготовке кадров народного образования.
Ювеналий Васильевич Никонов: «Много хорошего можно вспомнить о Ц.Н.Номогонове, он заслуживает того, чтобы о нем помнили».

Д.ДАШИЦЫРЕНОВА, 
директор музея 
образования.



28.05.2017 Admin 0