Фронтовик, учитель, организатор

Бадмажаб Цыбикович Цыбиков родился в 1915 году в селе Урдо-Ага Забайкальской области.
Вспоминая свою юность, он говорил: «Трудные это были годы. Нет-нет появлялись бандитские группы, больших усилий требовала коллективизация, приходилось бороться с невежеством. Работал в хотонных школах по ликвидации безграмотности среди взрослого населения. Учили элементарному: читать и писать». В 1931 году поступил в Агинский педагогический техникум, открытый в 1930 году. Вместе с ним на одном курсе учились Базар Ринчино, Базар-Садо Иванов, Ринчин-Нима Рабдано, Санжимитуп Дармажабон, Феодосий Маслов, Анна Кочнева, Жигжит Цыремпилон. Будучи учащимися - комсомольцами принимали самое активное участие в жизни сел, выезжая в колхозы, помогали проводить посевные и уборочные работы, вести бухгалтерский учет, ставили спектакли, работала «легкая кавалерия», наподобие «Комсомольского прожектора».


После окончания педтехникума был направлен учителем в Улан-Булакскую, Кункурскую, Ортуйскую начальную школы.
В 1939 году призван в Красную Армию. Воевал на Брянском фронте. С сентября 1939 года служил в г.Иркутск в 340-м стрелковом полку, окончил школу младших командиров и был направлен для дальнейшей службы в рядах Красной Армии в г.Тамбов. Окончил Тамбовское пехотное училище досрочно, получил звание младшего лейтенанта. С декабря 1941 года служил командиром стрелкового взвода, затем командиром стрелковой роты.
В конце 1941 года сформирована восьмая стрелковая дивизия в г.Семипалатинск. С марта 1942 года дивизия была направлена на фронт. Воевал в составе 151сп 8-й СД 13-й Армии Брянского фронта. На территории Орловской области в районе населенных пунктов Верховье, Новосиль, Малоархангельск, Ливны, Новая Хомутовка, Поныри, Ольховатка. Летом 1942 года были в обороне, чтоб не допустить продвижения фашистских войск на юг Сталинградского фронта. Это был период активной обороны.
Ввиду тяжелого ранения был признан негодным для службы и демобилизован в звании капитана.
С 24 сентября 1943 года по 17 мая 1947 года работал заведующим отделом народного образования Агинского Бурят-Монгольского национального округа. В годы войны школы округа продолжали работать в трудных условиях. Учителя трудились с большой нагрузкой, не хватало учебников, тетрадей, дети войны нуждались в питании, одежде, ученических принадлеж-
ностях. В 1945 году в округе было 50 школ с охватом 4233 учащихся. В школах были введены долж-
ности военруков, осуществлялась допризывная военная подготовка, большое внимание уделялось воспитательной работе, работали кружки по интересам, готовили значкистов по ГГМО, БГТО, в эти годы широко практиковался общественно-полезный труд школьников.
Приказ №6 от 26 января 1946 года по Агинскому окружному отделу народного образования гласит: «Ответственные и сложные задачи улучшения качества обучения и воспитания в школе требуют от учителя и работников ОНО систематического повышения своего идейно-политического уровня, научной подготовки и педагогической квалификации. Исходя из этого директора семилетних и средних школ, заведующие начальными школами должны давать задания каждому учителю в отдельности по изучению истории ВКП (б), отдельных трудов марксизма-ленинизма, книг по основам наук; произведений мастеров педагогического труда с учетом подготовки, желания и склонностей. Подпись: Зав.окроно Б-Ж.Ц.Цыбиков». Далее, в следующем приказе: «В целях полного и своевременного выполнения государственного плана по народному образованию на 1946 год, приказываю: без промедления довести государственное плановое задание до каждой начальной, семилетней и средней школы и организовать систематический контроль над ходом выполнения его, обязать заведующих и директоров школ охватить обучением всех детей школьного возраста. Срок выполнения до пятого сентября 1946 года».
Социалистическое соревнование было организовано во всех школах между классами и внутри классов. Учащиеся-комсомольцы и пионеры активно возглавляли социалистическое соревнование. По итогам четвертей проводилась взаимная проверка. Агинская средняя, Судунтуйская и Зугалайская неполная средняя школы организовали взаимные выезды по проверке соцдоговоров шесть раз. Таптанайская, Дульдургинская НСШ - четыре раза, и т.д.
Улучшалась постановка вне-
школьной и внеклассной воспитательной работы в школах. Проводились беседы по вопросам подготовки к урокам, как вести себя на уроках и вне школы, политико-массовая работа среди школьников. В Агинской средней школе, кроме оборонных кружков, работали кружки юных художников, литературные, музыкальные, танцев, драматические, хоровой, автокружок. Одним из важнейших комсомольско-пионерских дел было тимуровское движение. Тимуровские команды оказывали помощь семьям фронтовиков, шефствовали над пожилыми и ранеными. Учителя и учащиеся собирали средства на строительство танков «Школьник Забайкалья», «Пионер Забайкалья», «Народный учитель». Накануне и в годы войны было мобилизовано большинство учителей-мужчин, из них 47 не вернулись, погибли, в том числе, учитель Базар Ринчино - Герой Советского Союза, однокурсник Б-Ж.Ц.Цыбикова, заведующего окроно 1943-1947 гг.
В последующие годы кавалер ордена Отечественной войны I, II степеней, медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд», «За освоение целинных и залежных земель» продолжал работать в округе в партийных органах.

Д.ДАШИЦЫРЕНОВА, 
директор музея
 образования округа.



20.07.2017 Admin 0

ТОП пользователей



AdminbazrinchagprБаторАВИРИНЧИНОВАBatarmankeyBalzhitтитан-ортуйdanzanimsharipov79245050511FyyfHalmer