Главная » 2019 » Февраль » 23 » Гунгарваа в подарок

Гунгарваа в подарок

23.02.2019 в 11:16 просмотров: 149 комментариев: 0 Культура

На агинской земле все празднуют Сагаалган - наступление Нового года по лунному календарю. Издревле считалось, что начало года покажет, каким будет весь последующий год. Поэтому праздник надо встречать с самыми добрыми и сокровенными помыслами. С таким намерением и бесценным подарком в наш музей пришел гость из Могойтуя, неоднократный лауреат Международного бурятского национального фестиваля «Алтаргана» Александр Шагдуров.

- Я работал у себя в мастерской и вдруг услышал внутренний голос. Он мне говорил, что я должен изготовить один алтарь для многих людей, и он должен быть сделан по всем правилам и канонам мастерства, - вспоминает мастер. – Когда я начал делать его, руки сами творили… И к завершению работы я понял, что место этого алтаря именно в музее, чтобы многим людям можно было разъяснить его истинное предназначение.
Что такое  алтарь? Для чего он должен находиться в доме? Какие правила должны соблюдаться? – такие вопросы возникают практически у каждой молодой бурятской семьи. 
Алтарь – это святое место в нашем доме, это как бы маленький личный дацан. Он символизирует частицу божественного мира, которую мы созерцаем каждый день и тем самым приобщаемся к благодати, помогающей умиротворять страсти и обуздывать сознание. Его нужно устанавливать в самом почетном месте на уровне груди и выше, желательно в углу комнаты, поскольку линии стен смыкаются в одной точке, концентрируя силу молитв и благих помыслов.
 «Этот алтарь сделан из кедрового дерева.  Начиная с загнутых ножек и до верхушки крыши, периодически встречаются изображения святого божественного цветка - лотоса в разных видах, который является символом чистоты, жизни и счастья», - продолжает А. Шагдуров. – «Посмотрите, на передних двух дверках изображения слонов — одних из самых величественных животных на земле, символов извечной мудрости, рассудительности и добродушия».
Медитируя, мы обращаемся к Учителю – Будде. А для этого мы должны глазами созерцать символ, и поэтому на самой вершине алтаря в центре расположены «три буддийские драгоценности» в виде желтого, синего и красного шаров: Будду, Учение и Общину. Первый символ – это изображение Будды Шакьямуни, основателя и источника Учений в наше время. Это может быть не только изображение, но и скульптура или танка. В специальном стеклянном шкафчике место для Будды, который считается сердцем лотоса. Он восседает на троне в виде полностью раскрывшегося цветка. Будда олицетворяет ум, поэтому в любом алтаре он занимает центральное место. Второй важный символ – священный текст, представляющий Учение Будды, это могут быть священные книги «Жадамба» или «Алтан гэрэл». Они могут быть переданы по наследству или приобретены в дацане. Третьим символом является изображение Далай-ламы, Хамбо-ламы Итигэлова или фотография ламы-наставника, или может быть изображение ламы из вашего рода, - советует мастер.
Поддерживают крышу алтаря четыре небольшие колонны, на которых изображены мистические драконы – существа, которых нет на земле, но, как символ, они обладают очень мощной энергией. А по двум бокам деревянного алтаря расположены восемь благих элементов или восемь буддийских сокровищниц в виде зонта, золотых рыбок, лотоса, раковины, чакры, узла счастья, штандарта.
«Для подношений используют девять или семь чаш. Они содержат подношения Буддам и Бодхисаттвам. Чаши расставляют по прямой линии. Первая чаша, если смотреть слева направо, наполнена водой для омовения лица, вторая – для омовения ног, в третьей чаше – вода для питья, в четвертой – для омовения тела. Далее в пятую чашу мы помещаем цветок в зерне или рисе. В шестой размещаем благовонные палочки, в седьмой – лампадку (зула), в восьмой должна быть благоухающая вода. А в девятой – еда, сладости, фрукты. Каждое утро чашечки с водой должны наполняться свежей водой, а вчерашнюю, которая по сути стала освященной, можно вылить в умывальник и умыться всей семьей», - говорил Александр Шагдурович. 
Еще много полезных советов дал А.Шагдуров: «Совершая ежедневные подношения Будде и другим святым объектам, мы закладываем основу, причину для обретения здоровья, достатка, богатства. - Отходя от алтаря, необходимо сделать хотя бы пару шагов, смотря на него лицом. Большим неуважением будут обращенные к алтарю подошвы. Придя в гости и увидев алтарь, будет хорошим тоном поклониться или хотя бы приветствовать Будду, божеств, сложив руки в мудре нераскрывшегося лотоса у груди. Мужчина обычно молится с левого угла алтаря, а женщина - с правого».
Александр Шагдурович решил сделать подарок – алтарь («гунгурваа») именно в дни Сагаалгана. Он говорит, что к Будде следует мысленно обращаться минимум три раза в день. Пусть это будет даже всего несколько секунд. При наличии алтаря наше обращение к Будде гораздо эффективнее.
Делая ежедневные подношения, читая молитвы, мы приближаемся к обретению неиссякаемого блаженства, далее это чувство перейдёт к ощущению наличия алтаря в нашем сердце. Мы всегда будем чувствовать, что в нашем сердце пребывает Будда. 
И эти ощущения от души подарил народу своим творчеством Александр Шагдурович Шагдуров, - мастер, умелец, дархан.

И.Дондокова, 
ст.научный сотрудник Агинского национального музея им.Г.Цыбикова.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 MEGANEWS. Design created by ATHEMES