Главная » 2014 » Апрель » 4 » И вновь «Алтаргана» собирает друзей

И вновь «Алтаргана» собирает друзей

04.04.2014 в 08:10 просмотров: 1511 комментариев: 0 Культура

25 марта в Монголии состоялось заседание международного оргкомитета фестиваля бурятской культуры «Алтаргана»

 Время показало, что философия праздника строится на возрождении, на определении ментального образа современного человека. Буряты разных регионов России и стран с уважением оглядываются в прошлое, чтобы понять настоящее и заглянуть в будущее. «Алтаргана» - это своеобразный символ объединения, время созидания и период укрепления добрососедских отношений между странами.

 ВСТРЕЧА ЗА «КРУГЛЫМ СТОЛОМ»

Для многих поколений агинцев город Ундэрхан ассоциируется со столицей Хэнтэйского аймака Монголии. В 2013 году аймак отпраздновал 90-летний юбилей, а город Ундэрхан был переименован в город Чингис. Аймак от российской границы расположен южнее на 300 километров. Климат здесь намного теплее и суше, и нашего забайкальского ветра - хиуса тут никогда не бывает. Растительности здесь немного, редкие деревья низкорослы. Район расположен в бассейне реки Керулен. Именно здесь в междуречье Онона и Керулена зародилось в 12-м веке монгольское государство. Здесь истоки империи Чингисхана, поэтому и город был переименован в честь великого полководца. Центр города – широкие асфальтированные улицы, светофоры, двухстороннее движение, многоэтажки, построенные по нашим советским стандартам. Как и у нас, первые этажи многих зданий переоборудованы под многочисленные магазины и мастерские.

 Именно в этом городе 25 марта состоялось расширенное заседание международного оргкомитета по подготовке к фестивалю бурятской культуры «Алтаргана». В работе оргкомитета приняли участие советник премьер-министра Монголии М.Худэрбаатар, председатель народного Хурала Хэнтэйского аймака, председатель аймачного оргкомитета С.Пурэвжав, губернатор Хэнтэйского аймака Ж.Оюунбаатар, депутат, советник Председателя Хурала Восточного аймака Н.Хурэлбаатар, глава администрации Дадал сомона Д.Оюунгэрэл, официальные делегации Агинского Бурятского округа, Республики Бурятия, Иркутской области и некоторых районов Монголии, где компактно проживают буряты. Национальный комитет возглавляет государственный секретарь Министерства культуры, спорта и туризма П.Алтангэрэл, фестиваль на монгольской стороне состоится под патронажем  премьер – министра Монголии Н.Алтанхуяг. В состав делегации Агинского Бурятского округа вошли заместитель председателя правительства Забайкальского края – руководитель Администрации Агинского Бурятского округа А.Ц.Дондоков, заместитель руководителя Б.С.Доржиев, начальник Управления социальной сферы М.Б.Болотова, начальник отдела культуры Р.Ц.Цыдендоржиев, начальник отдела спорта и физической культуры Б.Ц.Гомбоев и специалист отдела культуры С.Г.Аюшиева. Свое весомое слово и авторитетную поддержку оказали давние сподвижники фестиваля, директор государственного ансамбля «Хан-Хэнтий» Б.Авирмэд и ветеран культуры Г.Энхболд.

На оргкомитете основная дискуссия состоялась по поводу инфраструктуры места проведения празд-ника. На сегодняшний день Дадал сомон, в котором, по данным переписи 2010 года, проживает около трех тысяч человек, имеет небольшой стадион, Дом культуры, одну мини-гостиницу, отделение банка, магазины, больницу, школу, детский сад, несколько водокачек. Поэтому гости и участники фестиваля будут проживать в палаточном городке, для чего администрация сомона определила территорию, располагающуюся между селом Баян – Овоо (центр Дадал сомона) и местностью Делюун Болдог, где, по преданиям монгольского народа, родился великий Чингисхан. В связи с этим на оргкомитете были поставлены задачи перед принимающей стороной по обеспечению палаточного городка соответствующей инфраструктурой, особое внимание уделить водо- и электроснабжению, питанию, медицинскому обслуживанию, охране общественного порядка и основной дороге с возведением мостов. Здесь все хорошо, одна беда – дороги, вернее, их нет, есть только направления. В свою очередь, монгольская сторона заверила участников оргкомитета о том, что все подготовительные работы будут проведены в срок. Здесь же был поднят вопрос организованного перехода российско-монгольской границы как с нашей стороны, так и монгольской.

 Вторым и не менее важным вопросом оргкомитета стало утверждение общего Положения фестиваля. Все конкурсные номинации и виды соревнований, кроме стрельбы из лука,  обговорены, уточнены и согласованы всеми сторонами. Вопрос о правилах стрельбы из лука остался открытым, окончательное решение по нему будет принято на следующем оргкомитете.

 По настоянию делегации Агинского Бурятского округа, второй оргкомитет состоится в мае  на месте проведения фестиваля, где участники смогут воочию увидеть и оценить подготовительные работы и с учетом этого внести корректировку. По предварительным подсчетам, «Алтаргана» соберет более трех тысяч участников и несколько тысяч гостей.

 По окончании официальной части участники оргкомитета возложили венки к памятнику советским и монгольским воинам, посетили краеведческий музей и побывали на концерте государственного ансамбля песни и танца «Хан Хэнтий», очень близкого как по духу, так и по репертуарному плану с нашим театром «Амар сайн». На «бис!» прошли почти все номера концерта, но особенно тепло был встречен танец «Ехор» в постановке нашего земляка Булата Балдандашиева. Здесь же была достигнута договоренность о гастролях монгольского ансамбля на агинской земле.  

 НА ЗЕМЛЕ ВЕЛИКОГО ПОЛКОВОДЦА

 В этом году фестиваль пройдет на земле Дадал сомона, откуда он «шагнул в большой мир» двадцать лет тому назад. В селе Баян-Овоо, районного центра Дадал сомона, в основном проживают буряты. Не только язык, но и образ жизни их отличается от образа жизни халхов (монголов), обитателей южных районов Монголии. Здешние буряты живут в приземистых деревянных домах, жилища очень маленькие, но внутри уютно и красиво. Надо отдать должное вопреки отдельным мнениям, что народ в Монголии живет в антисанитарных условиях – полный бред. Здесь нет западного шика, евроремонта и пластиковых окон, нет сайдинга и крепкого кирпичного ограждения дома. Но везде чисто, прибрано и по-хозяйски все сложено. То там, то здесь между деревянными домами установлены юрты, к которым прирублены небольшие дощатые сени. Каждый двор огорожен невысоким заборчиком. Здешний люд одевается весьма скромно - национальные халат и обувь, мужчины носят шляпы, женщины – цветные платки. Дети – европейскую одежду. Яркие вывески магазинов и прочих общественных заведений сделаны на китайский манер, да и вообще близость Китая чувствуется весьма сильно. Здесь много маленьких чайных, где можно перекусить. В меню – соленый чай с молоком, буузы, традиционный суп с лапшой, а также наваристые русские щи. Как отмечают наши переводчики, в свое время буряты переняли рецепт щей у эмигрировавших с Кыры русских купцов. Кстати, многие деревянные дома в Баян-Овоо тоже остались от них. До Кыры по прямой семьдесят километров, однако, нам придется ехать до этого села через пропускной пункт «Верхний Ульхун – Ульхуун Майхан», а это уже от поселка Агинское почти пятьсот километров.  

 Природа здесь завораживает. С южной стороны опоясывает местность хвойный лес из сосны Крылова, могучие лапы которых свисают до земли. Надо отметить, что если сосна растет в уединении, то ее вкруговую опахивают и огораживают, дабы семена беспрепятственно могли прорасти. С севера, в двадцати километрах от сомона, привольно извиваясь, течет Онон. Местные жители с трепетом поклоняются его водам. Воздух чистый и пьянящий от избытка кислорода. Пожаров здесь не бывает. На наш вопрос о них администрация ответила, что «они лесом не торгуют». Иногда пожары стремятся пересечь границу со стороны Кыры, но бдительные араты не дают огню убежать вглубь.

 Дадал сомон богат на природные и исторические памятники. Первым и самым главным считается местность Делюун Болдог. Монголы уверены, что именно здесь родился Темучин (будущий Чингисхан). Сопка, где установлено обоо, по кругу огорожена камнями, через них нельзя перешагивать. Чтобы подняться, надо пройти через специальный вход. Здесь на гранитной глыбе на древнемонгольском языке сделана надпись об этом событии. Всякий, кто приходит сюда, приносит камушек, или деньги, или что-то иное. Монголы прикасаются к священным камням. Удивительно то, что уже в 12 веке монголы имели письменность, вели летописи, устанавливали подобные памятные плиты. У них была государственная система дорог и специальная почтовая и информационная службы в виде сети станций – ямов, где держали запасных сменных коней.

 Отрадно, что, по предварительному согласованию, палаточный городок во время проведения фестиваля бурятской культуры «Алтаргана» будет разбит недалеко от этого места, более того, 17 июля, за день до открытия фестиваля, здесь состоится большой молебен - тайлган - во имя процветания бурятского народа. Недалеко от этой сопки есть три целебных озера, а местность так и называется «Гурбан нуур». Участники фестиваля также смогут посетить источник Хажуу Булаг, некогда утолявший жажду великого полководца.

В этом сомоне находится один из 33 ламаистских монастырей страны, посвященных Чингисхану. Монастырь был полностью разрушен в годы репрессий 1936-1937 годов, и только в наше время ламы его восстановили. В 1990 году, в честь 750-летия книги “Тайная история монголов”, которая  является хроникой истории Монголов 13-го века, в сомоне поставили большой камень-памятник. Да и вообще, только от мысли, что ты ходишь по земле, по которой некогда ходил великий монгол, приходишь в радостное возбуждение.

 Как отмечают организаторы, а это администрация Дадал сомона в лице главы Д.Оюунгэрэл, в палаточном городке будут размещены все участники фестиваля, для vip-персон и почетных гостей возведут специальный городок из кемпингов, который впоследствии станет туристической зоной. В самом селе есть помещения старого и нового домов культуры, спортивный зал школы, каждая площадка сможет вместить до двухсот человек. По предварительным данным, здесь пройдут конкурсы «Дангина», одической поэзии, а также конкурсы современной и народной бурятской песни. Остальные, скорее всего, - под навесом на улице. Местный стадион маленький, но организаторы обещали его расширить.

 Монгольская сторона пока не может ответить на вопрос, как будет устроена инфраструктура палаточного городка. В связи с чем оргкомитет Агинского Бурятского округа однозначно решил, что для обустройства своего городка повезут все, в том числе продукты питания. По решению международного оргкомитета, любую торговлю можно будет осуществлять только по периметру территории своего палаточного городка. Принимающая сторона также объявила о намерении предоставить дополнительные земельные участки для разбивки своего лагеря гостям праздника, прибывшим самостоятельно. Так что, дорогие земляки, готовьте рюкзаки, палатки и - вперед на фестиваль. Места в степи хватит всем!

 ПО ПУТИ К ДАВНИМ ДРУЗЬЯМ

 Агинский Бурятский округ и Восточный аймак Монголии, как и город Чойболсан  с поселком Агинское - побратимы. Поэтому один день пребывания в Монголии был посвящен Чойболсану. Первую половину дня мы были в дороге. Сбиться с пути в степи очень легко, так как ехали проселочными дорогами, а они петляют, раздваиваются и снова то сливаются, то расходятся навсегда. На перевалах часто можно встретить каменные сооружения - обоо, обвешенные разноцветными хадаками. Такие места священны. Голубой цвет - символ неба, которому издревле поклонялись монголы.

 Чем дальше в степь, тем чаще попадаются юрты аратов. Типичная картина степи – пара юрт, небольшой домик, солнечная батарея, спутниковая тарелка, двухсотый «Крузер», корейский микрогрузовик и мотоцикл. В юртах живут, а домик используют для хозяйственных целей. Правительство Монголии за последние годы по целевой программе всех скотоводов обеспечило микрогрузовиками. Мотоцикл давно заменил лошадь - все фермеры пасут свои отары только на мотоциклах. А вот элитный джип в Монголии вовсе не предмет роскоши, а самое настоящее средство передвижения.

 Менталитет монголов очень похож на менталитет русских. В Монголии три миллиона жителей. Из них полторы живут в Улан-Баторе. А вот скота в Монголии более 40 миллионов голов. Дорнодский, Хэнтэйский и Сухэ-Баторский аймаки по численности поголовья скота занимают передовые места в масштабе страны. Раньше мясо в Монголии закупал СССР, сейчас его закупает Китай. Сегодня только один Восточный аймак ежегодно в среднем реализует от 300 до 400 тысяч тонн мяса. Коровы, помеси коров с яками, лошади, верблюды, овцы и козы – непременный компонент здешних экосистем. Монгольские собаки – хотошо - очень умные. Они умеют пасти стада овец и коров, охраняют юрты, удивительно дружелюбны к людям.

                             (Окончание в следующем номере).

                               Саяна АЮШИЕВА.

                              Фото автора.

                              Агинское - Баян-Овоо - Чингис - Чойболсан - Агинское.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES