Главная » 2018 » Январь » 23 » Как живешь, Цаган-Ола?

Как живешь, Цаган-Ола?

23.01.2018 в 09:43 просмотров: 265 комментариев: 0 Власть и общество

Накануне нового года мы побывали с рабочей командировкой в селе Цаган-Ола, приезд и знакомство с которым вышло насыщенным и эффективным. В нашем сегодняшнем номере мы расскажем об удивительных, но в то же время простых людях, чьи судьбы тесно переплелись с жизнью родного села, во благо которого они трудятся. В первую очередь мы посетили школу, посмотрели, чем занимаются ее воспитанники, поговорили с директором А.В.Намсараевой, интервью с ней будет опубликовано в одном из следующих номеров.

 

Надежды маленький оркестр


В стенах среднего образовательного учреждения, возвышающегося над селом, мы впервые воочию наблюдали за творческим процессом - репетицией оркестра бурятских народных инструментов под руководством опытного и мудрого наставника – известного деятеля музыкального искусства округа Цыбикжаб Цыреновны Дашидондоковой. 

Название у данного оркестра символичное – «Одон» или «Звезда». Но суть, на наш взгляд, не в названии, а во внутреннем наполнении – возникнув, по историческим меркам, относительно недавно – в 2001 году - музыкальный коллектив, базирующийся в местной школе, снискал популярность в музыкальных кругах как весьма самобытный ансамбль, сегодня участвующий в различных музыкальных конкурсах, например, его участники выступали в культурной столице России, городе Санкт-Петербурге на международных конкурсах «Территория музыки без границ» и «Наши звезды».
За неполные 17 лет плодотворных репетиций и концертов из ансамбля БНИ «выпорхнуло» немало творчески одаренных детей, которые в дальнейшем продолжили совершенствоваться в музыкальном искусстве. Родной школьный ансамбль стал для них крепким фундаментом.
Оркестр задумывался как подспорье для удачных выступлений на смотрах художественной самодеятельности школьников и был инициирован Ц.Ц.Дашидондоковой, со временем оформившись в самостоятельный музыкальный коллектив, со своим внутренним распорядком, укладом, концертно-гастрольной жизнью, прославляя далеко за пределами округа родное село и школу. Достигнув успеха и известности «Одон» тем не менее «поймал звезду» от настигшей их популярности, и периодически помогает своей «альма-матер» добиваться побед на различных мероприятиях, в том числе, и на уже упомянутом худсаме.
Занятия и репетиции в оркестре проводятся каждую неделю, что свидетельствует о серьезном уровне, а с этого года он будет еще подкреплен выдачей дипломов государственного образца о музыкальном образовании, что для выпускника школы будет играть существенную роль. Выдача документов государственного образца, свидетельствующей об освоении музыкальных навыков и умений, участникам группы стала возможной еще и благодаря тому, что четыре года назад школьный оркестр стал филиалом Могойтуйской ДШИ имени Л.Л.Линховоина.
«Желающих заниматься в нашем ансамбле каждый год много, в связи с чем провожу отбор кандидатов, проверяя их музыкальный слух и чувство ритма. Наличие природного таланта, конечно же, является определяющим, имеет большое значение для занятия музыкой. С недавних пор мы вышли на общероссийский уровень, в чем большая заслуга администрации школы, родителей детей. Наш оркестр представлен всеми видами бурятских народных инструментов, за исключением лимбы. Инструменты мы закупили в Бурятии, Монголии, Китае (Внутренняя Монголия), где еще не утрачены традиции по их изготовлению. Времени на занятия уходит много, каждому воспитаннику оно требуется и для индивидуального разъяснения, работы. Но мне моя работа всегда приносила удовольствие», - рассказала музыкальный наставник ансамбля БНИ Цаган-Ольской СОШ Ц.Ц.Дашидондокова.
Зарождение и развитие самобытных, музыкально одаренных детей, ансамблей, в этом славном населенном пункте Агинского Бурятского округа весьма похвально – значит, не все так безнадежно с нынешним поколением детей и многие родители, помимо физического воспитания, занятий спортом, поощряют в своих детях стремление к искусству. Стоит отметить, что не в каждом среднем образовательном учреждении имеется свой собственный оркестр, нашедший признание, почитателей и последователей.

 

«Вторая мама» цаган-ольских школяров


Интернат – знакомое многим людям старшего поколения слово, которое навевает им массу воспоминаний, когда, будучи детьми и подростками, они большую часть года проживали в стенах школьного общежития.
Система интернатов, главным образом пришкольных, получила свое широкое распространение в советское время, когда в них жили и обучались сотни девчонок и мальчишек, чьи родители, занятые на производстве, не имели возможности всемерно и всецело заниматься воспитанием своих детей.
Школьные общежития или интернаты до недавнего времени были неотъемлемой частью сельских детей в Агинском округе. Жизнь «интернатовских» была подвержена строгому распорядку дня, довлел авторитет старших воспитанников. Но, несмотря на трудности, уже, будучи взрослыми, бывшие воспитанники интерната показывали свою «профпригодность» и оказались более подготовленными к жизни, более конкурентоспособными людьми, нежели дети, изнеженные в родительском доме. В этом им помогли уроки, полученные в годы проживания в школьном интернате, в которых многие из воспитателей и работников стремились создать им все условия. Спустя многие годы воспитанники с теплотой вспоминают своих вторых мам, выражая благодарность их строгости и заботам.
Сегодня речь пойдет об одной из таких «многодетных матерей» - воспитателе интерната Цаган-Ольской средней школы Цыцыгме Амагалоновне Бабуевой. 

Цыцыгма Амагалоновна при нашем знакомстве с радостью согласилась побеседовать и рассказать о своих воспитанниках. Во время беседы с нами присутствовал второклассник Золто Михайлов, один из братьев близнецов, чьи родители работают на стоянке возле селения Усть-Ножовое.
Ц.А.Бабуева, до прихода на должность воспитателя, более 30 лет проработала в школе учителем математики, а с сентября месяца стала трудиться в интернате. 
В интернате школы села Цаган-Оль на данный момент проживают восемь разновозрастных воспитанников – два десятиклассника, два восьмиклассника, два пятиклассника и вышеупомянутые второклассники-близнецы. Именно в разном возрасте воспитанников воспитатель видит некоторые трудности. Ц.А.Бабуева показала нам комнату, в которой проживают «постояльцы» - чистая, светлая, со всем необходимым для подготовки к урокам. Имеются разнообразные настольные игры. Было немного прохладно, но это своеобразный «форс-мажор» - обстоятельства, не зависящие от работников интерната. 
Главным своим призванием Цыцыгма Амагалоновна считает создание условий для воспитанников, максимально приближенных к домашним, чтобы дети не чувствовали себя ущемленными и ощущали заботу взрослых.
«У нас хорошие условия. Каждые выходные воспитанники уезжают домой. Мы помогаем детям с выполнением домашних заданий, организовываем мероприятия по самоподготовке. Достаточно часто занимаемся дополнительно, в частности, дети с удовольствием откликнулись на мою инициативу заниматься в свободное от уроков время рисованием акварелью, что, на мой взгляд, является хорошим подспорьем в развитии воображения, усидчивости, разнообразнее становится их досуг. Но в приоритете, конечно же, была и остается воспитательная деятельность, морально-нравственное воспитание личности является основным в нашей деятельности», - говорит Ц.А.Бабуева.
В конце нашей беседы «вторая мама» отметила, что работа ей очень нравится, в этом ей помогает богатый педагогический опыт, любовь к детям, своим воспитанникам.

 

Как «полопаешь», так и потопаешь


Быстро растущий молодой организм требует необходимых килокалорий и витаминов в виде различных супов и каш. 
С этой целью еще с 18 века было организовано горячее питание в образовательных учреждениях, достигшее своего апогея в советское время: многие из читателей наверняка помнят, как их кормили в школьные годы. Большую роль, без сомнения, играют те, кто руководит этим процессом.
Сегодня хотелось бы рассказать о человеке, ответственном за питание учащихся и потому не менее любимом детьми, чем первый учитель или классный руководитель, чьи завтраки и обеды вспоминаешь еще много лет.
Одним из таких любимцев учащихся в Цаган-Ольской средней общеобразовательной школе является заведующая столовой – Лариса Иннокентьевна Оборова, трудящаяся на этой должности с 2015 года, а общий стаж работы в местной школе насчитывает 12 лет.

Лариса Иннокентьевна - коренная жительница славного села: здесь она родилась, выросла, окончила школу, встретила свою вторую половину Игоря Александровича, с которым растят и воспитывают семерых детей. Старшая дочь Татьяна работает преподавателем в агроколледже районного центра, старший из сыновей – Владислав – военнослужащий по контракту, дочь Аяна – студентка спортфака ЗабГПУ, сын Максим – военнослужащий срочной службы, третий сын Валерий – ученик седьмого класса, дочь Ирина – учащаяся Агинской окружной гимназии и самый младший из детей – сын Бато – первоклашка. Муж нашей героини по образованию механизатор, работает исполнительным директором ООО «Теплострой».
Лариса Иннокентьевна сама из большой и дружной семьи Иннокентия Дмитриевича и Галины Леонидовны Тайжеевых, воспитавших восьмерых детей – трех сыновей и пятерых дочерей. Отец Ларисы Иннокентьевны родом из села Делюн Шилкинского района. Мать Галина Леонидовна также из Шилки – из поселка Холбон. Они встретились и поженились в Цаган-Оле, где работали в колхозе в далеком 1965 году. 
Л.И.Оборова, говоря про свою работу, отмечает большой вклад своих коллег: «Организация вкусного и горячего питания – это заслуга нашего повара Даримы Дамбиевны Дашиевой, пекаря Баирмы Дармаевны Намсараевой, посудниц Людмилы Соднодоржиевны Рыгденовой, Жалмы Владимировны Минжуровой, технического работника Натальи Александровны Гомбоевой, всего коллектива».
Вот такие простые, но благородные люди живут и трудятся на цаган-ольской земле. Люди на которых держалось и будет держаться село.

Зорикто Олзоев.
Фото Сергея ДОРЖИЕВА.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 MEGANEWS. Design created by ATHEMES