Главная » 2013 » Июнь » 25 » Каноны буддизма - в монастырях Индии

Каноны буддизма - в монастырях Индии

25.06.2013 в 11:39 просмотров: 2362 комментариев: 0 Архив материалов
В далекой стране, пропитанной буддийской культурой, обучаются много бурятских юношей. Они достойно продолжают традиции бурятских лам, служащих Учению Будды, помогая людям в земной жизни обрести истину.
В Агинском весной этого года побывал Балта Сультимов, обучающийся в Индии. Он приехал буквально на несколько дней, чтобы встретиться с любимой мамой, братьями и сестрами. Балта в Индии уже несколько лет, за это время объездил всю страну, побывал в Европе, владеет английским и учит язык хинди. Он и его друзья - бурятские монахи - выступили с идеей строительства общежития для бурятских студентов при Гоманг-дацане. Были собраны большие средства, в столице Бурятии Улан-Удэ проведена благотворительная акция по сбору средств, и общежитие в настоящее время достраивается. Балта рассказал о Гоманг-дацане,  где обучаются бурятские юноши.
 ГОМАНГ-ДАЦАН
 В одном из крупных буддийских монастырей Индии на юге страны (штат Каранатака) - Дрепунг Гоманг-дацане - насчитывается около 2000 монахов, в том числе из России, Монголии, Непала, Бутана и из некоторых гималайских регионов Индии. Гоманг-дацан связан именно с монголоязычными  народами: бурятами, монголами, калмыками. Известен он тем, что на протяжении столетий в нем обучались ламы из Бурятии, Монголии, Калмыкии. Настоятелями Гоманг-дацана были известные бурятские буддийские учителя - ученые Агван-Нима Римпоче, Галсан-Лэгдэн Аржигаров.
  В данное  время в дацане обучаются 2500 лам-студентов, среди них 45 бурятских лам. В Гоманге 16 землячеств, одно из них называется «Самло», куда  входят ламы из Бурятии, Тувы, Монголии и северных районов Тибета.
 Монастырь делится на 16 канценов, т.е. общин - землячеств. Возглавляют их старосты общин, которые следят за дисциплиной и бытом монахов внутри землячеств. Административный порядок монастыря не претерпел больших изменений: как и раньше, в Тибете высшим официальным лицом является кен-ринпоче, настоятель монастыря. Его избирают сроком на шесть лет путем общего голосования из числа наиболее опытных геше. Далее следует гебкуй - блюститель порядка и обычаев. Унзед-лама ведет религиозные службы. Лама-шунлепа курирует учебный процесс. Административными и экономическими делами занимается группа официальных лиц, именуемые чагзод, т.е. менеджеры. Они избираются общим голосованием из числа старших монахов сроком на три года. Важные решения в жизни монастыря принимаются на собрании 16 канценов-землячеств, которое созывается настоятелем. На нем присутствуют бывшие настоятели дацана, все официальные лица монастыря, главы землячеств.
 ОБУЧЕНИЕ В МОНАСТЫРЕ
 Система образования в Гоманг-дацане проходит по единому порядку шести крупнейших философских монастырей, где полностью изучают пять главных предметов буддийской философии - Цадма, Парчин, Ума, Дзод, Дульва, которые полностью охватывают путь Сутр. Обучение  состоит из 16 курсов. В течение первых четырех лет изучается предмет Цадма (санскр. Прамана) - курс логики, где за основу берутся тексты индийских мастеров Дигнаги и Дхармакирти. На первых двух курсах монахи знакомятся с общими понятиями буддийской философии и изучают методы ведения диспута. На третьем курсе усваивается искусство приведения аргументов. На следующем курсе дается обзор об уме и познании. Затем в течение шести лет изучается Парчин (санскр. Праджня - Парамита) - совершенство мудрости. За основу изучения берутся текст Будды Майтреи «Абхисаламаяланкара» и комментарий к нему ученых Харибхадра, Лама Зонкапа, Дарма Ринчен, Кедуб Же, Жамьян Шедба. Затем в течение двух лет изучается Ума (санскр. Мадхьямика - подробное учение о пустотности всех элементов по трактату Чандракирти «Мадхьямика-аватара» и комментарий к этому тексту Дже Зонкапы и Гунчен Ринпоче). Далее изучается Дзод (санскр. Абхидхарма), состоящий из двух курсов. За основу изучения берется текст Васубандху «Абхидхармакоша» и комментарий к нему Гялба Гендун Дупом (первый Далай-лама) и Гунчена Ринпоче. И последний предмет - Дульва (санскр. Винная) - изучается по трудам Гунапрабхи и Гунчен Цонанпы. По завершению курсов монахи сдают экзамены по пройденному в течение шести лет  материалу. После сдачи всех экзаменов получают ученую степень «геше-лхарамба».
 ОПИСАНИЕ ОДНОГО
 УЧЕБНОГО ДНЯ ВО ВРЕМЯ СЕМЕСТРОВ
 В шесть часов утра, позавтракав лепешкой и чаем из общей кухни, монахи приступают к заучиванию текстов. С 8.00 часов просматривают материал, готовясь к утренним диспутам. С 9.00 часов до 11 собираются на площади возле храма на утренние диспуты. На диспутах в течение часа по двое обсуждают пройденную тему. Затем в течение получаса читают молитвы. После молитв, разделившись по курсам, ведут диспуты с монахами старших курсов. С 11.00 до 12.00 обед, затем до 14.00 часов время дневного отдыха. С 14.00 до 17.00 часов идут на уроки к учителям, где им разъясняют изучаемую тему по текстам. С 17.00 до 18.00 - ужин. После ужина повторяют тему, и с 18.30 до 23.00 - вечерние диспуты.
 Учебный год состоит из восьми семестров: четыре по 30 дней, два по 20 и еще два по 15 дней. Между семестрами, поскольку нет утренних диспутов и вечерние диспуты короче, монахи уделяют больше времени заучиванию текстов и изучению материалов следующего семестра. Кроме изучения коренных текстов и комментариев по буддийской философии, также изучают тибетскую грамматику, историю Тибета. В последнее время для желающих открыты классы для изучения современной науки и китайского языка.
 ИЗ ИСТОРИИ  ТИБЕТА.
  МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ И УСЛУГИ  МОНАСТЫРЯ
 Только около ста монахов смогли совершить побег с Его Святейшеством Далай-ламой в 1959 году. Поначалу они жили в Boxa в Северной Индии, затем в 1969 году 62 выжившим гоманским монахам было выделено 42 акра земли в Mundgod в Южной Индии. Там они начали восстанавливать Дрепунг Гоманг-монастырь в том месте, где он находится сейчас. На сегодняшний день более 1500 монахов живут на таком небольшом пространстве.
 Гоманг находится в части Мунгод  (Mundgod) одного из больших тибетских поселений, насчитывающего 16000 человек. Помимо монастыря это поселение включает в себя девять лагерей для простых людей, центральный тибетский административный офис, школу для простых тибетцев, больницу, медицинский центр, женский монастырь, дом престарелых, банк, кафе, гостиницу. Гоманг-монастырь взаимодействует с более многочисленным тибетским сообществом, уча Трем Драгоценностям в школе, помогая в больнице, доме престарелых и обеспечивая обучение в тибетском прикладном искусстве для молодых людей, дожидающихся урегулирования, предлагая занятость для местного тибетского и индийского населения. Кроме того, монахи проводят религиозные церемонии для тибетцев. Все эти услуги выполняются бесплатно. Тибетское поселение в Мунгод получает поддержку от организации, расположенной в США: друзья Тибетского поселения в Индии (FOTSI). Эта группа, управляемая Chela Kunasz, каждый год опубликовывает отчет, в котором собраны истории о людях, которые жили в Мунгоде как участники программы (FOTSI).
 За последние десять лет количество монахов, покинувших Тибет для учебы в Дрепунг Гоманг-монастыре, увеличилось в четыре раза.  Количество монахов выросло до 1500. Каждый год приезжают около 150 новых учеников, им приходится сталкиваться с такими проблемами, как жаркий климат и болезни, которые неизвестны в Тибете. У многих монахов кровоточащие язвы желудка от грязной питьевой воды. Малярия и туберкулез берут верх. Недавно монастырь создал амбулаторию, обслуживаемую монахами-волонтерами. Амбулатория обеспечивает свободные проверки и взыскивает номинальную плату за медицину.
 ДОХОДЫ
 Доход монастырь получает из разных источников: монахи организуют пуджи, или специальные церемонии, для тех, кому нужна духовная помощь, туры по построению песочных мандал. Чаще всего они получают пожертвования за свои услуги. Выращивают рис и кукурузу, а также у монастыря есть в собственности кафе, гостиница для паломников и гостей монастыря и небольшой завод по производству ковров в Непале и Дели.


 Гэрэлма ДАМДИНЖАПОВА.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES