Главная » 2024 » Март » 19 » Лада Митупова: «Роспотребнадзор защищает интересы граждан»

Лада Митупова: «Роспотребнадзор защищает интересы граждан»

19.03.2024 в 12:44 просмотров: 121 комментариев: 0 Экономика

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, в этом году он прошел под девизом «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей». О работе по защите граждан рассказала главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей ТО Роспотребнадзора в п.Агинское Лада Митупова (на снимке).

Большое количество обращений поступает по подарочным сертификатам.
Подарочный сертификат – это документ, который подтверждает заключение договора между продавцом и покупателем о приобретении товара (оказании услуг) на сумму сертификата в будущем. Потребитель имеет право отказаться от покупки, а также потребовать возврата уплаченного аванса. В связи с этим по истечении срока действия подарочных сертификатов, при неиспользовании их держателем потенциальной возможности покупки товара уплаченные за них денежные средства подлежат возврату. Плата за подарочный сертификат - это не плата за товар, а аванс (предоплата) за товар или услугу. Следовательно, продавец обязан вернуть денежные средства, уплаченные за подарочный сертификат.
В п.Ясногорск Оловяннинского района индивидуальный предприниматель отказался предоставить услуги купли-продажи потребителю. Причину обосновал тем, что покупатель не сдал личные вещи в ячейки хранения на входе в магазин. Житель Ясногорска обратился в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю. В рамках рассмотрения обращения были установлены нарушения законодательства по защите прав потребителей, покупатели не обязаны сдавать свои личные вещи в камеру хранения при входе в магазин. Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю направило иск в Оловяннинский районный суд о том, чтобы действия индивидуального предпринимателя из п.Ясногорск признать незаконными. Суд обязал продавца прекратить противоправные действия (не отказывать потребителям в заключении договора купли-продажи из-за несдачи личных вещей в ячейки хранения). 
В 2023 году поступали обращения на несвоевременное подключение к электрическим сетям потребителей ПАО «Россети».
Житель п.Могойтуй обратился в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю.  Договор на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома был заключен между владельцем и ПАО «Россети-Сибирь» в феврале 2020 года. Услуги были полностью оплачены. Срок исполнения составлял шесть месяцев со дня заключения договора, но до настоящего времени услуга не была выполнена. В течение трех лет семья с тремя малолетними детьми проживала в доме без электричества, что доставляло массу неудобств. В феврале 2023 года они обратились в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю за помощью. Специалисты подготовили и направили в Могойтуйский районный суд иск о том, чтобы обязать ПАО «Россети-Сибирь» осуществить технологическое присоединение к электросетям жилого дома многодетной семьи. Требования Управления Роспотребнадзора по краю были удовлетворены. Энергоснабжающее предприятие подключило дом к электросетям. Кроме того, с компании взыскан штраф, неустойка и компенсация морального вреда, причиненного многодетной семье.
В сентябре 2022 года жительница Агинского района приобрела в магазине сотовый телефон. Через короткое время после начала использования аппарата был выявлен недостаток – самопроизвольно выключался экран. Потребитель сдала телефон на гарантийный ремонт. Но продавец в течение двух месяцев не отправил товар в сервисный центр, а после получения претензии о расторжении договора купли-продажи и возврате денежной суммы покупательнице отказал в его удовлетворении. Агинчанка обратилась в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю. Специалисты отдела защиты прав потребителей подали иск в суд с требованием вернуть потребителю денежные средства, выплатить моральный ущерб и неустойку. Мировой суд судебного участка №64 Агинского района полностью удовлетворил требования по данному заявлению. В счет покупателя взыскано 17 240 рублей, в том числе, полная стоимость телефона, неустойка в размере 10000 рублей, компенсация морального вреда в размере 2000 рублей. Отметим, что согласно ст.20 Закона РФ «О защите прав потребителей», срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней.
В Управление Роспотребнадзора поступают обращения  на продажу товаров ненадлежащего качества.
Потребитель в п.Агинское заключил договор купли-продажи стартера для автомобиля «MAZDA TITAN». Стоимость товара составляет 11570 рублей. Оплата товара была произведена в день составления договора в полном объёме. При установке стартера потребитель обнаружил, что данный стартер ненадлежащего качества и не крутит двигатель. В январе 2023 года потребитель сдал данный стартер в магазин для проведения диагностики товара, чтобы вернуть деньги, оплаченные за покупку стартера. В течение января, февраля и марта 2023 года потребитель неоднократно обращался к продавцу, но каждый раз ему говорили, что по данному товару информация отсутствует о проведенной диагностике, ответа на претензию нет и вернуть деньги они не могут. В связи с этим управление обратилось в суд с исковым заявлением в защиту прав потребителя. Судом принято решение об удовлетворении требований потребителя и взыскании денежных средств в пользу потребителя в размере 71704 рубля, в том числе, компенсация морального вреда в размере 5000 рублей, штраф 23904 рубля.
Забайкалец приобрел стол в мебельном магазине, а при доставке обнаружил недостатки товара. При обращении к продавцу потребителю было отказано в расторжении договора и возврате уплаченной за товар денежной суммы. За помощью гражданин обратился в управление. Специалисты отдела защиты прав подготовили и направили исковое заявление в защиту прав потребителя в суд. По итогам судебных разбирательств требования потребителя о взыскании денежных средств за товар в размере 55 908 рублей с предпринимателя были полностью удовлетворены.
В адрес Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю неоднократно поступают обращения потребителей с жалобами на то, что ряд торговых точек районов края не осуществляют продажу товаров по безналичному способу, в частности, это касается табачных изделий. Продавцы аргументируют отказ просто: «Банк взимает комиссию в случае, если потребитель рассчитывается картой, следовательно, отпуск товара проводим только за наличные деньги, поскольку убытки нести не желаем».
Однако, в соответствии со ст. 16.1 Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель, владелец агрегатора в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
По обращению жителя Забайкальского края на отказ продавца произвести оплату товара безналичным способом управлением проведена проверка. Факты подтвердились: потребителям действительно отказывают в заключении публичного договора и не предоставляется возможность оплатить товар способом, который выбрал потребитель, а именно, безналичный способ оплаты, что недопустимо.
Управлением нарушителю объявлено предостережение о необходимости соблюдения обязательных требований закона, и был подан иск в защиту прав неопределенного круга потребителей с требованием о признании указанных действий противоправными и прекращении таких действий. Иск удовлетворен и в настоящее время вступил в законную силу.

Л.Митупова, главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES