Главная » 2020 » Октябрь » 6 » Мусорная реформа: некоторые итоги большой кампании

Мусорная реформа: некоторые итоги большой кампании

06.10.2020 в 11:46 просмотров: 450 комментариев: 0 Экономика

С первого января текущего года Забайкальский край живет в новых условиях обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Жители краевой столицы и крупных районных центров в большинстве своем  разницы не почувствовали: как выбрасывали мусор в контейнеры на придомовой территории, так и продолжают это делать. В целом же для забайкальцев мусорная реформа стала настоящим испытанием. 
Сельчанам пришлось отказаться от привычки сваливать мусор за огородами или в ближайшем лесу, научиться собирать его в мешки и пользоваться созданными контейнерными площадками. О том, какие  проблемы возникли в муниципалитетах региона с начала мусорной реформы, что необходимо изменить и  улучшить в новой системе обращения с ТКО, говорили участники заседания правления Ассоциации "Совет муниципальных образований Забайкальского края».

Охватили все районы
Сводную информацию участникам заседания представил председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований Забайкальского края» Павел Коваленко:
- Реформа обращения с ТКО, стартовавшая в Забайкальском крае первого января 2020 года, активизировала взаимодействие краевых органов власти с региональным оператором и населением, идет постепенная ликвидация незаконных свалок, строительство и ввод инфраструктуры сбора и утилизации мусора. Ряд муниципальных образований выражают удовлетворенность работой, которая организована ООО «Олерон+». В то же время муниципальное сообщество отмечает, что переход на новую систему происходит неравномерно и зачастую влечет за собой ряд серьезных проблем. 
Например, регоператором до сих пор не оформлены договоры на вывоз ТКО с частью муниципальных образований, юридических лиц и населения. Актуален вопрос о непрозрачности начислений для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.В ряде муниципальных образований жалуются на то, что идет некорректное начисление оплаты за вывоз ТКО. 
Потребители жалуются на то, что в платежных документах, выставляемых регоператором, зачастую указывается неверное число потребителей услуги, так как используются устаревшие или непроверенные данные, с органами местного самоуправления списки не сверяются, перерасчет не осуществляется.
Руководители муниципалитетов обратили внимание на то, что до сих пор не налажена обратная связь между населением, органами местного самоуправления и регоператором. «Горячая линия» «Олерон+» работает неэффективно, дозвониться сложно. 
Обращено внимание на проблему строительства контейнерных площадок и установки контейнеров. Органами местного самоуправления не обеспечивается необходимое количество контейнерных площадок, контейнеров под мусор в связи со снижением лимитов из регионального бюджета на их приобретение и строительство.
Не решена проблема вывоза отходов сельскохозяйственной деятельности, золы, строительного мусора, растительных остатков после обрезки зеленых насаждений. В бюджетах администраций поселений нет средств на ликвидацию несанкционированных свалок.
В работе заседания принимали участие представители министерства природных ресурсов Забайкальского края и ООО «ОЛЕРОН+». На часть претензий они сразу ответили. 
Тамара Микаелян, заместитель начальника отдела охраны окружающей среды минприроды края, отметила:
- Реформа стартовала во всех муниципальных образованиях региона, за исключением Газимуро-Заводского района. Там эта коммунальная услуга только начинает предоставляться. Но мы можем говорить, что регоператор приступил к работе во всех муниципальных образованиях региона. За счет средств федерального бюджета централизованно приобретено более 7000 контейнеров, в ближайшее время они будут установлены в муниципальных образованиях. Большая работа проводится по реализации регионального проекта «Комплексное размещение ТКО», в рамках которого запроектированы три комплекса по сортировке - в Петровск-Забайкальском, Шилкинском и Краснокаменском районах. Для строительства этих объектов требуется около двух млрд.рублей. 
Тамара Микаелян заметила, что 29 июля текущего года губернатором было подписано постановление правительства Забайкальского края № 342 о перераспределении 247 миллионов рублей в качестве субсидий между муниципальными образованиями. Они получили средства на строительство порядка 2000 контейнерных площадок, на приобретение 7000 контейнерных баков и 400 бункеров. 
Чьи полномочия – муниципальной власти или регоператора?

В ходе обсуждения глава поселка Могойтуй Ч.Б.Дугаров задал вопрос, который волнует многих:
- В свое время мы получили субсидию на возведение контейнерных площадок. Средств хватило на строительство 30 таких объектов, при том, что нуждаемся в ста. 33 мы поставили своими силами, чтобы сделать остальные, нам нужны дополнительные деньги. Кто должен приобретать контейнеры для бюджетных организаций, для частного сектора и юрлиц - регоператор или муниципалитет? 
Кирилл Лунёв, генеральный директор ООО «Олерон+», ответил на вопрос: 
 - По действующему законодательству компания «Олерон+» должна приобретать контейнеры с учетом одного проц. от необходимой валовой выручки. Это 18 млн.рублей. На эту сумму можно закупить 1200 контейнеров. В настоящее время мы уже закупили 7500 контейнеров. Лимит превышен в связи с тем, что была реальная необходимость. Запросы были и из бюджетных организаций, необходимо было в первую очередь расставить контейнеры по городским округам. Мы вложили более 70 млн.рублей. Что делать дальше? Предприниматели мусорные контейнеры должны приобретать самостоятельно. Мы предлагаем закупать их у «Автолидера» либо в Нерчинской колонии. Один контейнер стоит около 14 тыс.рублей, и «Автолидер» доставляет сам в ваш муниципалитет. Если покупаете в колонии – доставка за ваш счет. Что касается остальных потребителей услуг, то контейнеры должны приобретать управляющие компании, если нет УК, то муниципальные образования. 
Много вопросов возникает у сельских жителей по мусору, который не относится к твердым бытовым отходам. К сожалению, законодательно пока вопрос с отходами сельскохозяйственной деятельности не решен. Лариса Карелина, глава поселения «Шишкинское» Читинского района, поделилась своими опытом:
- У нас тоже по сельхозмусору остро стоял вопрос. Мы собрали сход граждан, пригласили представителя «Олерон+». Наш бытовой мусор вывозится на полигон в Ивановку. Мы очень этому рады. А сельхозмусор, который в объеме значительно превышает ТКО, мы решили вывозить на бывшее место свалки, которое обозначили, как площадку для сбора органического мусора. С жителями договорились, что все, что перегниет за лето, мы вывозим туда. 
Представитель министерства природы оценила такой подход как один из удачных решений вопроса вывоза сельхозмусора. «Во-первых, законодательством этот вопрос не регламентируется, поэтому бояться ответственности не стоит. Конечно, главы поселений должны держать этот объект на контроле, не превращать его в свалку ТКО.  Безусловно, это не должно размещаться на землях рекреационного и лесного фонда. Оптимальный вариант - устраивать такие объекты на землях промышленности», - сказала Тамара Микаелян. 
Возник вопрос, кто и каким образом должен отслеживать, заключил ли предприниматель (в большинстве своем это владельцы магазинов) договор с «Олерон+». «Они либо жгут коробки в котельных, либо ночью вывозят на старые свалки и там сжигают. 
- Меры воздействия на ИП существуют разные. Хорошо, когда есть управляющая компания (УК). Мы запрос сделали, они предоставили договор. Если УК нет, сложнее. Мы разбираем жалобы в частном порядке. Обращаемся в прокуратуру, по итогам проверки прокуратура привлекает к административной ответственности. Штраф для ИП от 30 до 50 тыс.руб-
лей. На юрлицо - от 250 тыс.рублей. Помогает нам минприроды, тоже проводят проверки. Органы местного самоуправления могут самостоятельно обратиться к нам с просьбой выяснить, заключил ли какой-то конкретный предприниматель договор на вывоз мусора. Некоторые ОМСУ предоставили списки своих предпринимателей. Юридический отдел регоператора провел аналитическую работу и направил в прокуратуру обращение по всем незаключившим договоры предпринимателям, - ответила Н.А.Загвозкина, юрист «Олерон+».
Пути решения проблем
Обсудив возникшие проблемы, участники заседания решили обратиться в правительство Забайкальского края с предложением рассмотреть вопрос об увеличении субсидирования бюджетов муниципальных образований. Сегодня у МО недостаточно средств для обустройства контейнерных площадок, ремонта и приобретения контейнеров, создания площадок по раздельному сбору мусора. 
Члены совета планируют обратиться в министерство природных ресурсов Забайкальского края с предложением выстроить систему ликвидации несанкционированных свалок, инициировать вопросы организации раздельного сбора мусора. 

Виктория Сивухина.

 

«Олерон+» ответил на вопросы

Региональным оператором заключен договор по доставке счетов-квитанций с Почтой России, и платежные документы доставляются до потребителя сотрудниками почтовых отделений связи по месту присутствия. Квитанции по частному сектору ежемесячно с июля 2020 года направляются в почтовые отделения. В случае неполучения квитанции граждане могут позвонить по бесплатному телефону 8-800-350-49-71 и сообщить о данном факте. 

По вопросу количества прописанных человек поясняем следующее: в марте 2020 года РО заключил договор с АО «Читаэнергосбыт». Предметом которого является проведение начислений за оказанные услуги по обращению с ТКО на базе данных АО «Читаэнергосбыт», в связи с тем, что в Забайкальском крае принята социальная норма потребления электрической энергии, и зависит она от количества человек, зарегистрированных по адресу, то есть потребителям выгодно не уточнять данные при изменении численности в сторону убывания. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №354, перерасчет производится на основании предоставленных документов, подтверждающих убытие, отсутствие граждан. В связи с этим РО предлагает обратиться в офисы по месту жительства с заявлением и приложенными документами для проведения перерасчета.
Открыты офисы в районных центрах Забайкальского края, где граждане - потребители могут получить консультацию, платежные документы, сделать перерасчет, заключить договор, юридические лица - заключить договор, подать заявку, получить платежные документы. У всех офисов установлены графики и режим работы, есть вывески с указанием времени работы и перерывов, также на сайте размещена информация о представителях, адресах офисов.
Графики вывоза ТКО разрабатываются региональным оператором на основании правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, положениями постановления правительства Забайкальского края от 5 ноября 2019 года №430, а также с учетом технической возможности проезда специализированной техники до мест накопления ТКО.
Органы местного самоуправления обязаны информировать население о графиках вывоза ТКО. Обязанности органов местного самоуправления регламентируются федеральным законом №131-ФЗ от 6 октября 2003 года, федеральным законом №89-ФЗ от 24 июня 1998 года, распоряжением губернатора Забайкальского края от 27 декабря 2018 года №518-р.
При некачественном оказании коммунальной услуги региональный оператор производит перерасчет в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Приобретение контейнеров - это право регионального оператора, а не обязанность, так как нормами действующего законодательства на регионального оператора не возложена обязанность по установке мусорных контейнеров. Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем одного процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Расходы на приобретение контейнеров, бункеров и их содержание учтены в составе необходимой валовой выручки регионального оператора в размере 18,12 млн.руб.
Допускается (а не возлагается обязанность) приобретение контейнеров и бункеров непосредственно региональными операторами по обращению с ТКО.
Обязанности по созданию мест накопления ТКО (контейнерных площадок) возложена на органы местного самоуправления, а также на собственников земельных участков или лиц, осуществляющих управления МКД (УК, ТСЖ и т.п.).
Сельскохозяйственные отходы, зола по своему составу не являются твердыми коммунальными отходами.
Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключённым с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
Постановлением правительства Забайкальского края от 5 ноября 2019 г. №430 представлен ориентировочный морфологический состав по основным компонентам твёрдых коммунальных отходов. 
Согласно утвержденной территориальной схемы обращения с отходами (ТСОО) Забайкальского края в морфологический состав ТКО не включены следующие виды отходов: кирпичи, плитка и облицовочные материалы, сухая зола от сжигания топлива, отходы электроники, сантехнические приборы, обои и отходы напольных покрытий, древесные, растительные отходы.
К строительным отходам относятся остатки сырья, материалов, иных изделий и продуктов строительства, образующиеся при строительстве, разрушении, сносе, разборке, реконструкции, ремонте зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и промышленных объектов.
Отходы, образованные при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедшие в негодность в результате эксплуатации), не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
Отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, рамы, дверные коробки и др.) классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат размещению в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
Исходя из анализа норм законодательства РФ, отходы от текущего ремонта входят в состав ТКО, однако применительно к Забайкальскому краю, в ТСОО Забайкальского края многие виды отходов, образованные от текущего ремонта (линолеум, плитка и т.д.) не включены в морфологический состав ТКО.
Так, транспортирование строительных отходов, в том числе, видов отходов, не включенных в морфологический состав ТКО, является обязанностью собственников отходов, так как не регулируется тарифом, установленным для регионального оператора, ввиду отсутствия учета массы отходов в нормативе ТКО.
Согласно распоряжению губернатора Забайкальского края от 27 декабря 2018 г. №518-р «Об организации на территории Забайкальского края работы по обращению с отходами» в целях обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду министерству природных ресурсов Забайкальского края рекомендовано оперативно принять меры по организации ликвидации несанкционированных свалок, образовавшихся на земельных участках, не предназначенных для этих целей, а органам местного самоуправления - предусмотреть в бюджете муниципального образования средства на ликвидацию несанкционированных (стихийных свалок), образовавшихся на земельных участках, не предназначенных для этих целей, и решение иных проблем в сфере обращения с отходами.

К.ЛУНЕВ, генеральный 
директор ООО «Олерон+».

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2020 Агинская правда. Design created by ATHEMES