Главная » 2022 » Ноябрь » 26 » Он жил и работал для людей

Он жил и работал для людей

26.11.2022 в 11:04 просмотров: 321 комментариев: 0 Власть и общество

К 100-летию Даши Гомбоевича Жамсаранова

29 ноября 2022 года исполнилось бы 100 лет ветерану войны, бывшему председателю Агинского райисполкома, председателю колхоза «Путь Ильича» Могойтуйского района, кавалеру орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», персональному пенсионеру республиканского значения Даши-Зэгбэ Гомбоевичу Жамсаранову (на снимке). 
Он родился в 1922 году в с.Гунэй. Учился в Судунтуйской школе, затем перед войной поступил в Агинское педагогическое училище, но со второго курса ушел на фронт.

Его отец, председатель Гунэйского сельсовета, Жамсаран Гомбожабон мечтал, что его сын Даши станет багша-учителем, будет просвещать детей животноводов агинской степи, но  война нарушила планы.- Учитель из меня не получился, - шутил Даши Гомбоевич.
Вот с этим, пожалуй, никто не согласится. Хорошим, настоящим учителем и добрым наставником стал Жамсаранов – таково мнение о нем всех, кто с ним жил и трудился.  
А после окончания войны так сложились обстоятельства, что Даши Гомбоевич не продолжил учебу, а около десяти лет работал в райуполминзаге, восемь лет - председателем райисполкома. За время работы председателем Агинского райисполкома убедился, как нелегок труд председателя колхоза. И, выезжая в хозяйства, он не портил нервы председателям колхозов по мелочам и в уме всегда прикидывал: как бы он сам поступил на их месте? И если видел явную бесхозяйственность, бесконтрольность, то уж спуску не давал.
В феврале 1963 года Даши Гомбоевича рекомендовали председателем крупнейшего в округе колхоза «Путь Ильича». Дела в колхозе шли неважно, далеко отставали от передовых хозяйств.
И уже через три года в Цаган-Оле произошли разительные перемены, прежде всего, резко расширилась продажа продуктов животноводства государству. Если в 1962 году, до приезда Д.Г.Жамсаранова, доход колхоза составил 97600 рублей, то в 1965 году доход вырос до полутора миллионов рублей. Были перевыполнены планы по продаже шерсти, мяса, молока. Если несколько лет назад многих коров не доили, они были разбросаны по гуртам, то теперь такого не стало, были подобраны доярки, и дела с производством молока пошли в гору.
С первых шагов председательства Даши Гомбоевич стал опираться на актив, советовался с людьми по важнейшим вопросам ведения хозяйства. Дальновидным шагом было то, что он привез свою команду специалистов, умных, знающих свое дело людей: главного бухгалтера Батомункуева, главного зоотехника Димчика Митуповича Митупова. Позднее - молодых специалистов, выпускников Бурятского сельскохозяйственного института - ветеринара Кирилла Тарнуева и зоотехника Бато Гармаева. Благодаря их грамотной работе, профессионализму повысились показатели колхоза. 
В передовых хозяйствах области показала свои преимущества отрядно-звеньевая система организации труда в полеводстве. Этот опыт начали перенимать и агинские хлеборобы. В Цаган-Оле подобрали хороших, знающих цену земли руководителей отрядов по возделыванию зерновых и пропашных культур. Отряды возглавили Николай Корякин, Батожаргал Митупов, Валентин Симоненко, Андрей Самсонов, Михаил Алешков.
В 1964 году цаган-ольские механизаторы получили в среднем с одного гектара по 9,6 центнера зерна. Колхоз в ту осень засыпал в закрома государства свыше девяти тысяч центнеров зерна. Раньше таких урожаев зерна здесь никогда не получали. 
Как-то вечером Даши Гомбоевич попросил специалистов задержаться в конторе. Он решил выслушать их мнение о переводе овцеводов на аккордно-премиальную оплату труда за полученную продукцию. Все согласились с доводами председателя, и тут же работникам бухгалтерии было предложено подработать все расчеты, расценки.
Прогрессивная оплата труда овцеводов себя оправдала. Теперь во время стрижки каждый чабан следил за тем, чтобы на животном не оставалось ни клочка шерсти. Только за сверхплановый настриг шерсти чабанам колхоза за 1965 год было выплачено в порядке дополнительной оплаты три с половиной тысячи рублей. Заработки чабанов значительно поднялись.
Председатель был очень требователен к чабанам и скотникам. Ранним утром объезжал все чабанские стоянки. Он отлично знал положение дел, главные специалисты и он сам в холодные зимние ночи с фонарем «Летучая мышь» обходили кошары и катоны, чтобы уберечь от случайных пожаров и других стихийных бедствий. Каждые пять дней завозили фураж. Когда он спал, непонятно. Рассказывают, что председателя можно было увидеть и ранним утром, и поздней ночью, даже в три-четыре часа ночи обходил сам стоянки. Об этом свидетельствуют чабаны того времени Дугаржаб Линхобоев, Сэсэг Дармаева. 
- Однажды в мае пошел дождь. Кошара, покрытая соломой и землей, быстро намокла и вовнутрь закапала вода. Ягнята могли не выдержать сырости и холода, и скоро начался бы падеж. Мне срочно пришлось поехать ночью в село, чтобы попросить помощи. Даши Гомбоевич не спал в это время, оперативно собрал специалистов, механизаторов, снарядил автобус и организовал переезд овцематок с ягнятами в кошару Аюши Мидаева. Всю ночь перевозили, а утром оказалось, что там хоть и сухо, но ягнята гибли от инфекционного заболевания. Пришлось перевозить обратно. Построили в срочном порядке другой сухой катон, куда переместили овец. Благодаря этому, в тот год от первоокоток получили 90 голов от ста овцематок, что было неплохим результатом, – рассказывает Дугаржаб Линхобоев (74 года). – Не только хорошим руководителем был, но и заботливым человеком. Когда я заболел, и мне потребовалась машина, он сразу выделил ее, чем очень помог.
Сэсэг Дармаева (72 года), жена известного в округе чабана Бадма-Доржи Балданова, тепло отозвалась о председателе: «Прекрасный человек, чуткий руководитель. Нас молодых чабанов и поощрял, и поучал порой. Говорил: «Хозяйственность человека заметна снаружи, поэтому нужно всегда держать подворье в чистоте и порядке». С тех пор мы всегда старались содержать стоянку в порядке: зароды были аккуратно сметаны, кошары постоянно чистили, во дворе тщательно убирали».
Неусыпный труд не пропал даром: многие чабаны стали получать хороший приплод. На высоком уровне проводилась селекционная работа. Численность поголовья овец доходила до 82 тысяч, ежегодно сдавали государству по 26-28 тысяч овец.  
Столкнулся Даши Гомбоевич и с тем, что в колхозе остро ощущалась нехватка рабочих рук. До этого большинство переселенцев долго не задерживались в Цаган-Оле. Д.Жамсаранов же не уставал повторять: «Создадим людям хорошие условия, и переселенцы осядут у нас. Не сделаем этого и силой их здесь не удержим».
В Цаган-Оле выросли целые улицы, на которых проживали колхозники-переселенцы.
В 1964 году в колхоз вступило 112 семей, и все они заселились в добротные дома. Еще 54 семьи влились в колхозную семью на следующий год. Это было серьезное подспорье хозяйству. Переселенцы, доярки Нина Рабаева, Талия Ялалетдинова, ее муж пастух Сергей Ялалетдинов, чабан Цыренжап Бадиев и многие другие показывали пример в труде. Цаган-Оль стал интернациональным. Рука об руку, плечом к плечу приумножали богатство колхоза представители десяти национальностей нашей страны. Помимо бурят, жили и трудились русские, украинцы, чуваши, татары, эвенки, башкиры, мордва.
Даши Гомбоевич ясно видел перспективы развития хозяйства.
- Волнуют меня, прежде всего, такие задачи, - говорил он. – Пора браться за внедрение внутрихозяйственной специализации животноводства. Скажем, на одном участке сосредоточим племенную овцеферму, на другом – производство баранины, проведем специализацию и в крупном рогатом скоте. Экономическая выгода будет огромная, только надо лучше осуществить на практике. Мобилизовать наших специалистов, их в колхозе достаточно, с высшим и средним образованием, - мыслил вслух Даши Гомбоевич и после паузы продолжал. - Жизнь требует, чтобы мы по-настоящему взялись за улучшение лугов и пастбищ. По 15-20 и более центнеров сена из естественных трав можно получать с гектара на улучшенных лугах, а сейчас берем по три-четыре центнера. 
Даши Гомбоевич скупо рассказывал о себе и всегда переводил разговор на животноводов и механизаторов, чьими усилиями экономика колхоза поднята на новую высоту. Упоминал семейные бригады чабанов Бадма-Доржи Балданова, Дашибалбара Аюшиева, Цыржин Цыреновой, Эрднижапа Ринчинова, доярок, сестер Антонину и Екатерину Бояркиных, Бальжит Батожаргалову и многих других.
Сами колхозники, характеризовали Даши Гомбоевича как умелого организатора, принципиального, но душевного человека. 57-летний в то время чабан Баир Ринчинов говорил: 
- Все цаган-ольцы теперь довольны тем, что у нас знающий, толковый председатель. Спасибо за это говорят. Даши Гомбоевич к любому человеку найдет подход, а это драгоценная черта для руководителя.
Из интервью со старейшим жителем села Гомбожабом Дагбаевым (90 лет), работавшим в те годы механиком, мы узнали интересные сведения, раскрывающие деятельность и стиль руководства Даши Гомбоевича. Вот что он рассказал:
- Хороший был руководитель, требовательный и тактичный, никогда не повышал голоса. Был человеком слова, что задумал, озвучил, то обязательно выполнял. Зная это, колхозники глубоко уважали его и неблаговидных поступков стеснялись допускать.
Помню случай, рассказанный Николаем Зодбоевым. Осенью скот колхозников стал совершать потравы выращенного урожая. Их закрыли в кошаре Харгытуйской фермы, а председатель с Н.Зодбоевым сели в «засаде». Долго просидели, к утру в темноте вдруг замаячили фигуры людей. Председатель неожиданно встал и встретил их, они оказались хозяевами коров. Даши Гомбоевич пожурил их, записал фамилии и отпустил, на собрании впоследствии им крепко досталось, выписали штраф. С тех пор они стали лучше смотреть за своим скотом.
В его бытность стали проводиться техосмотры. Исправная техника работала до поздней ночи. Приятно было видеть ночью огни комбайнов и машин, беспрерывно работающих на полях. В этом была особая радость труда, когда ежедневно росли бурты пшеницы, и в воздухе витал густой запах зерна нового урожая. 
Во всем соблюдался порядок, чувствовалось, что председатель знает свое дело и требует от своих подчиненных четкого выполнения своих обязанностей. 
Благодаря упорному труду колхоз имел к 1966 году около 55 тысяч овец, около трех тысяч голов крупного рогатого скота, 67 тракторов, 24 комбайна и другую технику. Все это богатство обслуживали сотни тружеников, со всеми председатель находил общий язык. Если потребуется, пожурит, а кто заслужит, то и похвалить сумеет.
Даши Гомбоевич заботился и о быте цаган-ольцев. При его содействии в колхозе построен великолепный Дом культуры, в котором были просторный зрительный, спортивный залы, библиотека, комната для демонстрации фильмов, костюмерная и множество комнат для кружковой работы. Построена новая больница, комбинат бытового обслуживания, детский сад, здание правления колхоза, двухэтажные дома специалистов, 70 жилых домов, летники для чабанов и скотников (сборные), типовой коровник на 300 мест с механизированной дойкой, четыре типовые кошары. Похорошело село. Здания, построенные в его бытность, стоят до сих пор, являются украшением села, но некоторые, конечно, за долгие годы ветшают. Наши земляки стараются сохранить то, что было построено при Даши Гомбоевиче. В это лето начался капитальный ремонт Дома культуры, который долгие годы был в аварийном состоянии. Скоро цаган-ольцы будут приходить в свой восстановленный очаг культуры, готовить и проводить мероприятия, смотреть концерты. 
Его самоотверженный труд не остался незамеченным. За высокие показатели колхоза «Путь Ильича» Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1967 году Даши Гомбоевич Жамсаранов был награжден орденом Ленина.

Ц.Цырендашиева, 
заведующий музейным отделом с.Цаган-Ола.
Фото автора.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES