Главная » 2024 » Февраль » 5 » От цены на дрова прихватывает сердце

От цены на дрова прихватывает сердце

05.02.2024 в 16:08 просмотров: 140 комментариев: 0 Экономика

Из года в год, особенно в преддверии зимы, журналистами поднимается проблемный вопрос, касающийся дров – их качества, количества, ценообразования. Тема изрядно поднадоевшая мне, если честно. Ведь от поднимаемой проблемы решения не находится. Как говорится, снова о насущном. Как и о хлебе, продуктах питания, товарах первой необходимости.

Приобретение дров занимает умы большинства из наших земляков, проживающих в частных домах. Видя как быстро, буквально на глазах, тают запасы сухих дров, бережно припасённых с весны и купленных перед закрытием леса на пожароопасный период сухого и тёплого времени года, прихватывает сердце. Испытывать пониженную температуру в доме в течение морозной и ветреной зимы опасно, что грозит риском заболевания. Поэтому дрова брали, берут и будут покупать, пока им не будет найден соответствующий аналог. В этом году населению стали предлагать топливные брикеты из прессованных опилок. Отзывы разные, в зависимости от печей – трёх-, пяти-, семиоборотных. Лично испробовал брикеты только на топку бани. Мой вердикт: на баню годно для тонкостенной металлической печи. Даёт жар, держит температуру. Дома пока не рискнул, однако, это дело времени, исходя из цен на древесное топливо и уголь в этом году.
Реалии таковы, что покупка дров сильно отягощает семейный бюджет. В это время жители многоквартирных домов радостно восклицают: «Хорошо, хоть печку не топить целыми днями, поддерживая комфортную температуру в помещениях. А расколка дров! А укладка! Лишние хлопоты».
С покупкой сырых или полусырых берёзовых или листвяных, реже сосновых, дров сухие поленья старого запаса начинают мельчить, оставляя их исключительно на растопку. Но, если печи семи- или пятиоборотные и дом большой площади, топить сырыми дровами дом проблематично, но надо. Поэтому одной условной машиной ГАЗ-53 (попадаются и ГАЗ-52, идентичная ГАЗ-53, но «52-й» перевозит две с половиной тонны полезного груза), который многие именуют «полстатретьим», за осень, зиму и весну не отделаться, а о «микриках» мы уже не говорим. Возят дрова и на ГАЗ-66 «Шишигах».
Три года назад микрогрузовик, как правило, с наростом, тоннажа в две или три тонны стоил девять-десять тысяч рублей, в позапрошлом цены логично скакнули вверх - 11-12 тысяч. Стоимость дров, загруженных на ГАЗ-53 - три с половиной тонны, прошлой зимой варьировалась от 17-18 тысяч и чуть выше в зависимости от потребностей и жадности  продавца. Прошлогодний ЗИЛ-130 – 20-22 тысячи (в зависимости от модификации и платформы кузова), КамАЗ и того дороже. Это цены за смешанные дрова (берёза, лиственница). 
Нынешние цены на микрогрузовик дров в посёлке Агинское составляет 16-17 тысяч. Население стремится купить сырую берёзу, так как, по их мнению, коэффициент отдачи от таких дров выше по сравнению с лиственницей или сосной, не говоря уже об осине, которая прогорает как порох. Исходя из своего житейского опыта, скажу, что дрова из лиственницы дают больше жара, но тепло в печи они держат заметно меньше, чем берёзовые. Да и сопутствующего мусора в виде щепок от берёзовых дров заметно меньше, что очень мне нравится. Однако, берёза сейчас - дефицит (словечко, вернувшееся к нам из 80-х годов).
Цена на дрова с «полстатретьего» – 24-25 тысяч. На разновидности ЗИЛа – от 30 до 35 тысяч. Был момент, когда увидел цену на китайский большегрузный самосвал с дровами – 70 тысяч. Люди, срочно бегите за кредитом!
Но это городские цены для Агинского, а что творится на периферии, одному Богу известно. Давеча мне позвонил знакомый и сказал: «Слушай, дорогой, у нас-то Кункур село отдалённое, и нам предоставлена «золотая» опция в виде доплаты за дорогу. Смотри сам. Микрогрузовичок (в две или три тонны) – 20-22 тысячи. ГАЗ-53 – 35-38 тысяч. ЗИЛ-131 – 50 тысяч. Так что, у вас в посёлке ещё жить можно! А у нас дело швах! Хоть кричи: «Караул! Грабят!».
Очередь за лесобилетом длинная, не меньше, чем в мавзолей Ленина. Бывали случаи, когда очередь до человека доходила весной, когда снег благополучно сошёл, обнажив толстый слой непролазной грязи. Нередкими были случаи, когда незадачливые лесобилетчики, дождавшись своей очереди, получив лесосеку или деляну, приезжали к месту вырубки, а там голое место – пни и куча веток. Иным легче своровать, нежели дождаться журавля в небе. За лесобилет бьются люди, имеющие технические средства и возможности самостоятельно заготовить для себя дрова, попутно успевая приторговывать. В этом году на вывоз кубатуры дров даётся ограниченное время – до десяти дней, что неудобно.
Как показывает жизнь, деляна «выбивается» больше на продажу, что слегка противоречит правилам выделения лесосеки для личного пользования. Но это палка о двух концах, которую многие понимают и не препятствуют свободной продаже дров на рынке, руководствуясь постулатом – лучше что-то, чем ничего. И это правильно. Не все имеют возможности и время  самолично заниматься заготовкой необходимых дров, легче купить и расколоть, тем самым продлевая своё здоровье и охраняя свою нервную систему. Да и в лес съездить - не на прогулку выехать. Это тяжёлый, адский труд от зари до ночи. Для кого-то изо дня в день, так как не у всех поставщиков дров имеется основная работа. А для любого мужчины особо важно приносить хоть какие-то деньги домой, пополняя семейную казну, не быть нахлебником в трудное время. К чести таких продавцов, они стараются привезти дрова хорошего качества и немного сверх нормы, чем может увезти их «Боливар». Насколько им позволяет лесосека. Это вопрос совести. Деляна нередко выделяется на косогоре или с трухой, что логично с точки зрения лесного хозяйства. Заготовить и привезти дрова оттуда крайне сложно, но дома ждут папу с деньгами и он, стиснув зубы, молча заготавливает и также молча везёт дрова на продажу. Деньгами заготовщик делится с помощниками, заправляет грузовик на завтра, точит цепи, производит мелкий ремонт авто и бензопил, при помощи жены готовит свёрток с едой на завтра и погружается в короткий сон, чтобы утром, потемну, с красными от недосыпа глазами ехать по извилистой и ухабистой дороге в лес, на далёкую деляну, на заготовку. Лесосека позволяет прокормить свою семью, приодеть детей, купить им необходимое в школу, детский сад, спортивную секцию или кружок.
Но совесть должна быть и у покупателя – не ныть, не брюзжать, что привёз слишком большие чурки или слишком маленькие, что цена «задрана» сверх меры и чтоб вам за воротник, «спекулянты». Это неправильно, на наш взгляд. Должно быть взаимное уважение. А совестливых и честных продавцов всё-таки больше, чем недобросовестных.
На амортизацию влияют и другие факторы – цена на бензин (дизтопливо), затраты на «расходники» (пильные цепи, масло и многое другое). Есть и приятные примеры. Опять же анализируя данные прошлых лет, можно с уверенностью сказать, что цена на ту или иную машину дров в начале сезона всегда относительно высокая. По мере «вхождения в сезон» цены чуть подравниваются, а местами даже возвращаются к прошлогодним, как правило по теплу, но нынче не факт! Так что, в данном вопросе ничего принципиально нового нет. Следующим фактом можно назвать возросшую конкуренцию между продавцами и, как следствие, покупатели имеют возможность выбирать ту или иную машину дров на свой вкус и цвет. Согласитесь, что приобретать дровишки у монополиста - событие отнюдь не радостное. И ещё одна новинка – все главные продажи идут через социальные сети: фото, цена, вид древесины, авто – бери с доставкой на дом! Маршрут «продавец-покупатель» работает чётко!

Зорикто ОЛЗОЕВ
Фото Саяна Дашиева.
 

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES