Главная » 2024 » Октябрь » 1 » От юрты – к храму знаний

От юрты – к храму знаний

01.10.2024 в 11:46 просмотров: 61 комментариев: 0 Образование

Ушарбайской средней общеобразовательной школе – 100 лет

После отъезда Веры Трубачеевны придут другие учителя-фронтовики. Вот их имена: Чимит Минжуров, Дашинима Базаржапов, Мункожаргал Тудупов и Бальжинима Нанзатов. У них был за плечами довоенный учительский опыт, плюс житейский, фронтовой. Поэтому патриотическое и физическое воспитание были на высоте.

Строки из газет

В патриотических чувствах ушарбайцев, их верности исторической памяти, готовности достойно продлить лучшие традиции и обычаи отцов и дедов, матерей и бабушек не приходится сомневаться.

ПЕРВОСТРОИТЕЛЬ БАМа из УШАРБАЯ

В 2024 году страна отмечает 50-летний юбилей начала строительства Байкало-Амурской магистрали. В 1970-80-х годах прошлого века строительство БАМа стало одной из главных Всесоюзных ударных комсомольских строек страны.
«БАМ – стройка века» – эти крылатые слова притягивали сотни молодых людей из разных регионов. Именно 23 июня 1974 года высадился первый десант строителей Бурятского участка БАМа. Среди участников этой комсомольской стройки есть и наши земляки. Например, ушарбаец Владимир Бальжинимаев работал в бригаде Героя Социалистического Труда Александра Бондаря в СМП №581, чье имя ассоциируется с началом и окончанием этой великой стройки. Он научился ловко забивать костыли, ворочать тяжелые рельсы ломом и прошел многие километры, преодолев тяжелейшие испытания: ледяную стужу, мокрый снег, бураны, холод и вьюгу, сорокаградусную жару и зной, выпавшие на долгом пути к завершению первого этапа строительства трассы мужества. Главная бригада БАМа в исторический день укладки «золотого звена БАМа» была в первых рядах. Весь Союз потом обошла фотография на обложке журнала «Огонек», где снята вся бригада Бондаря в победном составе. Там, в центре, Владимир Бальжинимаев  с поднятыми руками радуется вместе с остальными ребятами достигнутой трудовой победе.
В конце 90-х годов он с семьей возвратился в Улан-Удэ. Трудолюбивые, привыкшие делать всё своими руками они открыли кафе «Алима» в арендованном у администрации города помещении. Хозяйкой кафе стала супруга Людмила Бальжинимаева, которая вложила много труда и стараний, чтобы предприятие общественного питания стало образцовым в городе и всегда отличалось высоким качеством собственной продукции. Людмиле Бальжинимаевой за долголетний и плодотворный труд присвоено звание «Заслуженный работник торговли Республики Бурятия».
Владимир Жамсаранович всегда поддерживал тесную связь с малой родиной - селом Ушарбай. Именно он принял непосредственное участие в издании книги о наших земляках «Край золотого руна Ушарбай». За долголетний и добросовестный труд В.Ж. Бальжинимаев награжден юбилейными медалями в честь 25-летия и 30-летия начала строительства БАМа, дипломами почетного пассажира, благодарственными письмами, а также удостоен почетного звания «Заслуженный строитель Республики Бурятия».

B. БАТОМУНКУЕВ, зав.музейным отделом 
СП «Ушарбай».

Человек творит благое дело
Почти четыре десятилетия прошло, когда познакомился со строителем из Ушарбая Батором Батоцыреновым, но еще раньше знал его отца Батора Батоцыреновича Балданова, знатного чабана, солдата Великой Отечественной войны, на груди которого в День Победы светились две медали «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», орден Отечественной войны 1941-1945 гг. I степени. Награда фронтовая, не юбилейная. Потом на груди фронтовика появятся медали ВДНХ бронзовой и золотой чеканки, орден «Знак Почета». Это он с женой Цыбегмит принял элитную тонкорунную отару у самой Бальжимы Доржиевой, Героя Социалистического Труда, она уже давно перешагнула свое 60-летие. Эстафета попала в достойные руки.
При встрече я просто попросил Батора Батоцыренова напомнить имена своих первых учителей. В свои 75 лет он был занят уборкой во дворе детсада «Буратино» в нашем райцентре. Не выпуская из рук метлы и совка, ветеран с улыбкой поведал:
– В «нулевку» я поступил в 1957 году. Нас было много – десять мальчишек и семь девочек. В первом классе нас учила Ханда Дашиевна Дашиева. Но в классе мы ее называли Валентиной Дашиевной. Потом нас учил Цыренжап Чернинов, родом из Ага-Хангила. Он носил военную форму, хромовые сапоги, видно, недавно отслужил срочную. Но уже был женат. После начальной школы мы учились в Зугалайской семилетней школе.
Жили в интернате, сами с учителями и техперсоналом готовили дрова, помогали колхозу им. Ленина в уборке кошар. Жили весело и дружно.
По себе знаю крепкую интернатскую дружбу – один за всех, все за одного. Еще в школе Батор увлекся боксом, лыжами. В армии такая закалка пригодилась, он стал сержантом, командиром танкового экипажа, удостоился медали «За воинскую доблесть». 
После армии он выучился на строителя, стал классным каменщиком, сварщиком. Одно время фотография ударника коммунистического труда была помещена на областной Доске почета.
Навыки пригодились на малой родине – он строил в райцентре больничный комплекс, помогал во всем Доржо Дугарову воплотить в жизнь проект по строительству своего колхозного курорта «Зымка».
– Где родился, там и пригодился, – смеется заслуженный ветеран труда. 
Дулма Нимаевна и Батор Балданович всем четверым детям дали очень хорошее образование. Дулма Нимаевна только в начале лета оставила вахту стоматолога. А строитель весь в делах и заботах – с друзьями и помощниками асфальтирует дорожку к субаргану Могойтуйского дугана. Человек творит благое дело! Ступа тоже имеет непосредственное отношение к Ушарбаю.

Пусть задумка воплотится в жизнь

В походе по Ушарбайской школе можно сделать совершенно неожиданные открытия. Учительница географии Норжима Чимитдоржиевна Бадмажапова поделилась своей задумкой:
– Вот с ребятами нарисовали карту топонимики нашего поселения. Ведь территория поселения весьма обширна, начиная с вершин Борщовского хребта, перевала Седловой протянулась по всей длине речки Могойтуй, да и ширина весьма примечательна – от склонов зугалайских сопок до склонов догойских сопок.
В нашей Ушарбайской долине много минеральных источников, достоверно известно о могильных плитах гуннов, до которых охочи черные копатели. Так, есть у нас местность Эребаэ-хушун. Это место, где в специальном сосуде (бумба) хранятся сакральные вещи, мантры – молитвы наших предков.
Такая задумка географа-топонима меня очень заинтересовала. В студенческие годы мне приходилось серьезно заниматься топонимикой своего Ольхонского района Иркутской области. Есть карты-макеты с топонимами Петербурга и Москвы. Так почему ушарбайским школьникам не создать свою карту-макет своей малой родины. Правда, с этим ковидом они давно не ходили в походы.
Топонимика, по моему убеждению, очень познавательная, нужная наука. Откуда берут корни наших имен (омонимы), названия наших сел, городов, сопок, распадков. Все эти названия связаны с биографией или историей нашего народа. Значит, с нашим родословным древом.

Школа верна своим традициям

На современном этапе школа остается верна своим добрым традициям. О них наш разговор с директором Баирмой Чимитдоржиевной Ванжиловой.
За ее плечами четверть века учительского стажа после окончания физико-математического факультета Читинского педуниверситета им.Н.Чернышевского.
Работать руководителем в школе, которая не раз становилась лучшим образовательным учреждением округа, конечно, почетно. Но ответственность немалая. Ведь от прежних достижений надо идти к новым высотам. Были пройдены все конкурсы – от районного, окружного, краевого до российского уровня. Была даже дипломантом международной конгресс-выставки «Global Еducation – образование без границ».
Школа по-прежнему носит статус инновационной площадки, региональной площадки Института проблем образовательной политики «Эврика». И в наши дни школа остается региональной базовой площадкой.
– Сегодня в педколлективе трудятся 16 учителей, а всего в трудовом коллективе 25 работников, – повествует Баирма Чимитдоржиевна. – Но еще лет 10-12 назад в школе обучались 200-250 учащихся. Сейчас обучаются 150 детей. Все это связано с миграционным процессом, распадом градообразующего хозяйства – колхоза «Коммунизм». А до райцентра, где три средние школы, современный агропромышленный колледж, всего 15 км.
Да, из заурядного райцентра Могойтуй стал крупным поселком городского типа, где проживают 14-15 тыс. населения – здесь давно появились улицы Догойская, Зугалайская, Ушарбайская. Названия говорят сами за себя. Сейчас поговаривают о строительстве четвертой школы.
Поэтому в сельских школах снова будет отток учащихся. Не каждому селянину фермерство по плечу. Но вернемся в нашу Ушарбайскую школу. Здесь, как десятилетия назад не забывают о своем подсобном хозяйстве, где содержатся два десятка буренок и бычков, до пяти десятков овец. Разумеется, есть огород с грядками капусты, моркови, свеклы, другой разной мелочи. Присматривает за подсобным хозяйством Баир-Батожап Базаров.
Доходы от подсобного хозяйства обычно идут на хозяйственные нужды. Вообще-то, в бытность колхоза «Коммунизм» школа получала со стороны хозяйства большую материальную помощь – для кабинета машиноведения были выделены двигатели трактора в разрезе, а для обучения вождению – МТЗ-80, ДТ-75М, автомобиль ГАЗ-53. В те трудные «перестроечные» годы 12 лет коллектив школы возглавлял Дамдин-Доржо Тудупович Мункожаргалов, учитель технологии, деятельный и вдумчивый директор. При нем ученические производственные бригады стали настоящей школой труда, юные мастерицы шили даже свадебные платья в национальном стиле, учились работать с «золотым ушарбайским руном». Старшеклассники получали навыки стригалей и операторов машинного доения. С конкурсов среди пахарей, стригалей и дояров-операторов, которые в то время проводились повсеместно в Хара-Шибири, Нуринском военхозе №13, Нерчинском районе, ушарбайцы возвращались всегда с победными призами и дипломами.
Многим потом в жизни пригодились рабочие навыки, полученные в школе, или когда стригли овец, строили катоны, доили коров. Ну, а о вождении машин не приходится говорить. 
Урокам труда (ныне технологии) в советскую эпоху всегда уделялось пристальное внимание. Уже в 6-7 классах школьники запросто могли смастерить табуреты, с учителем отремонтировать школьную мебель. Ну, а девчонки умели владеть иглой, строчили на швейной машинке, тогда еще не было электромашин.
Все достается трудом. Об этом не забывают напоминать нынешним школьникам. Так, еще в 1923 году в российских школах попробовали ввести платное обучение. Его стоимость варьировалась и зависела от того, сколько зарабатывали родители и к какому социальному классу относились.
Кого только не было в такой «классовой» обойме – солдаты и матросы, рабочие и крестьяне, нэпманы и кулаки, духовенство, госслужащие, инженеры и сами учителя, безработные, инвалиды и пенсионеры. Так, к льготникам относились дети инвалидов, пенсионеров и красноармейцев. Как сегодня предоставляются льготы на всех уровнях детям, чьи родители участвуют в СВО.
И сегодня в школе не позабыт другой хороший советский школьный опыт – стремление к само-
управлению. Он важен еще и потому, что не востребованы сегодня пионерия и комсомол. Нет того организующего и направляющего начала.
А кто из юных не мечтал участвовать в игре «Зарница», поесть печеной картошки у пионерского костра, сдать нормативы ГТО (Готов к труду и обороне).
При этом, подчеркнем, дисциплина была неотъемлемой частью советского образования. У всех была единая форма. Похоже, после «лихих» 90-х школа снова возвращается к единой форме.
Да, в Советах верили, что в начальных классах ученики обязаны выработать красивый почерк, лишь потом пользоваться «вечным» пером-авторучкой, потом появятся шариковые ручки, калькуляторы, ноутбуки.
В мою бытность в середине 50-х годов у классной доски стояли метровой высоты счеты с большими костяшками, в руках были самодельные счетные палочки на нити – 10-сантиметровые, 10 штук. Надо помнить, что в 20-30 гг. порой букварь стоил пуд хлеба, который весил 16 кг. Не хватало тетрадей. Их не хватало и в годы Великой Отечественной войны.
Мне в свое время пришлось много работать над переводами поэм Цыдыпа Жамбалова. Он с 1930 года рождения, о годах войны писал: между строчек старых книг  писал я собственные строки.
А шел поэту 14-й год. Что было, то было. И напомнить биографию «детей военного времени» мы просто обязаны. Потом новые поколения сядут за парты, их родители будут поднимать целину, выводить забайкальскую тонкорунную породу овец, покорять космос, строить новые школы, детские сады. Каждое время выбирает своих новых героев. А устремленности к новым высотам и трудолюбия ушарбайцам не занимать. Им есть на кого равняться – свидетельство тому Аллея Героев!

Непростые ступени роста

Мой друг и сокурсник по филологическому факультету ИГУ им.А.Жданова, бренча на гитаре – он очень хорошо играл и пел – рассказал, как в 1972 году вместе с четвертым выпуском ездил в Первопрестольную. Ребятам на всю жизнь запомнилась эта поездка. Дело в том, что Сергей Цыриторович Базарон, можно сказать, по рождению москвич.
Его отец Цыритор Базарон служил в Москве, защищал ее, кавалер высоких наград. Но когда началась «холодная война», полковнику припомнили, как его десантный полк вступил в перестрелку с американцами на Эльбе. Его разжаловали до майора, отобрали награды, но оставили орден Боевого Красного Знамени. Он окончил пединститут, преподавал в школах Забайкалья, работал директором Могойтуйской средней школы.
Сергей Цыриторович, конечно, не рассказывал ребятам об отце, но Москву знал, здесь жил его младший брат.
Вот такое необходимое отступление. Сергей Цыриторович был прекрасным спортсменом, его мать была русской, но сын в совершенстве владел русским и бурятским языками.
Между прочим из того выпуска заслуженным тренером РФ по стрельбе из лука стал Леонид Халудоров. Он и его жена Софья Гомбоевна Халудорова много сил и таланта приложили, чтобы ушарбайские лучники вышли на всесоюзный и мировой уровни. К этим именам мы еще вернемся.
Среди выпускников четвертого выпуска 1973 года мне встретилась фамилия моего друга и соседа Дармажапа Батоболотова. Как человек, достигший немалых высот в прокурорской деятельности, он всегда улыбчив, на жизнь смотрит с некоторой иронией и юмором. Он всю жизнь «пахал» следаком. Прошел все ступени роста, пока не надел полковничьи погоны. Жена его Елена Мункуевна много лет работала в районе, у нее тоже полковничьи погоны. Дочь Сэсэгма тоже работает помощником прокурора в Северобайкальском районе Бурятии. Сын Бальжинима уже носит майорские погоны следователя в соседнем Агинском районе. Он успел послужить в Кыринском и Шилкинском районах. Вот таким главой славной династии на службе правопорядка стал Дармажап Батоболотов. Мы с ним не раз ездили по Ушарбайским распадкам, собирали мангир, пили крутую воду аршанов, он показывал место стоянки своих предков, вспоминал детство, своих учителей, одноклассников.
Следующим был пятый выпуск – 1974-й год. Главное, выпуск всегда гордится, что с каждым годом у них растет количество детей, внуков, правнуков. 


Ю.МАНУЕВ, 
член Союза журналистов РФ, лауреат премии 
им.В.Курнатовского.


(Продолжение следует...)

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES