Главная » 2020 » Февраль » 4 » Первый дипломат степной Аги

Первый дипломат степной Аги

04.02.2020 в 11:14 просмотров: 759 комментариев: 0 Власть и общество

Принято решение об увековечении памяти одного из выдающихся сыновей нашего народа Петра (Жамсарана) Александровича Бадмаева. Создан и активно работает оргкомитет под председательством руководителя округа Б.Б.Батомункуева. Заказан бронзовый бюст в ООО «Лотос» из Бурятии, идет сбор средств - добровольных пожертвований граждан, согласовано место, где будет установлен памятник. И ожидается, что в дни проведения международного бурятского фестиваля «Алтаргана-2020» в торжественной обстановке пройдет его открытие.

При проведении разъяснительной работы среди населения по сбору средств на памятник иногда возникают вполне понятные и законные вопросы и сомнения, особенно среди молодежи, а что же П.А.Бадмаев сделал для своей малой родины, чтобы увековечивали его имя? Тут надо вспомнить, что во времена коммунистической власти многие члены этой семьи подверглись репрессии и гонениям, а имя самого Бадмаева долгие годы замалчивалось, а если и упоминалось, то только в отрицательном свете, как приближенного царской семьи, классового врага. Жизненный путь братьев Бадмаевых, сумевших пробиться в высшие слои общества в то далекое время, только благодаря своим необычайным способностям, - уникальный случай в истории российских инородцев.
Первым проложил дорогу в верхние эшелоны власти империи старший брат Сультим (Александр), оказав неоценимую помощь государству в лице генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева-Амурского в успешном претворении в жизнь его политики по освоению Дальнего Востока, за короткий срок сумевший остановить эпидемию тифа в казачьем батальоне, где смертность в день доходила до сорока человек. В наше время в знак признания заслуг генерал-губернатора благодарными потомками установлен ему памятник в г.Чита работы скульптора Миронова из Улан-Удэ. Слава о необычайном лекаре дошла и до столицы, куда он уехал по приглашению царя в 1857 году в сопровождении брата Ампила, помощника и переводчика, выпускника Нерчинского уездного училища. В столичном граде впервые в Европе он на практике познакомил с возможностями тибето-монгольской медицины не только высший свет, но и простых людей. Его деятельность послужила наглядным и поучительным уроком не только для соплеменников, но и других инородцев.
Младший брат Жамсаран, при крещении Петр Александрович - другой, особый случай блистательной карьеры в Российской империи. Паренька, родившегося и выросшего в юрте, степном краю, далеком от цивилизованного мира Забайкалье. Первым из сородичей он блестяще окончил Иркутскую гимназию с золотой медалью и вторым после брата Ампила восточный факультет Санкт-Петербургского университета. И после представления выпускной работы был удостоен ученой степени кандидата наук и в течение всей своей яркой, плодотворной жизни занимался лечебной, политической, хозяйственной, научной и публицистической деятельностью. Не прерывая лечебной практики, приняв после ранней смерти брата Сультима все его дела, Жамсаран много лет плодотворно трудился в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел, приобретая неоценимый опыт и нужные связи в высших кругах власти, и параллельно окончил военно-медицинский факультет Императорской академии, получил высшее медицинское образование.
Особого внимания заслуживают его амбициозные проекты по экономическому и политическому освоению Забайкалья и Монголии с дальнейшим прицелом присоединения к России обширной территории с Тибетом. Для этого он заручился поддержкой царя Александра III и получил кредит от государства в два миллиона рублей и открыл торговую компанию. К сожалению, не все из задуманного удалось осуществить в силу разных причин, но определенный вклад в развитие региона был дан. Для успешного претворения в жизнь своих планов ему нужны были грамотные управленцы, которым бы можно, безусловно, довериться, и для их подготовки он открывает в Петербурге на свои средства частную гимназию с полным пансионом для бурятских детей. Не все принятые дети окончили эту школу из-за принуждения принять православие, многие отказались менять веру и ушли. Сами братья Бадмаевы, в свое время крестившиеся, причем крестниками были цари и члены их семей, и женившиеся на русских дворянках, хорошо понимали, что без обращения в христианство успешной карьеры в условиях тех времен не сделать.
Так или иначе, рубеж девятнадцатого и двадцатого веков для отсталого в развитии бурятского населения Забайкалья характеризуется значительным рывком вперед, и определенный толчок этому дали именно братья Бадмаевы. Целая плеяда молодых людей получила светское, европейское образование за счет общественных средств. Открылись новые школы, появилась национальная интеллигенция, и первые в числе их - гордость всего бурятского народа - знаменитые профессоры Г.Цыбиков, Ц.Жамсарано, Б.Барадин. 
Проживая всю сознательную жизнь в столице, Бадмаевы никогда не теряли связи с малой родиной. Так, старший брат Александр Александрович провел в 1862 году по поручению властей медицинское обследование сородичей. Петр Александрович часто посещал родные края в своих многочисленных командировках по Китаю и Монголии по служебным делам МИД империи и находился в курсе всех событий Агинской степной Думы. В конце девятнадцатого века по инициативе церковных властей Восточной Сибири принято решение об ускоренной христианизации инородцев, земельной реформе и ликвидации степных дум с заменой их инородческими волостями. Угроза сложившимся веками устоям общества, традициям, относительно самостоятельной жизни и самоуправления приводят к волнениям, подъему национального самосознания. 
В этой непростой ситуации энергичные действия в защиту интересов сородичей предпринимает П.А.Бадмаев. Принимает и консультирует ходоков, сам обращается с ходатайствами в высокие инстанции, используя свои многочисленные связи, хотя самого за эту деятельность неоднократно предупреждали и даже напрямую поступали угрозы. Он телеграммой предлагает собрать пятнадцать тысяч рублей для подкупа чиновников различных уровней. Порочная практика мздоимства в Российской империи сложилась издавна и тяжким бременем ложилась на плечи простого народа.
В начале двадцатого века по инициативе цанит-хамбы Агвана Доржиева и при поддержке именитых ученых-востоковедов в Петербурге было начато строительство буддийского дацана, где самое активное участие принимает П.А.Бадмаев, входит в оргкомитет и вносит крупную сумму. Не забывает он и христианскую церковь. Когда в селении Агинское приходит в ветхое состояние деревянная церковь, построенная по инициативе ламы Буржеева и освященная в 1859 году, то Петр Бадмаев предлагает взамен построить новое каменное здание, которое с различными изменениями и пристройками стоит до сих пор. Сам принимает финансовое участие и при освящении преподносит церковную утварь императоров Александра II и Александра III, в свое время при крещении подаренных ему и его брату. Какая еще церковь в дальнем захолустье может похвалиться императорскими подарками?
Яркая, полная бурной деятельности жизнь этого незаурядного человека – ученого, дипломата, политика, публициста, врача, общественного деятеля и крупного бизнесмена - оборвалась в трагические для России дни, в революционном 1920 году. Потомственный дворянин, действительный статский советник (генерал) и в то же время благодарный сын своего народа, не терявший связей до конца своей жизни, более чем заслуживает памяти. Оргкомитет надеется на понимание и широкую поддержку населения округа в этом, несомненно, благородном деле, и помощь в сборе средств на установление памятника, который станет еще одним украшением столицы Агинского округа. 

Б-Д.Базаров, 
ветеран образования, 
с.Челутай.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES