Религиозное воспитание в школах: нужно ли оно?

Начиная статью по данной теме, необходимо сделать ссылку на основной закон государства – Конституцию РФ, статья 14 которой гласит, что Россия – светское государство. Средние общеобразовательные учреждения (школы) в нашей стране в большинстве своем - государственные, в рамках муниципальных образований. Данное введение будет проходить красной нитью, через наше размышление, главная тема которого – нужны ли уроки религиозного воспитания нашим детям, тем более в стенах школы, когда есть возможность дать ребенку фундаментальные знания по другим более важным, на мой взгляд, учебным предметам, таким, как, например, физика.


Автор данной статьи, впрочем, как и люди, с которыми я общался на данную тему, не против религии как одной из основополагающих частей духовной сферы общества. Мы  ратуем быть более осторожными в данном вопросе, то есть, не допустить прямой пропаганды религиозности среди детей и подростков, а также формирования у них религиозного сознания, которое может привести к печальным последствиям. За историческими примерами далеко ходить не надо. Так, в средние века, которые для многих ассоциируются с невежеством, гонениями на науку, упадком нравов, отмечены детскими крестовыми походами. Участь их была печальна – гибель и попадание в рабство. Это произошло по причине засилья церкви в жизни простого человека, которая была единственным «авторитетным» для него институтом. 
Наш замечательный творец Даши Намдаков как-то сказал по поводу веры, что религия - дело сугубо индивидуальное. Каждый приходит к ней своими путями. На мой взгляд, этот путь или выбор должен быть осознанным, а не навязанным учителем или священнослужителем. 
Осознание, понимание Бога или других высших сил закладывается, приходит тогда, когда человек начинает ощущать себя как личность, а именно, менять себя и окружающих к лучшему через благие поступки. Малолетнему ребенку подобное понимание еще не под силу. Он лишь сам еще познает мир, зачастую не задумываясь, живет пока интуитивно. 
Название школьной дисциплины «Урок духовно-нравственного воспитания», введение которой началось в наших школах лет девять назад на добровольной основе, в качестве, может быть, эксперимента, является размытым, непонятным, не только для взрослого, но и для ученика 5 класса, на которого данный урок и ориентирован. Возникает резонный вопрос: «Но ведь в рамках предмета «обществознание», начиная с шестого класса, уже имеются разделы и темы, посвященные морали, нравственности, духовным ценностям, таким, как важность человеческой жизни, права ребенка, любовь к семье, своему народу, Родине. Эти ценности в старших классах детализируются и конкретизируются, составляя тем самым основу духовного и нравственного воспитания наших детей. А излишняя религиозность может привести к неправильному толкованию, пониманию (как в случае с неправильной трактовкой Корана «убей неверного», хотя первоначальный смысл был «убей неверие в себе», данная неточность была обоснована начавшейся завоевательной политикой арабов) учащимися и могут привести к конфликтам на религиозной почве и проявлению необоснованной агрессии к представителям других националь-
ностей и вероисповеданий. То есть, исходя из сказанного, мы снова  рискуем оказаться на той ступени развития, распространенного в Средневековье, которую уже давно и благополучно миновали. Таким образом, можно получить новое поколение зажатого в узкие рамки религиозного сознания, что не позволит ему развиваться в условиях расширения границ  как в науке, так и в отношениях между различными этносами. Российское общество и без того расколото по социально-экономическому, отчасти политическому и другим признакам. Тем более, Российская Федерация - государство многоконфессиональное.  
Немного вдаваясь в историю и выходя за рамки моего рассуждения, можно сказать, что религия является сплачиваемым фактором для народа, когда уже не остается других признаков, по которым можно объединить разобщенный народ. Такой была идеология «официальной народности» в России, с ее девизом «Православие. Самодержавие. Народность», позволявшая удерживать людей в повиновении центральной власти, не всегда справедливой. В советские годы эту идеологию заменил коммунизм с его равноправием и атеизмом. В 90-е годы начался подъем духовности у населения, но, к сожалению, слишком поверхностно воспринявших саму идею духовных принципов, подзабытых за 70 лет Советской власти. Это уже работа школьных учителей истории, которые должны стремиться на своих занятиях объективно отражать взаимоотношение в связи «государство-религия-народ», давая этому беспристрастную оценку не только на примере нашей страны, но и на примере государств зарубежных, проводя исторические параллели, дабы у учащихся не возникало чувств, что одна религия - плохая, а другая - хорошая. 
Завершая наш разговор, подведем итог. Религию, как веру в высшие силы, нельзя отнимать у человека или же насаждать атеизм в качестве общепринятого. Должно оставаться многообразие выбора людьми того или иного вероисповедания или веры вообще. К этому может и тянуться ребенок, но только по мере взросления, а также без принуждения.

Зорикто Олзоев.



24.03.2018 Admin 0

ТОП пользователей



AdminbazrinchagprБаторАВИРИНЧИНОВАBatarmankeymalish89титан-ортуйvovandanzan79245050511FyyfБаир77