Репортаж с пристрастием

Суровое ремесло «кэмэла» 


В минувшие выходные мне довелось съездить в соседний Китай. А вернее, в самый русский город Поднебесья – Маньчжурию. Этот приграничный город является своего рода туристической «меккой» для многих забайкальцев и не только. Цели поездок у всех самые разные: кто-то ездит за недорогими вещами, кто-то совершает сделки для своего бизнеса, а кто-то зарабатывает деньги. Тяжелая экономическая ситуация, вместе с тем кризис и безработица вынуждают наших соотечественников покидать родные места в поисках заработков. Ведь ежемесячные расходы, а также выплаты кредитов, ипотеки и других оплат никто не отменял. 


Миграция земляков в пределах нашей страны выглядит примерно так: квалифицированные специалисты, как правило, уезжают работать на Север, а те, кто не гнушаются тяжелой физической работы, трудятся на рыбообрабатывающих предприятиях Сахалина, Приморья, Хабаровского края или вахтовым методом, амбициозная же молодежь «покоряет» крупные города, где возможностей и развлечений несравненно больше, чем в родных «пенатах». Что касается зарубежья, то много наших земляков трудится гастарбайтерами  в стремительно развивающейся Южной Корее, более состоятельные граждане уехали и неплохо зарабатывают в Америке и ряде европейских стран. И все же, самый доступный и вместе с тем «нелегальный» заработок – это нелегкий труд «кэмэла» в приграничной зоне. Как известно, российская таможенная служба разрешает ввозить в страну не более 50 кг товара на одного человека. Этот «пунктик» предприимчивые коммерсанты уже давно обходят с помощью услуг этих самых «кэмэлов». Если посчитать, то основной финансовый вклад для будущего «кэмэла» - это годовая виза для выезда в Китай. На сегодняшний день виза стоит порядка 15-16 тысяч рублей, которая ожидается примерно две недели. Когда заветная виза получена, для «кэмэлов» начинаются настоящие «хождения по мукам» и в летний зной, и зимнюю стужу. Оказавшись в Маньчжурии, я пообщалась с абсолютно разными людьми, которых объединяло одно – провоз товара через границу. Основной собеседницей стала худенькая и словоохотливая Дарима (имя изменено), которая приоткрыла завесу «кэмэльской» жизни. Ей за сорок лет, по образованию она экономист. Дарима много лет проработала специалистом в крупной организации. Но после объединения округа и области многие организации претерпели реорганизации, и она осталась без работы, с невыплаченным кредитом. Ничего не поднимавшая тяжелее офисной папки Дарима после отчаянных попыток устроиться по специальности согласилась на вариант «верблюжьего» заработка. «Привел меня в эту «сферу» мой родственник Баир (имя изменено), он вот уже как три года вывозит товар. У него есть свои проверенные поставщики-китайцы, которые обращаются за услугой только к нему», - рассказала Дарима. «Кэмэлы» условно делятся на два вида: те, которые берут товар с китайского склада под свою ответственность и доставляют его через границу прямиком до склада в Забайкальске. И есть те, которые приезжают в Маньчжурию и вывозят товар посредника, который обо всем договаривается, собирает товар и распределяет его между «кэмэлами», он берет всю ответственность за доставку и сохранность на себя», - разоткровенничалась она. Как объяснила Дарима, в первом случае «кэмэл» за один выезд зарабатывает примерно 4-5 тысяч рублей, что очень неплохо. А если «кэмэл» работает через посредника, то выплачиваемая сумма ему гораздо меньше – около полторы-две тысячи за один выезд, разницу забирает себе посредник за организацию и личную ответственность. В день можно выехать два раза, но это практически неосуществимо, так как все это сопряжено с длинными очередями на границе и большим стрессом при переходе через таможенный контроль. Ведь основная задача «кэмэла» состоит в том, чтобы доказать на российской стороне, что груз (иногда с однообразным товаром) он везет только для личных целей. Нередко наши  суровые таможенники требуют показать справку о составе семьи, документы на товар и так далее. В Маньчжурии многие «кэмэлы» проживают месяцами и ежедневно переходят границу. Основной груз, экспортируемый ими, это всякий ширпотреб: одежда, обувь, бытовая техника, игрушки, автозапчасти и многое другое. Каждый «кэмэл» обязан ознакомиться с составом груза, дабы быстро и четко при необходимости отрапортовать сотруднику, кому и для чего, за какую цену он приобрел вывозимые вещи. Проживают земляки, как правило, в дешевых гостиницах, где плата за сутки не превышает трехсот рублей. Питаются же сообща в многочисленных кафе – так выходит дешевле. «Много разных людей подрабатывают подобным образом. За год такой деятельнос-
ти я познакомилась с людьми со всего Забайкалья, Бурятии. Среди них встречаются образованные личности, даже со знанием китайского языка», - рассказала Дарима. Не секрет, что труд «кэмэла» требует много сил и выдержки, 50 кг груза – это три баула. Большая часть люда отсеивается после пары-тройки переходов, таскать на себе огромные баулы, сидеть в очередях, миновать контрольные пункты, каждый раз испытывая свои нервы, - «удовольствие» сомнительное. И, пожалуй, самый главный страх любого «кэмэла» - попасть к таможеннику, выполняющему месячный план по отлову контрабанды. И тогда прощай груз, который, в лучшем случае, отправится на склад после составления протокола о правонарушении, и его можно будет выкупить за небольшую плату, либо задержанный товар конфискуют безвозвратно, что означает - «кэмэлу» придется выплачивать полную стоимость задержанного груза из собственного кармана. На мой вопрос, насколько получилось улучшить материальное положение или хотя бы рассчитаться с текущими долгами, моя собеседница Дарима ответила: «В тандеме со своим родственником, который находит мне товар, я зарабатываю за один выезд, в среднем, три-три с половиной тысячи рублей. Если высчитать оттуда все мои текущие расходы за проживание, питание, то для оплаты моего ежемесячного кредита мне необходимо выезжать-заезжать, как минимум, пять раз в месяц. Я же выезжаю чаще, поэтому мне даже удается подкопить деньжат». Вот так вот примерно проходят суровые будни забайкальских «кэмэлов», которые едут туда на заработки от безысходности.

Елена АБИДУЕВА.



26.05.2017 Admin 0