Главная » 2019 » Апрель » 6 » Служил в аймачной милиции

Служил в аймачной милиции

06.04.2019 в 10:54 просмотров: 771 комментариев: 0 Власть и общество

Во время беседы с майором милиции в отставке Баясхаланом Жаповичем Батожаргаловым я узнал, что его дед Жаб Гончиков в годы своей юности служил в Агинской аймачной милиции. А также он пояснил мне, что у его брата Баира Жаповича имеется групповое фото сотрудников Агинской аймачной милиции тех лет, где был запечатлен дед...

Со слов внуков Баира и Баясхалана, их дед Жаб Гончиков был грамотным человеком, служил в Агинской милиции, затем жил и работал в г.Улан-Удэ. Во времена «черного ворона», сталинизма, был репрессирован.
Из воспоминаний внука Баясхалана Жаповича Батожаргалова: «Мой дед - милиционер 1920-х годов Жаб Гончиков в 1930-е годы жил и работал в Бурятии г.Улан-Удэ. В 1938 году был репрессирован. Испытал на себе все «прелести» магаданских лагерей, а также тюремные заключения в Хабаровском крае. Одним словом, он прошел «архипелаг ГУЛАГ» с клеймом «враг народа». После смерти Сталина наступила оттепель, и в 1956 году ему было суждено живым вернуться в родную Агу. Его встречала дочь сестры - Долгор Аюрзанаева и на телеге довезла до дома в с.Зугалай. Она нашего деда еле выходила - кормила с ложечки, исхудалого и обессиленного... Такова была горькая участь моего деда — одного из первых милиционеров Агинской аймачной милиции».
Из воспоминаний внучки Жаба Гончикова - Бальжит Жаповны Ринчиновой, ветерана Госплемобъединения г.Улан-Удэ: «Наш дед во время репрессий был осужден по ложному обвинению. Наказание отбывал на Колыме. Он ухаживал за крупным рогатым скотом. Среди его сокамерников не было ни одного человека, умеющего пасти и доить коров. По приказу тюремного начальства его назначили ухаживать за скотом для хозяйственных нужд лагеря и тем самым он выжил...».
Согласно данным информационного центра МВД Республики Бурятия, Жаб Гончиков был принят на службу в Агинскую аймачную милицию 14 февраля 1925 года в качестве помощника начальника Агинской айммилиции. В справке точной даты увольнения нет.
Личное дело бывшего сотрудника НКВД Бурят-Монгольской АССР Жаба Гончикова уничтожено по сроку хранения в 1988 году. Других сведений в архиве МВД Республики Бурятия не имеется.
Государственный архив Республики Бурятия, протокол заседаний Агинского Хошисполкома за апрель, май, июнь 1926 года: «Старший милиционер хошисполкома Жаб Гончиков от 20 марта сего года был переведен заведующим аймкресткома и на его место назначен Цырен Цыренжапов. Связь старшего милиционера с сомонными милиционерами удовлетворительная. Несмотря на то, что старший милиционер имеет при себе помощника, работа его проводится нерегулярно. В отчетный период случаев винокурения не было».
Из воспоминаний ветерана педагогического труда, участника войны с Японией Бабу Цыреновича Цыренова, с.Ага-Хангил: «В марте 1930 года в Борзинском районе в местности Турга были выселены 18 зажиточных местных богачей. Нашу группу возглавлял милиционер Гончиков. Ценные личные вещи высылаемых - золотые, серебряные изделия, кораллы и т. д. - изымались и сдавались в Госбанк, в доход государства. Мебель, домашняя утварь, одежда и другие изъятые вещи богачей после конфискации по чисто символической цене реализовали беднейшему слою населения на ярмарках. Это мероприятие по линии Советской власти в народе получило название «Хаялсаан». Гончиков был порядочным сотрудником милиции. Высылаемых не унижал и не оскорблял. Разрешал им брать с собой зимнюю одежду, продукты питания... (Высылка зажиточных крестьян-единоличников, по-советски - «кулаков», в суровые отдаленные места в народе называли «путевка».)
Жаб Гончиков являлся одним из первых сотрудников Агинской аймачной милиции. Он выполнял свой служебный долг перед законом и народом исправно. Не злоупотреблял своим служебным положением».
Старший милиционер Агинской аймачной милиции Жаб Гончиков был переведен на руководящую должность как один из образованных и грамотных сотрудников милиции того времени.
Имея весьма скупые сведения об одном из первых сотрудников милиции Аги Жабе Гончикове, мною были просмотрены «Книга памяти жертв политических репрессий в Восточном Забайкалье» (8 томов) и другие источники информации по репрессиям. Данный поиск положительных результатов не дал.
24 января 2017 года я обратился письменно в ФСБ РФ по Республике Бурятия в г.Улан-Удэ. В мой адрес была получена архивная справка по уголовному делу 3205/с.
12 января 1938 года Жаб Гончиков был арестован сотрудником НКВД БМАССР, обвинен в том, что являлся «участником антисоветской буржуазно-националистической панмонгольской организации, занимался шпионской и повстанческой деятельностью», т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. 58-1 «а», 58-9 и 58-11 УК РСФСР. 
Восьмого июня 1938 г. постановлением Особого совещания при НКВД СССР Жаб Гончиков был приговорен к десяти годам лишения свободы.
Постановлением Президиума Верховного суда БМАССР от 29 марта 1956 г., постановление особого совещания при НКВД БМАССР от восьмого июня 1938 года было отменено, производство по делу в отношении Жаб Гончикова прекращено за недоказанностью преступления.
Согласно заключению прокуратуры Республики Бурятия от девятого января 2017 года и на основании ст.1 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 января 1991 г. № 1761-1, Жаб Гончиков признан подвергшимся политическим репрессиям и подлежит реабилитации.
Жаб Гончиков прошел «живой ад» времен Лаврентия Берии. Выжить из списка первой категории - расстрела не всем было суждено. Многие не выдерживали допросов с пристрастиями, очных ставок, доносов тюремных «стукачей» в застенках НКВД... Жаб Гончиков ушел из жизни 21 июня 1968 года в возрасте 74 лет.

Ц-Д.ЖАМСАРАНОВ, 
пенсионер МВД РФ.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES