Соелма Батоболотова: «Учитель должен быть личностью, авторитетом и загадкой...»

Профессия учителя – это, в большей степени, призвание, что и подтвердила своим участием и своей победой, войдя в число 15 лучших учителей России, учитель математики Агинской средней школы № 2 Соелма Батоболотова, ставшая сегодняшним гостем нашей газеты.

- Соелма Эрдэмовна, расскажите о себе, своей семье.
- Вместе с мужем Гармой Батожаргаловичем воспитываем троих детей. Старший сын - курсант второго курса, дочь - ученица пятого класса и пятилетний сын - дошкольник. 
В браке мы с 1998 года, то есть уже почти 20 лет. 
- Что для Вас значит быть учителем?
- Я убеждена, что хороший учитель  должен любить детей, хорошо знать и любить свой предмет, иметь потребность постоянно учиться, обновлять свои знания, совершенствовать свои профессиональные умения и навыки,  поднимать свой теоретический и культурный уровень, непрерывно работать над собой и получать от этого удовольствие.
Кроме того, нужно понимать и  чувствовать ребенка, иметь  
желание изменить его в лучшую сторону, видеть его успешное будущее и быть заинтересованным в его развитии. Сейчас одной из главных форм взаимодействия с детьми является сотрудничество. Учитель направляет ребенка, помогает ему самостоятельно найти решение учебных и жизненных проблем. 
Многолетний опыт общения с детьми убедил меня в том, что учитель должен быть личностью, авторитетом, в тоже время загадкой, но никогда – прочитанной книгой. Иногда очень важно быть неожиданным, непредсказуемым. Во многих ситуациях выручают юмор, умение придумывать забавные, смешные, но поучительные ситуации, при этом всегда «играть по правилам», соблюдать принцип «не навреди». А сомнения и ошибки будут, не ошибается только тот, кто не ищет. Надо лишь научиться воспринимать их как ценный опыт.
- Что побудило Вас принять участие в конкурсе «Учитель года», какой опыт он дает в профессиональном плане? Как строилась подготовка к федеральному этапу? Расскажите о команде единомышленников, своей наставнице.
- В первую очередь, желание узнать, насколько я смогу себя показать в жестких условиях конкуренции. Безусловно, мне очень интересно было попробовать свои силы и выступить перед профессионалами высокого уровня,  компетентным жюри.  
Это люди, которые могут помочь тебе своими замечаниями и предложениями, их мнение о тебе, твоей работе очень важно и полезно.
- Расскажите о конкурсе, составе участников, где он проводился, какие были этапы и какой из них был наиболее сложным, на Ваш взгляд? 
- Участие принимали все регионы нашей страны, то есть 85 человек. Конкурс состоял из двух туров - заочный и очный. 
На заочном туре мы выполнили конкурсные задания - «Я-учитель», цель которого – рассказать о себе, мотивах, подвигнувших на выбор столь сложной и одновременно почетной профессии, раскрыть свой взгляд на современные проблемы педагогики и показать пути их решения.
Всех участников разделили на четыре группы, и в четырех аудиториях в течение пяти часов мы писали эссе на выбранную оргкомитетом тему. 
Задача следующего испытания - «Интернет-ресурс» – дать учителю возможность показать себя не только как педагога, но и как личность интересную, разностороннюю, с богатым опытом, ценными наработками. Мы представляли собственный интернет-ресурс в формате блога - личной страницы или даже учительского сайта, где публикуются собственные материалы. 
Очный тур состоял из двух этапов: в первый этап очного тура включены такие задания, как «Методический семинар» и «Учебное занятие». Цель «Методического семинара» – дать возможность учителю продемонстрировать уровень методической грамотности, умение представить свой инновационный опыт, обосновать степень проработанности методической проблемы,  умение соединить теорию и практику. Урок - это главное испытание для педагога, претендующего на почетное звание лучшего учителя. Цель задания - продемонстрировать непосредственно умение обучать, находить общий язык с детьми, показать уровень грамотности и правильную и одновременно интересную подачу материала. 
После этого этапа определяется 15 лучших учителей, которые продолжают конкурс на втором этапе.
Второй этап - «Мастер-класс». На этом испытании учитель демонстрирует собственные педагогические приемы, рассказывает о применяемых им методиках и способах подачи материала. Участник выступает перед жюри 20 минут, а затем пять минут отвечает на вопросы. «Педагогический совет» - это задание на умение профессионально контактировать с коллегами, умение обсуждать педагогические проблемы и совместно искать пути их решения. «Образовательный проект» - это испытание на групповую работу. Участники составляют проект на заданную тему, определяют зону ответственности каждого педагога и презентуют продукт своей деятельности комиссии.
Самым сложным для меня были разработка и защита образовательного проекта и педагогический совет. Мы работали по пять человек, для разработки и защиты образовательного проекта нужно было группе предложить свою идею, убедить их принять ее, и, добившись этого, руководить этим процессом, тем самым показать свои лидерские качества, умение убеждать, руководить проектом. А на испытании «Педагогический совет» нужно было тут же прямо на сцене высказываться и рассуждать на заданную тему в режиме «здесь и сейчас». Тема обсуждения в нашей группе - «Формирование инклюзивной культуры образовательного учреждения». Здесь речь шла о необходимости создавать в пространстве образовательного учреждения равные условия и возможности детям с ОВЗ (инвалидам), что при этом здоровые дети должны хорошо относиться к этим детям, научиться их поддерживать и помогать им. Здесь важна роль педагогов.
- Приняв участие в престижном конкурсе «Учитель года», Вы воочию увидели лучших из лучших в своем деле. На Ваш взгляд, наше образование, потенциал наших учителей соразмерен качеству образования в крупных городах? 
- В процессе подготовки к данному конкурсу предо мной никто не ставил задачу войти в 15 лучших. Задача заключалась в том, что нужно выступить достойно, показать уровень развития образования округа, края, доказать, что мы не хуже других, более развитых регионов нашей страны. Я понимала, прежде всего, меру ответственности, которая была на меня возложена, и чувствовала, что люди, которые напутствовали нас, верили в меня, надеялись и поэтому поддерживали во всем. Нельзя было обманывать эти надежды. Вот мы и постарались! При отборе содержания моего выступления  пришлось поднять планку так высоко, что  пришлось работать на пределе своих возможностей, сконцентрировать все свои интеллектуальные и творческие силы, буквально в кратчайшие сроки перерасти  саму себя, чтобы выступить убедительно и уверенно. Мы понимали, что нам надо чем-то выгодно отличиться, каким-то образом запомниться, удивить и поразить других. Иначе ничего бы не получилось, ведь там участвуют сильнейшие, среди которых встречаются уникальные личности, к примеру, молодые кандидаты наук, соискатели ученой степени, люди с несколькими красными дипломами, в том числе, зарубежных вузов, свободно владеющие несколькими иностранными языками, побывавшие во многих точках мира и просто харизматичные, амбициозные, яркие, талантливые, лидеры по натуре. Именно поэтому для нас самих такой результат стал неожиданностью. Но этот результат как раз и является ярким, убедительным свидетельством высокого уровня развития образования нашего округа, края, высоких творческих возможностей наших учителей, глубокой проработанности инновационного, технологического подходов  к обновлению содержания образования.
- Ваши профессиональные планы на будущее, есть ли желание самой заняться подготовкой молодого коллеги для участия в подобных конкурсах?
- Возможно. Я об этом подумаю.
- Ваши пожелания будущим начинающим педагогам и тем, кто решится участвовать в подобных конкурсах?
- Большая победа невозможна без маленькой победы над самим собой. Любите то, что делаете, идите вперёд шаг за шагом и верьте в свои силы!
- Спасибо за беседу.

Зорикто Олзоев.



22.10.2017 Admin 0

ТОП пользователей



AdminbazrinchagprБаторАВИРИНЧИНОВАBatarmankeyBalzhitтитан-ортуйdanzanimsharipov79245050511FyyfHalmer