Соелма Жалсандоржиева: «У оркестра свой зритель...»

В музыке – душа народа. У бурят, как и у многих других народностей мира, музыкальная культура имеет свою историю, многообразие жанров и,конечно же, национальные музыкальные инструменты. Сегодня в нашей гостиной - очаровательная артистка оркестра театра «Амар сайн», владеющая искусством игры на иочине, С.Б.Жалсандоржиева (на снимке). Несмотря на свой юный возраст, она имеет богатую творческую биографию. Соелма – лауреат, обладатель Гран-при многочисленных всероссийских, международных музыкальных конкурсов, обладатель премии «Молодые дарования» министерства культуры Республики Бурятия. В составе народного студенческого ансамбля песни и танца «Байкальские волны» принимала участие в международных фольклорных фестивалях в Польше, Испании, Португалии, Венгрии. 


- Соелма, расскажите о себе.
- Родом я из Республики Бурятия, моя малая родина – село Хоринск, это административный центр Хоринского района. В семье у родителей нас трое детей, я - самая младшая, после брата и сестры. В нашей семье не было музыкантов, но мой дед был отличным кузнецом. Раньше при въезде в нашу деревню, стоял монумент, его изготовил наш дед. Во втором классе я пошла в музыкальную школу, по классу «иочин» где проучилась шесть лет. Далее я продолжила свое образование в музыкальном колледже им.П.И.Чайковского в городе Улан-Удэ, а затем - в Восточно-Сибирской академии культуры и искусств, где получила диплом по специальности «Оркестровое дирижирование» и еще один, по специальности «Артист оркестра ансамбля, преподаватель, сольный исполнитель» (иочин). В Агу я приехала, потому что вышла сюда замуж (смеется). Мой супруг Жалсан Жалсандоржиев - артист, работает ведущим, выступает на мероприятиях и торжествах. 
- Когда Вы решили связать свою жизнь с музыкой?
- В детстве, когда я посещала музыкальную школу, это было больше как хобби. А вот когда поступила в колледж, то решила для себя, что это навсегда, и я уже не сверну с этого пути. Помимо иочина, я играю на фортепиано, потому что, обучаясь в колледже и академии, каждый студент обязан получать дополнительные уроки по классу «фортепиано», и еще немного играю на ятаге.
- Трудно ли Вам было осваивать инструмент?
- Музыкантом быть сложно, а профессиональным - еще сложнее. Особо не утруждаясь можно остаться рядовым, но если ты хочешь стать настоящим профи своего дела, то это дастся тебе в буквальном смысле потом и кровью, так как учеба - это ежедневные репетиции до поздна, это и выходные, и праздники, посвященные целиком твоему музыкальному инструменту. 
- На Ваш взгляд, какими качествами нужно обладать, чтобы стать музыкантом?

- Если говорить о профессиональных качествах, то, конечно, надо иметь слух и ритм, а также любовь к своему делу, ну и, конечно же, основа всех основ – трудолюбие и усидчивость.
- Есть ли у Вас человек, на которого равняетесь в профессиональном плане?
- Это мой преподаватель по иочину, заслуженный работник культуры Республики Бурятия Вера Намдыковна Шамбеева. Она вырастила целую плеяду иочинистов Бурятии, специально к ней приезжают учиться из Аги, Тувы, Калмыкии, Хакасии. Вера Намдыковна - одна из первых бурятских преподавателей, окончивших высшую школу - консерваторию в г.Ташкент. Наверное, она - мой кумир больше как человек, нежели преподаватель. Вера Намдыковна невероятно добрая, вела меня по жизни - курировала во время учебы в школе, колледже. Я отношусь к ней как к своей родной бабушке.
- Расскажите о своих коллегах. Наверное, в оркестре нужно хорошо чувствовать друг друга?
- Я работаю в театре «Амар сайн» два года. Оркестр здесь - уже давно сложившийся коллектив, все музыканты знают друг друга много лет, играют очень слаженно. Они приняли меня тепло, я рада, что у нас такой замечательный состав. Наш дирижер Бальжит Бальжинимаевна - очень чуткий, добрый и понимающий человек, хороший руководитель, который всегда все спокойно делает, мы все ее уважаем.
- А бывает ли трудная композиция, ноты, которые даются нелегко?
- Да. Особенно, когда ноты не знаешь, и приходится заглядывать туда и одновременно играть на инструменте, нужно все успеть. Но такие моменты случаются очень редко, особенно если играешь оркестровые партии. Чуть сложнее, когда выступаешь сольно или в дуэте, тут уже музыканту лучше форму не терять. 
- Какие творческие проекты в планах у оркестра?
- В этом завершающем сезоне у нас был большой концерт, мы вложили всю свою душу в исполнение лучших оркестровых номеров, которые вместе с нами подготовили приглашенные артисты, преподаватели школы искусств, колледжа. Сейчас мы играем на концертах, оркестр будет выступать на закрытии театрального сезона. О планах сказать не могу, будет видно в новом сезоне. Нужно сказать, что у оркестра свой зритель, ценитель, и не каждый поймет и придет слушать только лишь оркестровую музыку. 
- Как любите проводить свободное время?
- Я - домоседка, люблю свободное время проводить дома, в кругу своей семьи.
- Как Вам Ага, ее жители?
- Было немного печально покидать Улан-Удэ, но, раз уж я вышла замуж в эти края, я здесь живу и уже привыкла к Агинскому. Здесь мне нравится, у нас с мужем есть хорошая работа и нам здесь лучше во многом. Я здесь первый год преподаю в детской школе искусств им.К.И.Базарсадаева. У меня обучаются пятнадцать детей. Они уже выступали на оркестровом концерте нашего театра и на мероприятии, посвященном 80-летию со дня рождения Кима Базарсадаева. Мои ученики удивляют меня, у многих способности, тонкий музыкальный слух. В этом году они поедут на международный конкурс оркестров и ансамблей им. Н.П.Будашкина, и я очень верю в них, надеюсь, что они займут призовое место. Будем готовиться к этому событию.
- Спасибо за интересную беседу. 

Елена АБИДУЕВА.


Иочин - струнный щипковый инструмент, напоминающий славянские гусли. Этот инструмент под различными названиями и с определенными конструкторскими отличиями известен у многих народов, Востока и Запада. Он имеет деревянный трапециевидный корпус, на котором натянуты струны. Звук извлекается посредством удара о струны палочками (деревянными, тростниковыми, бамбуковыми) с утолщением на концах. Современный реконструированный иочин снабжен клавиатурой. В музыкальной практике иочин используется как оркестровый и ансамблевый инструмент.



19.06.2017 Admin 0

ТОП пользователей



AdminbazrinchagprБаторАВИРИНЧИНОВАBatarmankeydanzan79245050511Fyyf89144522006HalmerБратybrjkfb