Главная » 2022 » Октябрь » 22 » Танцор, ставший мастером бурятского инструмента

Танцор, ставший мастером бурятского инструмента

22.10.2022 в 09:54 просмотров: 500 комментариев: 0 Культура

Заслуженный артист Российской Федерации, руководитель этно-фольклорной группы «Түбэргөөн» Национального театра песни и танца «Амар сайн» Леонид Бабалаев (на снимке) всё своё свободное время уделяет созданию бурятских музыкальных инструментов. 
Из-под его рук вышли больше сотни сууха-хууров и морин-хууров. Для изготовления Леонид Бимбаевич использует такие же материалы, как и сотни лет назад - дерево, козью шкуру, конский волос и, конечно же, бычий мочевой пузырь.  


«Леня-ахай», как его ласково называют коллеги, начал делать инструменты сперва для себя. Более 20 лет Леонид Бабалаев был в составе балетной труппы Бурятского национального театра песни и танца «Байкал». Уже заканчивая танцевальную карьеру, прошёл в театре курс обучения горловому пению у монгольских профессоров, научился игре на морин-хууре.
- Как нам сказали преподаватели, каждый, кто поет горловым пением, должен сам себе аккомпанировать на морин-хууре. Поэтому пришлось учиться и этому, - рассказал мастер. – Потом во время отпуска, когда я ездил к себе на тоонто в с.Санага Закаменского района, повстречался с мастером инструментальщиком Матвеем-таавай. Он мне показал азы и сек-
реты изготовления морин-хуура. Когда был в Монголии, специально ходил на фабрику, где делают морин-хууры и сууха-хууры. Там мне мастера рассказали свои методы создания музыкальных инструментов. Тогда не было фото и видео на телефонах. Пришлось запоминать и на глаз потом делать дома. Самый первый морин-хуур я сделал в 90-х годах. В 2005 году создал первый сууха-хуур. 
Изделия 70-летнего мас-
тера аутентичные, совсем простые. Возможно, именно так выглядели в прежние времена инструменты всех странствующих улигэршинов. Струны из конского волоса, смычки из согнутого ивового прута, корпус одного инструмента из бычьего пузыря, а другой обтянут козьей кожей.
- Я не мастер филигранного ажурного вырезания головы лошадей, - признается Леонид Бабалаев. - Делаю инструменты из деревьев, которые растут у нас – березы, сосны, ели, лиственницы. Лицевая сторона - из ели или кедра, они более «музыкальные» породы. Бочина и гриф - из березы. Бычий мочевой пузырь - материал для инструмента для личного использования, для оркестровой работы для своего коллеги я обтянул корпус кожей козы. Она прочнее.
- Как начинается сезон забоя скотины, я хожу по знакомым и прошу не выкидывать мочевые пузыри от бычков. Желательно, чтобы были от быков-трехлеток, - рассказывает Леонид Бимбаевич. – Сейчас многие мои коллеги, помня обо мне, также приносят пузыри. Насобираешь за осень-зиму материал, и самый сезон моей работы изготовления начинается в теплое время – с середины мая и до октября. 
Как рассказал Леонид Бабалаев, сууха-хуур является прародителем современного хуура, который сначала был однострунным, со временем трансформировался в двухструнный инструмент. Он изготавливается из подручных средств: из березовых дощечек собирается корпус-резонатор, к нему приделывается гриф, на корпус надевается сырой бычий пузырь, после чего инструмент просушивается. Струны - из конского волоса, но также используют и промышленные пластиковые струны.
- Как и все натуральные материалы - конский волос очень требователен к колебанию влажности, температуры. Приходится каждый раз настраивать инструмент. Поэтому для оркестра мы используем искусственные струны. Можно сказать, это веяние времени, так инструмент громче звучит. У них и диапазон нот больше. Но звучание струн из конского волоса совсем другое. Звук сууха-хуура напоминает именно бурятский тембр голоса, создается такое ощущение, что инструмент рассказывает, и все можно понять, о чем он повествует. Но сейчас найти конский волос нужной длины стало проблематично, - отмечает Леонид Бимбаевич.
Кроме сууха-хуура, морин-хуура и товшуура, Л.Бабалаев также делает из бараньих лодыжек (шагай) наподобие маракасов-погремушек - «Таршагануур». Также делал несколько бубнов для оркестра театра.
- Музыкальный инструмент - он живой, нельзя его превращать в сувенир и элемент декора, висящий для красоты. Он и создан для того, чтобы звучать и услаждать слух, - уверен мастер. 

Алина ЧАГДУРОВА.
Фото из архива театра.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES