Главная » 2012 » Октябрь » 5 » Тантрическое учение в Аге, или Построение песочной мандалы в Агинском дацане

Тантрическое учение в Аге, или Построение песочной мандалы в Агинском дацане

05.10.2012 в 16:33 просмотров: 2898 комментариев: 0 Культура
В минувший понедельник ранним утром, когда диск луны еще держится на небосклоне, а с востока сквозь тучи пробиваются первые лучи солнца, ламами Агинского дацана был проведен ритуал подношения песка мандалы бодхисатвы Авалокитешвары (Арьяа Баала) хозяину воды божеству Лусад. Ритуал проходил на берегу реки Ага напротив дацана. После молебна монахи развеяли песок в реку, преподнесли молоко, тем самым освятили воду реки. Считается, что вместе с песчинками вода поднимется в виде облаков на небо и прольется благодатным дождем. Так в Агинском дацане завершился ритуал построения песочной мандалы и ее разрушения.
Ритуал построения мандалы в нашем округе не нов, но строили песочную мандалу ламы из Тибета. Сегодня в наших дацанах появились и свои мастера.
Мандала бодхисатвы Авалокитешвары - священный дворец из песка, буддийская модель Вселенной, обитель всех просветленных существ. Это удивительное по красоте и гармонии произведение буддийского искусства построили ламы Агинского дацана - Этигил Базаров, выходец из села Ортуй,  Даши Нимаев из села Судунтуй и Батор Шойдоков из Будалана. Они прошли обучение в Дуйнхор дацане в Бурятии.
Нужно сказать, что до революции, во времена расцвета Агинского дацана, построение песочной мандалы, ритуальные танцы «Цам», тибетская медицина были обычным явлением. В годы революционных бурь, большевистских гонений на религию многие традиции были утеряны. Сегодня новое поколение лам возрождает былой расцвет буддизма в Забайкалье.
Песочная мандала строится по строгим канонам. Вначале читается молитва, посвященная божеству Авалокитешваре. Затем ламы набирают разноцветный мраморный песок в специальные трубочки и путем трения тонкой струйкой песка выводят рисунок. 
Даши-лама рассказывает, что песок готовят из белого камня, который собирают на берегу священного Байкала. Самая трудоемкая часть работы - это растолочь мраморный камень в ступе, чтобы он превратился в песок. 
После смешения песка с красками шести цветов идет само построение мандалы. Рисунок мандалы не меняется уже более 2500 лет, со времен Будды Шакьямуни. Тем самым сохраняется преемственность и тайный код рисунка песочной мандалы. Что он  на самом деле несет, известно только посвященным ламам.
Шэрээтэ Агинского дацана Бадма-лама подчеркивает, что прихожане, созерцавшие построение мандалы, а он с каждым днем расцветал как цветок лотоса, прикоснулись к тайному священнодействию. 
Особый смысл разрушения мандалы - подчеркнуть один из важнейших постулатов буддизма - идею о непостоянстве всего сущего. «Неважно, сколько труда мы вложили в создание песочного дворца, - говорят ламы-мастера, - неважно, что в итоге получилась картина немыслимой красоты, мы не должны позволять себе привязываться к внешней форме. Все в этом мире подвержено разрушению, и мандала - не исключение. Ритуал разрушения - это редкая возможность задуматься о бренности бытия. Прочувствовав это на глубоком уровне, мы не станем отвлекаться на красивые картинки, но будем стремиться к истинному знанию». 
Перед разрушением Цыден-лама кратко рассказывает о значении песочной мандалы и ее философском  смысле.
Даши-лама с помощником берет щепотки цветного песка с каждого из санскритских слогов, символизирующих будд пяти семейств, и помещает их в маленькую чашу. 
В ходе этого движения божества «покидают» песочный дворец.
Мастер ритуала Этигил-лама после ритуальных движений рассекает мандалу с восточной стороны с помощью ваджры (ошор). И проделывает эту процедуру, двигаясь по часовой стрелке. Затем надрезает мандалу по диагональным линиям: юго-восточной, юго-западной, северо-западной и северо-восточной. После этого монахи сметают песок мандалы к центру.
Итак, мандала перестала быть дворцом просветленных существ, однако песок, благословленный многодневными ритуалами, по-прежнему обладает колоссальной очистительной силой. Эта мощная энергия направляется на благо живых существ.
Первую часть песка помещают в кувшин. Она рассеивается над водами реки Ага. Остальная часть священного песка раскладывается в пакетики и раздается прихожанам.
Песок можно хранить как оберег в божнице или положить в портмоне. Также частицы песка рассыпают по четырем углам дома с внутренней стороны. 
Те прихожане, которые присутствовали на ритуале построения мандалы и на разрушении «песочного дворца», прикоснулись к удивительному тантрическому ритуалу.

              Сергей Доржиев.
              Фото автора.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES