За воду надо платить

В окружном центре внедряются новые технологии отпуска воды


Вода – основа жизни. Эту истину знают все - от мала и до велика. В современном мире вода как товар, стала играть все большую роль - чем чище вода, тем она дороже. Недаром в Германии очень трепетно относятся к проблеме воды, где установлены жесткие нормативы для населения по потреблению воды на каждого жителя. В частности, среднестатистический немец умывается по утрам из наполненной водой раковины. В нашей стране не все так плохо, питьевая вода есть практически везде. 


Цены на услуги по бурению скважин в нашем регионе варьируются от 2500 рублей за метр, удовольствие, скажем прямо, не из дешевых, не каждому по карману. Исходя из этого большинство населения, как в старые добрые советские времена, пользуются водокачками либо централизованным водоснабжением и летним водопроводом в теплое время года. 
В водоснабжении столицы округа выделены три основных направления: первое - организация работы водокачек, плюс водораздача по летним водопроводам в теплый период года,  второе - подвоз воды населению и третье - централизованное водоснабжение благоустроенных домов. Водокачек в хозяйстве МП «Водоснабжение» - 34. Подвозом воды занимаются три водовоза, с графиком работы по дням недели, условно разделенных на пять микрорайонов поселка. С прошлого года организация централизованной подачи воды в благоустроенные дома перешла в ведение МП «Водоснабжение». Тарифы на воду утверждаются и корректируются ежегодно Региональной службой по тарифам Забайкальского края. Норматив для централизованного водоснабжения на первое июля 2016 года составлял 365 рублей 82 копейки за кубический метр в месяц на каждого проживающего в благоустроенных домах или квартирах. Отпуск воды с водокачки составляет 50 рублей 06 копеек на каждого фактически проживающего в доме человека. Вода по летнему водопроводу отпускается по усредненному тарифу - 572 рубля в месяц на один двор. Подвоз воды организациям и для личных нужд жителей равен 288 рублям  61 копейке за кубометр. Люди держат скот, пусть в небольшом количестве, но все же. Поение скота, главным образом, КРС, обойдется в 83 рубля 67 копеек за голову в месяц. Стоит отметить, что тарифы на воду могут корректироваться с изменением индекса, как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Но, как правило, исходя из экономической ситуации, в сторону роста. Организацией водоснабжения в поселке Агинское занимается МП «Водоснабжение» (директор Б.К.Балданов), на работу которой периодически сыплются стрелы критики, например, из-за неудобного графика отпуска воды в летнее и зимнее время, когда водокачка открыта считанные часы в день. График работы водокачек в зимний период - с 12.00 до 14.00 часов. Далее - с 16.00 до 19.00 часов вечера. Как отметил директор МП «Водоснабжение», критика не всегда уместна, вследствие незнания населением специфики работы по обеспечению водой поселка. Во-первых, водоснабжение – это большое хозяйство, требующее еже-дневного контроля. Поддержание в тепле водокачки зимой требует дров и угля, которые также стоят денег. Из 34 агинских водокачек только 13 имеют центральное отопление, то есть, привязаны к близстоящим котельным. Во-вторых, это люди. Практически все водораздатчики - люди пенсионного либо предпенсионного возраста, чья заработная плата меньше прожиточного минимума на душу населения, которая составила в третьем квартале 2016 года 9889 рублей. Причем, половина водораздатчиков – женщины, которые наравне с мужчинами следят за водокачкой, очищая прилегающую территорию от наледи в холодное время года. В-третьих, контроль со стороны Государственной трудовой инспекции, с расширением графика работы водокачек увеличиваются часы работы водораздатчика, исходя из этого работодатель в лице МП «Водоснабжение» обязан увеличить заработную плату, на что он пойти не может, так как многие агинские водокачки, находящиеся на окраинах поселка, убыточны и содержание их нерентабельно. В-четвертых, это расходы на фонд заработной платы, электроэнергию, ГСМ, дрова, уголь. Качество воды раз в полгода проверяют эксперты из Центра гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, производя забор воды на анализ в лаборатории. Помимо плановых проверок качества воды, Роспотребнадзор имеет право проводить внеплановые проверки. Вода проходит экспертизу как из централизованного водоснабжения, так и нецентрализованного. По жалобам потребителей ведется работа, неполадки стараются устранять в короткие сроки. Главная проблема работы нынешних водокачек состоит в том, что на некоторых объектах водоснабжения материально-техническая база  устарела, ведется плановая работа по замене на автоматическое оборудование. В частности, по улице Балданжабона, возле АСОШ № 3, функционирует  водокачка с экспериментальным оборудованием для автоматической раздачи воды, все полностью автоматизировано: от датчика движения до автоматической подачи воды, которая подается при помощи магнитного ключа. Удобство состоит в том, что потребитель может воспользоваться услугами водокачки практически в любое время. Надеемся, в скором времени подобная новинка заработает по всему окружному центру. 
Из-за засухи уровень грунтовых вод сильно понизился. По водокачкам, находящимся у склонов сопок, пришлось опускать глубинные насосы на максимальную глубину. Средняя глубина скважин водокачек варьируется от 50 до 100 метров. При опускании насосов неизменно растут затраты на электроэнергию. Один насос водокачки рассчитан на нагрузку в 6-10 кубометров в час. На случай аварии имеется аварийный запас. 
Еще одной проблемой являются неплательщики. По мнению Б.К.Балданова, самыми ответственными плательщиками за воду являются пенсионеры. Уклоняющиеся от уплаты – это, как ни странно, работающая молодежь, приезжающая за водой к водокачкам на собственных автомобилях. Штрафными санкциями за неуплату услуги за воду по централизованному водоснабжению являются начисление пени и ограничение подачи воды. По водокачкам работу с неплательщиками ведут водораздатчики. Работа по водоснабжению поселка очень ответственная, требует сплоченности всего коллектива. Трудовая деятельность не останавливается даже в праздничные дни. Приоритетной задачей работы водоснабжения является полный переход поселковых водокачек на автоматический режим, касающийся как закачивания воды в емкость, так и раздачи воды посредством магнитного ключа, либо другим способом, например, электронной картой.  Но дело это нескорое и хлопотное, вследствие дороговизны оборудования. Будем, однако, надеяться на лучшее, что работа водокачек выйдет на новый современный уровень. Первым шагом уже стала оплата услуг за водоснабжение через терминалы Сбербанка или он-лайн.


 Зорикто ОЛЗОЕВ.
 



16.02.2017 Admin 0