Главная » 2025 » Ноябрь » 14 » Баир Очиров: «Служба в Афганистане сплотила на всю жизнь»

Баир Очиров: «Служба в Афганистане сплотила на всю жизнь»

14.11.2025 в 17:09 просмотров: 41 комментариев: 0 Власть и общество

Простые агинские парни Андрей Аслёзов и Баир Очиров в юности соревновались между собой отчаянно. Баир – крепыш, драчун, за словом в карман не полезет. Андрей – высокий, поджарый, жилистый, тоже спуску никому не давал. Но судьба сделала их лучшими друзьями в армии.
Нашли номер телефона героя будущей публикации, позвонили ему. На том конце провода ответил весёлый голос: 
- Да, я дома, что хотели?
- Мы к вам хотим приехать, поговорить, «вытянуть» ностальгические воспоминания об Афгане.
Войдя в огромный дом, как старые знакомые, завязали беседу с Баиром Баторгуруевичем Очировым (на снимке), который вытащил толстенный, немного запылившийся на антресоли армейский фотоальбом, где центральное место занимали фотографии времён службы в Демократической Республике Афганистан. Так он стал героем рубрики «Гостиная «АП».

- Расскажите о себе.
- Родился в посёлке Агинское 22 октября 1967 года. Учился и окончил Агинскую среднюю школу №1 в 1985 году. В том же году началась перестройка в СССР, меня призвали в ряды Советской армии Агинским районным военным комиссариатом.
- Где прошли «учебку»?
- «Учебку» прошел в городе Острогоржск Воронежской области. Что интересно, в части нас было одиннадцать парней из посёлка Агинское, среди которых был и Андрей Аслёзов, с которым мы часто выясняли отношения на кулаках, когда он был студентом СПТУ в Агинском. Там было не до драк: мы, земляки, держались дружно, себя в обиду не давали. С Андреем с той поры стали «не разлей вода» - лучшими друзьями на всю жизнь. В учебной части мы пробыли с октября 1985 года по апрель 1986-го, после чего нас направили в ДРА для дальнейшего прохождения службы до декабря 1987 года. Направились туда вместе с Андреем.
- В каком афганском месте продолжили служить?
- Принимали участие в боевых действиях в составе в/ч 43103, 501-м отдельном эвакуационном тяжелом батальоне в Хайротоне (приграничный город и порт в северной провинции Балх) в должности механика-водителя, испытателя многоосных дизельных автомобилей, тягачей.
Все два года я был со своим земляком, другом Андреем Аслёзовым, он также служил механиком-водителем и испытателем. Ездили на МАЗ-537 длиной 24 метра с полуприцепом - «шаландой» грузоподъёмностью до 80 тонн. Занимались перевозкой вновь прибывшей, подбитой и неисправной техники, снарядов, других армейских грузов.
Объездили с другом треть Афганистана. Исколесили вдоль и поперёк самый высокий и сложный перевал Саланг, стратегически важный, связывающий северную и центральную части Афганистана. Высота перевала свыше 3800 метров над уровнем моря. Об этом перевале знает каждый солдат и офицер, побывавший на афганской войне. Это трасса, сжатая горными вершинами, утопающими в облаках и вечных снегах, с тоннелями, соединяет север Афганистана с его столицей Кабулом. Именно там, на Саланге, душманы устраивали самые опасные засады.
- Саланг настолько поражает воображение, каким он запомнился?
- Затяжной подъём до главного тоннеля составляет примерно 60 километров. Машины движутся со скоростью четыре-пять километров в час, как вверх по серпантину, так и вниз. Перепады высот, повороты. Никакой тормоз не удержит гружёную машину, если она вдруг покатится вниз. А если мотор «не вытянет» на подъёме, то техника покатится вниз и будет таранить, мять и сбрасывать в пропасть транспорт, идущий следом. На самой высоте предстоит проехать 16 тоннелей и среди них главный, пробитый советскими специалистами сквозь самое «сердце» Саланга. Проходим первый тоннель, второй, третий. Входим в самый главный, и тут только одна мысль – только бы не затор! Загазованность от глушителей предельно высокая, и лишние минуты пребывания в тоннеле смертельно опасны. Дальше спуск. Двигатели машин в начале пути грелись на подъёме, а теперь перегреваются на спуске. Впереди «Долина смерти» - Чарикарская долина. Эта местность, заросшая невысокими деревьями и засаженная густыми плантациями винограда, за что мы, военнослужащие ВС СССР, дали ей название «Чарикарская зелёнка». Для наших советских колонн такие районы были очень опасными. «Духи» обстреливали колонны, после чего скрывались в сплошном винограднике, и понять, откуда стреляли и куда скрылись душманы, было практически невозможно.
- Конечный пункт маршрута – Кабул?
- Да, столица ДРА - Кабул. Там в течение дня разгружались, и на следующее утро - опять в обратную дорогу на Пули-Хумри (город на севере Афганистана, центр провинции Баглан). Такими мне запомнились первые рейсы через Саланг. Затем в последующие полтора года их было ещё более 20 раз. Позже это стало для нас обычным и рядовым заданием. Не всегда они были спокойными. Случались и обстрелы, тогда приходилось брать в руки автомат и отстреливаться от «духов», когда на пробитых пулями колёсах гнали свои машины от огня, чтобы уйти из зоны обстрелов.
- Какие награды и грамоты имеете?
- Их немного, но они очень ценны для меня. Грамота «Воину-интернационалисту» от Президиума Верховного Совета СССР, грамота «За мужество и отвагу, преданность и верность Родине, проявленные при выполнении воинского и гражданского долга, патриотическое воспитание населения, большой личный вклад в общественно-политическую жизнь страны», медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», юбилейные медали «70 лет Вооружённых сил СССР», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За ратную доблесть», «15 лет вывода советских войск из Афганистана», «20 лет вывода советских войск из Афганистана», «В память 25-летия окончания боевых действий в Афганистане», «30 лет завершения выполнения задач 40-й армией в Афганистане», «20 лет Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» и др.
- Где работали после возвращения из Афганистана?
- Шесть лет отработал водителем в Читинском ДПМК треста «Агропромдорстрой», далее водителем в Агинском окружном союзе ветеранов Афганистана. С 1998 по 2000 годы работал водителем в ООО «Дали-Маркет». По трагическому стечению обстоятельств в 2000 году стал инвалидом. Трудился в Агинском филиале ФГУП «Читинское протезно-ортопедическое предприятие» механиком протезно-ортопедических изделий.
- Вы человек неунывающий, знаем, что участвуете в спортивной жизни Аги.
- Да, с 2000 года участвую в соревнованиях по пулевой стрельбе в рамках поселковых, районных, окружных спартакиад инвалидов, в гонках на колясках, армрестлингу. Становился победителем и призёром соревнований среди инвалидов.
- Боевые друзья – это навсегда?
- Так и пролетели полтора года службы в ДРА. Были и радостные моменты – на Саланге встретил земляков Александра Потехина, Олега Кузикова, а в самом Кабуле - Болота Цыденжапова. Мне очень повезло, что все два года службы со мной всегда был рядом мой товарищ Андрей Аслёзов. Друг, на которого всегда можно было положиться. Что тогда в Афганистане, что и здесь, на «гражданке». Когда плечом к плечу, день за днём, месяц за месяцем находишься рядом, а тем более в боевых условиях, волей-неволей становишься близок друг к другу, кого-то нет в живых, но они остаются в памяти навсегда.
- Спасибо за беседу.

З.ПЕТРОВ.
Фото из личного архива.

 

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES