Дашима Гончикова: «Национальная одежда несет культурный код народа»
Проект «Этномастерская национальной одежды «Алтан хайша» («Золотые ножницы») стал настоящим источником творчества, объединившим молодых мастериц Агинского округа, владеющих навыками шитья. Для них организованы уникальные мастер-классы от признанных мастериц, передающих драгоценный опыт создания элементов национального костюма. Начинающие швеи не только оттачивают мастерство, но и приоткрывают историю одежды, соприкасаясь с традициями, обрядами, бытом, постигая глубокий смысл элементов дэгэла и осваивая способы шитья из натуральных материалов, передающихся от предков.
В мастерской ГУК «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края» под руководством мастера-швеи Дашимы Цыдыповны Гончиковой (на снимке) учатся шитью женских, мужских и девичьих национальных летних нарядов - тэрлиг, а к ним обязательно тооробшо - головной убор. Мы пригласили Дашиму Цыдыповну в нашу «Гостиную «АП».
- Дашима Цыдыповна, расскажите, пожалуйста, о себе.
- Я родилась в семье поэта, члена Союза писателей и журналистов СССР Цыдыпа Жамбалова и Норжин-Ханды Цыденовой в п.Агинское. В семье я самая младшая из семерых детей. Отец всю жизнь проработал в редакции газеты «Агинская правда». Наша мама работала в типографии корректором, затем, окончив Нерчинский сельхозтехникум, стала зоотехником. Она была тоже очень одаренным человеком, хорошо пела, сочиняла стихи, также шила нам красивые наряды. С раннего детства родители приучили нас к труду, целеустремленности, учили быть всегда честными, сумели воспитать, поднять на ноги и дать высшее образование. Я окончила Агинскую среднюю школу №1 в 1989 году. Поступила и окончила Восточно-Сибирский государственный технологический университет по специальности «Технология и конструирование швейных изделий» (инженер-технолог швейных изделий) в г.Улан-Удэ.
Окончила курсы по пошиву бурятской национальной одежды при Агинском центре занятости населения, бухгалтерские курсы. Работала в Бурятской государственной филармонии в должности закройщицы. За время работы в филармонии создала несколько дизайнерских концертных костюмов в национальном стиле и занималась пошивом национальных нарядов, работала в должности мастера-закройщика по сценическим костюмам в Республиканском центре народного творчества Бурятии. Вместе с мужем Мункожаргалом воспитали, дали образование своим четверым детям. Они имеют свои семьи, проживают в г.Улан-Удэ, Агинском.
- Расскажите о своих коллекциях бурятской одежды, дэгэлов.
- Стилизованные сценические костюмы всегда получали положительную оценку со стороны знатоков народных традиций. Начало было положено коллекцией женских дэгэлов. С 2013 года я работала в должности модельера театра моды «Лотос» ММУК «Районный центр культуры и досуга». За время работы в этой должности осуществила дизайн и пошив концертных стилизованных костюмов для солистов.
В 2014 году родилась коллекция «Юртэмсын юhэн эрдэни - унтаршагуй уг изагуурайм тэмдэг» - ода вечным ценностям - неугасимый символ традиций моих предков. С этой коллекцией я удостоилась серебряной медали и диплома на международном бурятском фестивале «Алтаргана-2014» в Дадал сомоне Монголии.
В 2018 году состоялась презентация следующей коллекции «Угсаатанайм хубсаhан - эб найрамдалай hүлдэ» («Одежда моего народа - символ единства и согласия») на международном фестивале «Алтаргана-2018» в Иркутске. Это уникальное собрание костюмов передала в дар Агинскому национальному музею им.Г.Цыбикова, чтобы оно и дальше служило напоминанием о богатой культуре нашего народа.
Особое место в моем творчестве занимает коллекция, созданная в 2016 году для Бурятского драматического театра и посвященная семи бурятским родам (хори, сартуул, сонгол, эхирит, булагат, алайр). Благодаря их мастерству и терпению посетителям представилась возможность познакомиться с красотой женского бурятского костюма, с его особенностями и отличительными чертами.
В 2017 году Этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ распахнул свои двери для выставки «Традиции вне времени», где была представлена коллекция «Семь бурятских родов», сшитая специально по заказу музея. Эта коллекция и сегодня является украшением бурятского комплекса музея. Сотрудники Этнографического музея Бурятии пригласили меня на должность техника-реставратора по тканям.
В 2023 году мне посчастливилось создать национальные костюмы для главных героев художественного фильма «Слезы дракона» режиссера Т.Мирошник. В том же году по приглашению директора Центра развития бурятской культуры С.Ж.Норполовой я начала проводить мастер-классы и курсы по шитью бурятской одежды в рамках проекта «Этномастерская «Алтан хайша», передавая свои знания и опыт новому поколению мастеров.
- Как Вы пришли к шитью дэгэлов?
- Любовь ко всему прекрасному, шитью с раннего детства мне привила моя бабушка Норжима Цыденова - добрейшей души человек. Лет с пяти мы с ней шили платьишки для кукол, варежки и разную одежду. Она родилась в с.Зуткулей, ветеран тыла, награжденная медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», была примером мудрости, душевной теплоты для меня. В тяжелое военное время она ухаживала за овцами колхоза «Родина». Моя бабушка была от природы одаренным человеком - вырезала из дерева фигурки домашних животных, знала очень много легенд, сказок, владела старомонгольской письменностью. Она рассказывала легенды и сказки, которые я запомнила, впитывала и училась добру и справедливости. Научила меня терпению, мудрости и усидчивости. Запомнила золотые ее слова на всю жизнь: «Люди не спросят, за сколько дней сшита вещь, а кем она сшита». И я до сих пор следую этому мудрому совету. Она давала мне советы быть доброй и терпеливой во всем и ко всем, честной и справедливой, уважать старших и почитать традиции предков.
- Мы знаем, что Вы сшили наряд звездному стилисту Сергею Звереву…
- Когда я выполняла заказы Pecпyбликaнcкoгo цeнтpa нapoднoгo твopчecтвa, действительно, мне представился случай сшить нaциoнaльныe нapяды для Cepгeя Звepeвa. Oн пpишeл кo мнe, пpинec двa кycкa ткaни и пoпpocил cшить двe pyбaшки зa cyтки. Я eмy cкaзaлa: «Я жe нe Mapья-иcкycницa, чтoбы ycпeть зa тaкoй кopoткий cpoк», нo вce же ycпeлa. Он попpocил сшить их размером пoбoльшe, xoтя caм oчeнь cтpoйный.
- Вы - мастер шитья и знаток нюансов работы над дэгэлами. Какие особенности кроя и орнаментов Вы считаете наиболее значимыми? Где лучше, по Вашему мнению, качество тканей жандан? В Монголии или Китае?
- Одежда бурят многофункциональна, она имеет социальную и обрядовую функцию, связана с различными обычаями и несет определенную смысловую нагрузку. Это очень трудоемкий процесс. При шитье национальной одежды, используя современные технологии, стараемся сохранить традиционные каноны и старинные лекала. Важно, чтобы люди, которые носят нашу одежду, чувствовали сакральность, энергию родной земли. Любой орнамент специфичен, каждая его линия, пространство между линиями должны иметь определенные форму, размеры. Декоративные детали, элементы, как «булуубша», «татааhaн», украшают дэгэл и подчеркивают неповторимость, утонченность и аутентичность национального костюма. Одежда разных групп бурят имеет свои традиционные территориально-локальные признаки. Народный костюм - значительная область традиционной национальной культуры как по широте и глубине связей, так и по богатству художественного выражения. Ткань жандан производится только в Китае.
- На Ваш взгляд, как можно передавать секреты мастерства?
- У меня две дочери, которые прекрасно овладели мастерством шитья дэгэлов, малгай и украшений для одежды. Этому научила их я. Поэтому надо с детства своим дочерям, внучкам прививать любовь к шитью любой одежды, учить ценить и гордиться национальной одеждой. И, несомненно, поддерживать любые инициативы, начинания, как курсы шитья, организовывать мастер-классы, уроки шитья, показы, привлекать детей в кружки кройки и шитья, тем самым показывать, передавать многогранность, глубину и сакральность бурятской одежды подрастающему поколению.
- Каким видите будущее дэгэла в современной моде и культуре?
- Знакомство с народными костюмами побуждает к выработке привычки с гордостью носить национальную одежду, независимо от географии проживания. Традиционная одежда востребована, и молодежь с гордостью носит ее. С каждым годом растет интерес к национальной одежде. Бурятская одежда становится не только частью культурного наследия, но и модным трендом. Мы вдохновляемся традициями, ведь одежда сохраняет ДНК, идентичность нашего народа. Бурятская одежда, традиции ассоциируются в понятиями «любовь к Родине, истокам», «патриотизм» «братство» и т.д.
- Расскажите о мастер-классах по пошиву бурятских традиционных головных уборов тооробшо и юудэн. Как они прошли? Много ли мастериц, которые хотят научиться?
- Мастер-класс по пошиву бурятских традиционных головных уборов тооробшо, юудэн провожу по методике, разработанной моей старшей дочерью Зоригмой Гончиковой, несомненно, следуя канонам и традициям. Она имеет собственное ателье «Модистка» в г.Улан-Удэ. Пошив по этой методике показывает интересные и качественные результаты. Мы получаем положительные отзывы от участниц наших курсов и от заказчиков, это радует.
- Продолжатся ли занятия по шитью дэгэлов?
- В течение 2026 года по договору с ГУК «ЦРБК» в этномастерской «Алтан хайша» будут продолжены курсы по шитью бурятских дэгэлов, малгай. В эти предновогодние дни идет обучение по пошиву женского летнего дэгэла.
- Как можно к Вам записаться?
- Мы приглашаем всех желающих в нашу этномастерскую «Алтан хайша» в здании администрации Агинского округа, в ЦРБК. Тел. 8-924-501-63-26.
Мажид ДОРЖИЕВА.
Фото из личного архива.