Родом со станции Бурятская
Исполнилось 105 лет со дня рождения Александра Парадовича, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза
Александр Иосифович Парадович родился 14 октября 1920 года на станции Бурятская Могойтуйского района в семье сменного бурового мастера. Окончил в родных местах семилетнюю школу. После смерти отца, в 1937 году, переехал в город Нижнеудинск Иркутской области, где работал в конторе связи кассиром. Начало Великой Отечественной войны застало Александра Парадовича в городе Ачинск Красноярского края, где он гостил у родной тети. Оттуда в 1941 году призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. После месячной подготовки попал на фронт под город Тихвин. Воевал в 59-м отдельном лыжном батальоне помощником командира лыжного взвода. Участвовал в освобождении города Тихвин в декабре 1941 года. Весной 1942 года был ранен, после госпиталя направлен в Ленинградское пехотное училище. Но окончить его не пришлось: курсантов отправили сержантами под Сталинград. Попал в легендарную 39-ю гвардейскую стрелковую дивизию, стал разведчиком. Участвовал в Сталинградской битве, в январе 1943 года снова был ранен.
Выписавшись из госпиталя, догнал свою дивизию. Вскоре при форсировании Днепра совершил геройский подвиг.
«14 октября наша 39-я гвардейская Барвенковская дивизия заняла Запорожье, а через пять дней нашу разведку, насчитывавшую всего 21 бойца, перебросили под Днепропетровск, - вспоминал А.Парадович. - Мы располагались в шести километрах южнее города. Ширина Днепра в этом месте была 900-950 метров. Ниже находились пороги, где переплыть или пройти было совершенно невозможно. На правом берегу проходило проволочное заграждение в три линии, а высота берега была 18-20 метров. Проволочное заграждение было заминировано. Кроме того, имелось три ряда траншей, дзотов, дотов и блиндажей. Чтобы вся эта система огня не пришла в движение, форсировать Днепр нужно было скрытно, без поддержки артиллерии, на одной понтонной лодке. Перед нашей группой стояла задача форсировать Днепр, выбить противника с занятых рубежей, закрепиться и дать возможность нашим частям вести переправу. 24 октября 1943 года в 12 часов ночи поступил приказ: через час приступить к форсированию.
Стояла тишина, только изредка были слышны разрывы снарядов и пулемётные очереди трассирующих пуль, летящие в нашу сторону на широком пространстве. Погрузившись в понтонную лодку, двинулись к противоположному берегу. Когда миновали середину реки, в небо взвилась немецкая ракета. Гитлеровцы обнаружили лодку и начали обстрел. Изо всех сил гребли мы, чтобы скорее пристать к берегу, здоровые заменяли раненых и убитых и быстро-быстро работали вёслами. Метрах в ста от берега лодку от разрыва снаряда перевернуло. Погибли командир нашей роты и восемь бойцов, а остальные оказались в воде. Сквозь разрывы снарядов, пуль поплыли к берегу. Днепр в этом месте оказался неглубок, и скоро мы выбрались на берег и с ходу с криками «Ура!» бросились вперёд. Но нас остановили проволочные заграждения. Командование ротой я принял на себя. Оставив на месте переправы двух раненых с целью отвлечь внимание врага, с остальной группой я перешёл ниже по течению. Здесь были близки пороги, и, по моим расчётам, оборона должна быть слабее. Это оказалось действительно так. Правда, и здесь были доты и дзоты, но значительно меньше. Было здесь и проволочное заграждение. Набросив на него шинели, с тремя бойцами незамеченными перебрались через проволоку. Но тут нас обнаружили и открыли ураганный огонь. Наше счастье, что мы находились в «мёртвом» пространстве, пули не задевали нас. Воспользовавшись этим, стали искать проход вверх, на крутой берег, и вскоре нашли. Пройдя несколько метров, оказались рядом с дзотом, возле которого находились ящики с гранатами. Вооружившись, мы забросали дзот гранатами. Уничтожили семерых фашистов и захватили три пулемёта. Видя успех, к нам пробрались по тем же шинелям через проволоку остальные наши разведчики. На рассвете на нас обрушился удар гитлеровцев. Но к нему мы уже подготовились. Правда, силы наши были невелики: всего пять человек и из них двое раненых. Но бились мы каждый за десятерых… С помощью артиллерии все атаки были отражены, вечером на наш плацдарм переправились войска».
За этот подвиг гвардии сержанту А.И.Парадовичу было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль №2667). Тогда ему было всего 23 года.
Много фронтовых дорог прошел герой-разведчик. Несколько раз был уже похоронен с друзьями и сослуживцами заживо, но снова возвращался в строй, чтобы опять бить врага. Участвовал в освобождении Днепропетровска, Одессы, Ковеля, Люблина, в боях за Магнушевский плацдарм. Осенью 1944 года был направлен в Сталинградское авиационное училище, находившееся в Кустанае, где его застал День Победы.
После войны - на партийной работе. Был в числе тех, кто по призыву партии осваивал целину в Казахстане. К боевым наградам прибавилась медаль «За освоение целинных и залежных земель». Жил в городе Кустанай (ныне Костанай). Работал заместителем управляющего автотрестом в геологоразведывательной партии.
В 1971 году все наши окружные и областные газеты писали о приезде Александра Парадовича на малую родину. Так сложилась судьба героя-фронтовика, что, проведя две трети прожитых лет в других краях, он только в 1971 году в мае сумел приехать в места, где прошли его детство и школьные годы, где еще жила его бабушка Прасковья Акимовна Кочедыкова.
Узнав о приезде разведчика в родные места, в его родительский дом пришли те, кто помнил его по школьным годам, и те, кто слышал о нем только от старших или читал о его подвиге в газетах, но так или иначе, каждому из них хотелось поговорить с героем-земляком. Александр Иосифович подробно отвечал на все вопросы, рассказывал о своей жизни. Говорили о близлежащем ушарбайском колхозе «Коммунизм», той дружбе, что связывает население станции с жителями первого в округе колхоза, выросшего из коммуны, что была некогда организована рядом с «Бурятской». За непрерывной беседой и воспоминаниями незаметно спустился вечер. Александру Иосифовичу пора было возвращаться в Агинское, ибо утром следующего дня ему предстояло лететь в Кустанай, где ждала его работа.
В последнее время он работал заместителем управляющего трестом пассажирского автотранспорта в Костанае. Хозяйство немаленькое: 1500 автобусов и 100 такси, более двух тысяч работников. В 1975 году удостоен звания Почётный гражданин города Костанай. А.И.Парадович ушел из жизни в 2001 году.
Д.БАЗАРОВА, главный библиотекарь отдела ИСО Агинской краевой библиотеки им.Ц.Жамцарано.
Фото предоставлено автором.