Главная » 2015 » Февраль » 2 » ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ С НАРОДОМ
15:45
ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ С НАРОДОМ

Важнейшим событием прошлого года в жизни буддистов России стал 250-летний юбилей института Пандито Хамбо-лам. В 1741 году императрица Елизавета Петровна  своим указом придала буддизму статус официальной религии в России. Чуть позже, в 1764 году, по ходатайству бурятских родов, указом Пограничной канцелярии об утверждении Дамба-Даржа Заяева в должности «Главного Пандито Хамбо-ламы всех буддистов, обитающих на южной стороне Байкала», Екатериной II был учрежден титул Хамбо-ламы.

Институт Пандито-Хамбо-лам России, насчитывающий четверть тысячелетия, внес поистине неоценимый вклад в развитие и распространение Дхармы, оказал огромное влияние на национальную культуру и духовно-нравственное состояние бурятского народа. Великие бурятские ламы  остаются в памяти примером подражания и восхищения. Они прошли вместе со своим народом путь от появления до расцвета буддизма на нашей земле.  Сегодня, по прошествии лет, каждый бурятский дацан может гордиться своими выдающимися буддийскими деятелями. Они служили оплотом глубокой веры, прокладывая путь к новому времени. Великие Хамбо-ламы понимали, что для истории буддизма нужны легенды, отчаянные подвиги, пламенные речи и благородные примеры: «Мы находим следующие перерождения, но наши дела остаются в вечности». Следствием этого стало то, что бурятское духовное небо озарено светом ярчайших звезд, освещающих путь своим потомкам. Люди бережно хранят память о великих и стремятся постичь их осознания реальности.      Высокочтимый Yндэр турэлтэ Дамба-Даржа Заяев - религиозный  деятель, первый бурятский Хамбо-лама, водрузивший победоносный стяг учения Будды на территории Российской империи и открывший дорогу блестящей плеяде выдающихся бурятских Пандито Хамбо-лам, в числе которых из Забайкальского края Ешидоржи Шарапов, Жамбал-Доржи Гомбоев, Жимба-Жамсо Эрдынеев и нынешний XXIV Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев.                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XVIII Хамбо-лама Ешидоржи Шарапов принадлежал к одному из 11 родов селенгинских бурят. Его отец - Шираб, родом из деревни Оронгой, был известен как искусный эмчи и состоял казацким лекарем при Забайкальском казачьем войске.  Ешидоржи Шарапов родился в 1892 году в селе Колочное близ города Читы. С 12 лет Ешидоржи постигал азы буддийской философии в Эгитуйском дацане, где стал гэбши-ламой. Обладая острым умом и незаурядной памятью, будущий Хамбо продолжил обучение в Тамчинском дацане, после которого защитился на высшее духовное звание габжа-ламы.  В 1927 году в составе бурятской делегации Ешидоржи Шарапов принимал участие во Всероссийском Духовном Соборе буддистов СССР в г. Москва. В 1956 году он был избран председателем Центрального духовного управления буддистов (ЦДУБ) – XVIII Пандито Хамбо-ламой. Занимая высокий пост, он многое сделал для развития буддизма в Советском Союзе, а его «дипломатический прорыв» вывел ЦДУБ на международный уровень.  В 1956 году в Дели во время празднования 2500-летнего юбилея буддизма Пандито Хамбо- лама Ешидоржи Шарапов встретился с XIV Далай-ламой Данзан-Жамсо и Панчен-ламой. До этого события из бурятских Хамбо-лам с тибетскими иерархами встречался только великий Дамба-Даржа Заяев с VII Далай-ламой Галсан-Жамсо. С того самого момента, как Шарапов стал Хамбо-ламой, он пригласил на должность своего заместителя Дид Хамбо-ламы Гомбоева Жамбал-Доржи. В результате этот тандем вывел буддийскую церковь на новый, более прогрессивный уровень. В 1963 году, когда Хамбо Шарапов покинул этот мир, Гомбоев становится его преемником – XIX Пандито Хамбо-ламой.     Хамбо-лама Жамбал-Доржи Гомбоев, из рода бодонгууд, уроженец местности Аса-Шибирь с.Таптанай Агинского аймака, являлся одним из крупнейших деятелей буддизма в СССР. Его деятельность пришлась на 60-70-е годы прошлого века и способствовала  возрождению и дальнейшему развитию буддизма. Пандито Хамбо-лама Гомбоев заложил новый вектор развития буддизма, которому следуют нынешние ламы. Мы считаем, что буддизм в России, в каком виде он сейчас живет и развивается, это прямая заслуга Гомбоева. На протяжении всей жизни его деятельность, направленная на возрождение духовных традиций, была пронизана духом четырех формирующих первооснов - стихий «земли», «воды», «огня» и «воздуха». Словно четыре первоэлемента, составляющих суть всего мироздания, деяния XIX Пандито Хамбо-ламы послужили основой для возрождения и развития бурятского буддизма в постсоветское время. Как первооснова «земля» является опорой для всего сущего, так и знания и образование  являются основой буддийского учения. Он сам преподавал буддийскую философию «Чойра» в Хандагатайском дацане Тункинского района. Усилиями Хамбо-ламы Гомбоева и Хамбо-ламы Монголии Гомбожава в 1970 году был открыт Буддийский институт им. Занабазара в монастыре «Гандантэкчэнлинг хийд», и традиция буддийского монастырского образования была восстановлена. Большинство бурятских буддийских иерархов и известных деятелей буддизма являются выпускниками  института им.Занабазара.  Как все живое нуждается в воде, первоэлементу нашего бытия, так и последователи Будды нуждаются в нектаре чистого Учения, проистекающего в непрерывности от самого Татхагаты. Хамбо-лама Гомбоев прилагал огромные усилия для сохранения традиционной передачи Дхармы от учителя к ученику, с соблюдением линии преемственности. В 60-е годы прошлого века, когда даже Монголия не имела возможности приглашать Учителей, по  приглашению Хамбо-ламы Гомбоева в 1968 году впервые нашу страну посетил учитель Кушок Бакула Ринпоче. Визиты Бакулы Ринпоче по приглашению ЦДУБ были неоднократными, на благо возрождения и развития Дхармы в России и Монголии.  Благодаря деяниям предыдущих Хамбо-лам, авторитету Хамбо-ламы Гомбоева, в 1979 году состоялось знаменитое событие  - впервые нашу страну посетил Далай-лама XIV Данзан-Жамсо – земное воплощение Арьябалы – бодхисатвы сострадания и милосердия. Буддисты России и Монголии с благодарностью вспоминают эти моменты и отдают должное  принципиальному характеру и решительности Хамбо-ламы Гомбоева.  Как огонь, который несет очищающее начало, так и Хамбо-лама боролся за чистоту сознания и ума, избавления от омрачений Сансары,  распространяя Дхарму на протяжении всей своей жизни. Будучи шэрээтэ-ламой Агинского дацана, Хамбо-лама Гомбоев составил свод правил монастырского устава  «Жаиг», который содержит строгие требования к внутренней дисциплине буддийского монастыря. Досточтимый Жамбал-Доржи Гомбоев был требовательным к себе, строгим к людям, можно сказать, даже суровым человеком. Но его суровость удивительным образом сочеталась с необычайной душевной добротой и сердечностью. Пройдя сложные перипетии жизни, он сохранил свои обеты гелонга. Авторитет Хамбо-ламы среди верующих был необычайно высок. Народ относился к нему с искренней любовью и почтением.  За двадцатилетнюю деятельность Хамбо-ламы Досточтимый Учитель провел огромную работу по восстановлению и укреплению буддийской церкви не только в СССР, но и за рубежом. Как элемент «воздух» имеет свойство взаимопроникновения, так и   карма одного человека влияет на все человечество. Фронтовик, ветеран Великой Отечественной войны Хамбо-лама Гомбоев прекрасно понимал, насколько важно и необходимо донести  до мирового сообщества слово Будды о мире, об «ахимса» - принципах ненасилия, особенно в условиях тоталитарного периода холодной войны. Жамбал-Доржи Гомбоев являлся одним из инициаторов и наиболее активных организаторов Азиатской буддийской конференции за мир (АБКМ), деятельность которого приносит ощутимые результаты и в наши дни. Священное пространство, вневременное и присутствующее повсюду, как врожденный потенциал ума, развиваемый Хамбо Гомбоевым в людях, получило свое продолжение. И сегодня мы повсюду видим отражение великих дел Жамбал-Доржи-ламы.  В 1982 году Жамбал-Доржи Гомбоев ввиду своего преклонного возраста преподнес священный хадак Дид Хамбо-ламе Жимба-Жамсо Эрдынееву и сложил с себя полномочия председателя ЦДУБ.  

Жимба-Жамсо Эрдынеев - из рода hаксал шарайд, уроженец местности «Даши Хонхор» с. Хойто-Ага Агинского аймака,  высокоученый лама, изучивший Пять больших и Пять малых наук буддизма, прошедший горнило репрессий и войны, ведомый бодхисатовским состраданием, возглавляет Центральное духовное управление буддистов. Продолжая дело Гомбоева, он укрепляет авторитет буддийской церкви, активно участвует в миротворческих международных форумах по укреплению дружбы и взаимопонимания между народами, встречается с выдающимися религиозными и политическими деятелями. Вся его жизнь – пример терпения, усердия и спокойствия.   Достопочтимый Дамба Аюшеев 17-18 августа 2014 года в рамках 250-летнего юбилея института Пандито Хамбо-лам провел молебен у субурганов, посвященных хамбо-ламам Гомбоеву и Эрдынееву, где обратился к верующим и разъяснил, что, так как Гомбоев обладал даром дипломатии и дальновидности, то ему следует поклоняться политикам, общественным деятелям, представителям народа во власти, а Хамбо-лама Жимба-Жамсо Эрдынеев на протяжении всей своей жизни практиковал садхану Зеленой Тары (Ногоон Дара Эхэ) и считал ее своей покровительницей, и поэтому ему следует поклоняться тем людям, которые попали в разные жизненные перипетии. Ламы дацанов Аги проводят молебен у субургана в селе  Хойто-Ага «Мандал Шива», очищающий от кармических загрязнений и негативных факторов. Об образованности Хамбо-ламы Эрдынеева ходили легенды. Во время поездки в Индию при посещении Бодхгайи, будучи Дид Хамбо-ламой, Жимба-Жамсо долгое время отсутствовал. Когда он вернулся к своей группе, то немногословный Жимба-лама был разговорчив: «Я обмерил все ступы, которые описаны в исторических трактатах. Некоторые авторы были правдивы, некоторые ошибались». Оказывается, он ходил, измеряя каждую ступу и проверяя размеры, описанные в первоисточниках, которые он знал наизусть. В течение трех дней он рассказывал и описывал все святые места, на которых был в первый раз, и у слушателей возникало ощущение, что он  родился и вырос там. Он обладал энциклопедическими знаниями. После совместной поездки Хамбо-лама Гомбоев еще раз убедился, что Эрдынеев – настоящий философ-историк.  В ходе долгой исследовательской деятельности Хамбо Эрдынеев написал замечательный труд «Каталог сочинений и трактатов, написанных бурятскими ламами», свидетельствующий о высокой образованности бурятских ученых лам.  Истинные сыновья бурятского народа, несмотря на смутные времена, с достоинством несли победоносное знамя великого Учения Будды. Таким образом принося пользу огромному количеству живых существ, вращая Колесо Дхармы на протяжении двухсот пятидесяти лет, Пандито Хамбо-ламы достигают совершенства в Парамите усердия и сострадания за свой народ.  Важнее этого больше нет!  И мы сегодня с благоговением возносим молитвы и говорим слова благодарности за их вклад в дело возрождения и сохранения буддизма в России. 


Чингиз-лама Сультимов, ректор Агинской Буддийской Академии,  Агинский дацан «Дэчен Лхундублинг».    

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 1765 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2020 Агинская правда. Design created by ATHEMES