Главная » 2016 » Май » 30 » Памяти Сагаан hахалта-ламы
15:18
Памяти Сагаан hахалта-ламы

23 мая 2016 года в местности Уронай Могойтуйского района, на месте захоронения известного во второй половине двадцатого века во многих районах этнической Бурятии Еши габжа-ламы, больше знакомого людям старшего поколения под именем Сагаан hахалта-ламы, состоялся Согшод-хурал.

 

Как и в 2012 году, молебен провели ламы Агинского дацана под руководством Ехэ  гэсхы Чингис-ламы, ректора Агинской Буддийской академии. На молебен собралось достаточно много народа из окрестных сел, Уроная, Могойтуя, Агинского, помнящего добрые деяния ламы, жившего в Могойтуе и помогавшего всем, кто нуждался в его помощи. 


Имя Еши габжа-ламы тесно связано со священным Алханаем. В селе Алханай Дульдургинского района до недавних пор жил Гомбо Аюшиев, и как он мне рассказывал в конце девяностых годов, еще в те советские времена, когда религия была под негласным запретом, он вместе с другими верующими под руководством Еши габжа-ламы принимал участие в возрождении в сегодняшнем виде ступы-субаргана у Yудэн сумэ – Храма ворот.

Начиная с послереволюционных лет и вплоть до шестидесятых годов, ступа, появившаяся на Алханае еще в XIX веке, во времена Нам-нанай-ламы, была в запустении. И вот практикующий жоодшо Еши габжа-лама, собрав верующих, в начале семидесятых годов организовал работу по восстановлению субаргана.  Естественно, все работы проводились в полной тайне (такие были это времена - в нашей стране строился коммунизм).  

В местности, недалеко от села Уронай, где 23 мая прошел Согшод хурал, стоит такая же ступа, такой же формы, возведенная чуть ранее. Еши габжа – лама, собрав группу верующих, на свои средства воздвиг эту ступу в память о своем отце, Бодойн Буда. Жительница села Ага-Хангил Сэсэгма Цыбенова, побывавшая в тот день на молебне, рассказала мне о том времени, когда появилась эта ступа. Оказывается, ступа тогда была возведена на земле ага-хангильского сельского совета, и власти района, прознав, что построено какое-то религиозное сооружение, вызвали на ковер тогдашнего председателя сельского совета Цыденжаба Санжиева и велели положить на стол партбилет за то, что допустил такое.

 Еши габжа-лама, услышав про это, явился в райком партии и заявил, что о строительстве ступы Цыденжаб Санжиев ничего не знал, тут нет его вины. Лама сообщил, что готов понести наказание, ему, пережившему репрессии тридцатых годов, знавшему, что такое одиночная камера, ничего не страшно. Вот такие были времена, когда за веру можно было пострадать.  


Еши габжа-лама прожил у своих родственников до глубокой старости, к нему приезжали со всех отдаленных уголков этнической Бурятии, и никому не отказывал в помощи. Люди рассказывают, что в те времена, когда легковых машин-то было немного, к его дому на улице Журавлева, что в северной части Могойтуя, подъезжали черные, белые «Волги», на которых тогда разъезжали начальники, всем была нужна его помощь, и он никому не отказывал. Еще старые люди вспоминают, что лама не любил алкоголь, пьяных, и когда к нему приезжали больные, страждущие и привозили для молебна водку, он ее немедленно выбрасывал.

Многие ступы-субарганы, стоящие сегодня во многих селах округа, были возведены по его инициативе, и люди помнят до сих пор его дела. Умер Еши габжа-лама в столетнем возрасте в конце семидесятых годов.    

 

 Базаржаб РИНЧИНОВ, 

фото автора.

cсылка на видео в https: //www.youtube.com/watch?v=eMMVcPK7sI0​

Прикрепления: Картинка 1
Категория: Это интересно | Просмотров: 1980 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES