Главная » 2021 » Ноябрь » 20 » Баатр Лиджи-Горяев: «Благодарю агинскую землю за теплый прием...»

Баатр Лиджи-Горяев: «Благодарю агинскую землю за теплый прием...»

20.11.2021 в 09:54 просмотров: 1418 комментариев: 0

Сегодня в «Гостиной «АП» - руководитель оркестра бурятских народных инструментов театра «Амар сайн», дирижер Баатр Лиджи-Горяев (на снимке).

 

- Как Вы оказались у нас, в агинских степях?
- В июне этого года меня пригласила директор театра Оюна Дарижапова на юбилей «Амар Сайн» в качестве гостя. Спустя время, мне предложили постоянную работу - возглавить оркестр театра. Видимо, понравился. Я и согласился. Работаю уже с начала сентября. Проехались по округу, во многом природа схожа с моей Калмыкией - степи и даже дюны, холмы, которые в Калмыкии называют хамуры. У вас слово хамар – нос.
- Почему согласились? Ведь Вы были главным дирижером Национального оркестра Калмыкии.
- Больше предложений не поступало (смеется). Новый опыт, в первую очередь. Я чувствовал, что «уперся в потолок» на родине. У меня много планов тут – хочется творить и творить. И, конечно же, финансовая сторона. Мне здесь предложили зарплату больше, чем в Калмыкии. Если быть честным, уровень заработной платы здесь на порядок выше. В Калмыкии труд музыкантов ценится гораздо скромнее. Заслуженный артист получает 25 тысяч рублей, и это потолок. Дирижер калмыцкого оркестра получает 30 тысяч. Мне предоставили жилье, полный простор для творчества. И в плане методической литературы – у вас очень много учебников, пособий и партитур для ваших национальных инструментов. В Калмыкии репертуарная проблема большая,  я делал обработки для своего оркестра сам. А здесь в этом плане легко и удобно. А вообще, я считаю себя легким на подъем человеком, про себя подумал: «Баатр, раз тебе предложили – значит, ты еще востребован. Вернуться всегда успеешь!». Когда поступило предложение, отказываться было неправильно.
И перспективы, и наследие у оркестра огромные. Мне приятно, что было оказано такое доверие, и я впитываю местный музыкальный материал, как губка. Постараюсь сделать все, чтобы сберечь то, что было накоплено до меня, и дальше развивать, строить что-то новое. Буду делать это достаточно смело и уверенно идти вперед.
- Какие планы у оркестра?
- У меня в планах - сделать совместные проекты вместе с калмыцким оркестром, возможно, даже в апреле съездить в Калмыкию вместе с агинскими артистами. Недавно сделали проект «Чарующие звуки музыки» и концерт с Намгар Лхасарановой. Сейчас все артисты театра задействованы в спектакле «Талын наадан».
Ближайшие планы у нас - это сольный концерт Оюны Дарижаповой, также создать новую оркестровую программу. В репертуаре будут бурятские, монгольские и калмыцкие композиции.
- Расскажите, тяжело ли Вам понимать бурятскую речь, есть ли трудности перевода? Есть ли отличия в менталитете?
– Наши языки родственные, я понимаю большинство слов на бурятском. Про различия в менталитете – у вас более спокойный народ, степенный, обстоятельный. Калмыки более темпераментные, шустрые, что ли. А так у калмыков много общего с бурятами - и традиции, и культура. Все-таки раньше жили одним великим государством. Все близко и понятно в вашем народе – лица, генотип. Иногда идешь и видишь знакомые черты в людях, как будто из моих краев. Мне было гораздо некомфортно в Москве, чем тут в Аге. Я рад, что работаю тут - это большой опыт для меня. В планах - поработать не меньше трех лет.
- Каков уровень местных музыкантов?
- Уровень музыкантов в Агинском - надо работать и работать. У меня цель - «вымуштровать» музыкантов, проблема, конечно же, в кадрах. 11 человек, которые сейчас работают, для полноценного оркестра, конечно же, недостаточно. Мне бы еще трех-четырех человек. Не хватает эбэрбуриста, чанзистов, на их хуур нужен человек, еще я бы взял в оркестр бас-гитариста, ударника. Вместе со мной в оркестре театра начали работать новые музыканты. И это радует.
У нас целевая аудитория - люди старшего поколения, а мы ее хотим расширить и выйти на молодежь, создавая контент для социальных сетей и загружая музыку на современные площадки типа Spotify и Apple Music. А это возможно, если мы будем идти в ногу со временем – исполняя современные композиции на народных инструментах, например.
- Расскажите о себе.
- Я родом из небольшого поселка Улан-Хол Калмыкии, закончил там музыкальную школу, потом поступил в музыкальное училище в Элисте, после окончания поступил к Астраханскую консерваторию. После получения диплома вернулся в Калмыкию и начал работать в национальном оркестре республики, одновременно организовал свой ансамбль «Йорял». В течение 20 лет руководил «Йорялом». С 2005 года работал главным дирижером национального оркестра Калмыкии.
- Как пришли в мир музыки?
- Самое большое влияние на мой творческий путь оказал родной дядя. Когда я окончил музыкальную школу, по его настоянию я пошел в музучилище, потом в консерваторию. Мой дядя мне сказал: «Не поступишь в консерваторию, приедешь ко мне в район, будешь в клубе работать, получать 200 рублей и ходить в белой рубашке, а все твои одноклассники будут работать руками и под машинами лазить» (улыбается).
Моя семья осталась в Элисте. Жена - тоже музыкант, окончила Казанскую консерваторию, артист оркестра, играет на иочине. У нас трое детей. Дочь учится в МГУ на втором курсе на журналиста, сыновья учатся во втором и восьмом классах. Благодарю всех жителей агинской земли за теплый прием. Приняли меня как родного.

Алина ЧАГДУРОВА.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES