Главная » 2020 » Июль » 18 » Баир Дугаржапов: «Мы должны вернуться к своим истокам»

Баир Дугаржапов: «Мы должны вернуться к своим истокам»

18.07.2020 в 09:53 просмотров: 841 комментариев: 0 Культура

В пятницу, 17 июля, этнографы России отметили свой профессиональный праздник. Люди этой специальности работают в научных институтах, музеях, издательствах, историко-исследовательских учреждениях, умело сочетая теорию с практикой. Немало их и среди журналистов. Этнографы изучают документальные и иные источники, участвуют в экспедициях по предполагаемым местам проживания этноса, осматривают и наблюдают уклад местных жителей. Все это дает возможность изнутри познать культуру, быт, нравы и традиции различных этносов, изучить межэтнические отношения. Сегодняшним героем рубрики «Гостиная АП» стал научный сотрудник Агинского музея им.Г.Цыбикова Б.Д. Дугаржапов (на снимке), который поделился в интервью своими мыслями о буддизме, взглядами на жизнь современного общества и о своей работе. 

 Баир Дабаевич, как давно Вы работаете в музее? 
- После долгих скитаний в поисках «радиотэвэшных» материалов по весям нашего округа в качестве журналиста, я пришел в музейную деятельность в 2007 году. Работу в средствах массовой информации я начал корреспондентом Агинского радио, затем перешел в телевидение, а после писал материалы на бурятском и русском языках на редакции газеты «Толон». В газете я учился бурятскому литературному языку у Батора Бадмаевича Шагдарова, которому до сих пор благодарен. На телевидении мне довелось работать с Батожаргалом Абидуевичем Гармажаповым, который позже был назначен директором Агинского краеведческого музея. По старой дружбе он позвал меня к себе на работу в музей, и я также благодарен ему за то, что у меня столь интересная работа. 
- Как этнографа, что Вас больше всего привлекает в работе?
- Когда Вы говорите в мой адрес «этнограф», меня это немного смущает. Я никогда не считал себя им, просто сильно увлекался историей родного края, религией своих предков. Музей - это место, где хранятся предметы давно ушедших людей. Работа специфичная, изучая разные предметы, можно наткнуться на интересные факты. Этим она мне и нравится. Работники музея обязаны проводить исследования, работать с фондами, чем мы и занимаемся. 
Сейчас мы завершаем научное описание предметов музейного фонда, всего их примерно 12-13 тысяч. Ведется работа по включению предметов фондов Агинского национального музея в государственный каталог музейных предметов. Больше всего меня привлекает буддизм. Из буддийских текстов я почерпнул для себя много знаний и хочу выразить слова благодарности Цыбендоржи Ламажапову, который дал мне первые уроки буддизма с вертикальной письменностью. Шэрээтэ Агинского дацана Бадма ламхэ дал посвящение быть мне настоящим буддистом. Вот люди, которые оказали на мою судьбу ключевые влияния.
- Вы говорите, что, работая в музее, можно наткнуться на интересные факты. Приведите пример. 
- Работая в музее, я узнал, что вырос в доме, некогда принадлежавшем богачу Агинской степи Сандан-нойону. После раскулачивания его дом разобрали, перевезли в Судунтуй и из его бревен построили дом, в котором я жил. Это удивительный и совершенно неожиданный факт. 
- Что есть уникального и ценного в фондах музея?
- Ценного много. Например, деревянная статуэтка бурятского героя Бабжи Барас-батора имеет свою уникальную историю. Или старинный бронзовый котел. Меня больше привлекают рукописи священных текстов, буддийская атрибутика. Последние 20-30 лет мы в России наблюдаем то перестройки, то реформы, модернизации, а в буддизме такого нет. Основы учения, атрибуты, ритуалы те же, что и десятки тысяч лет назад. Буддизм для меня – наука о сознании, мысли. 
- Баир Дабаевич, наш разговор как-то незаметно переходит к теме буддизма...
- Вы правильно заметили. Эта сфера действительно занимает огромное место в моей жизни. Даже обзорные экскурсии, проводимые мной в музее, превращаются в беседы из области буддизма. Та же юрта кочевника, традиционная одежда – все связано с ним.
- Каким образом, разъясните.
- Прежде всего, это другое понимание мира. Все предметы имеют тайный смысл. Допустим, юрта – это пирамида. По традиционной бурятской одежде сразу был понятен социальный статус человека, особенно женщины. Замужняя женщина с фонарями в предплечье и в фуфайке считалась уже неприкосновенной личностью, которых нельзя было даже касаться. Об этом сказано в текстах ламы XIX века Лубсан-Доржи Данжинова, например. Считаю, что в жизни наших предков буддизм играл главенствующую роль. Во второй половине XIX века в наших краях двери не имели замков, не было алкоголиков, воров. Конечно, были болезни, высокая смертность, тяжелая жизнь, но именно при такой жизни люди накапливали гораздо больше положительных кармических заслуг, нежели сегодня. Ведь все доставалось своим трудом, было больше заботы о людях, воспитание было другим и вырастали прекрасные работящие люди с правильными взглядами на жизнь. Я в этом уверен. Мы должны повернуться к своим истокам. 
- Как это должно произойти, по-вашему?
- В воспитании нужно больше опираться на вековые учения буддизма. В частности, соблюдать закон о десяти негативных и десяти позитивных деяниях. Прежде всего, сами родители должны вникать в суть Учения и обязаны давать детям правильные знания. Изучение некоторых норм буддизма ведется в школах, но это школа, а воспитание дети должны получать дома. Когда из-за плохой отметки в дневнике родитель приходит в школу и конфликтует с учителем, это позорное явление сегодняшнего дня. Или, когда учитель начинает делить школьников на имущих и неимущих. Так не должно быть. Это показатель низкой духовности общества. Я считаю, что именно древние тексты содержат массу рекомендаций по правильному развитию духовно-нравственных качеств личности. Мы с Цыбендоржи Ламажаповым первыми стали говорить с экранов телевизоров и страниц газеты «Толон» о буддизме и его учении. Я помню, как председатель Агинского ТВ и радиовещания З.Х.Намдаков показывал мне письма от слушателей радио, которые писали, что в день, когда шла наша передача о буддизме, они наскоро выпускали своих коров и всей семьей слушали эфир. Я буквально спорил и требовал, чтобы передачи шли в определенный день и в одно и то же время для удобства слушателей. Так и случилось тогда. 
- Вы ведь занимаетесь ви-
деосъемками?
- Этот опыт пришел после работы на телевидении. Я по нраву вольнодумец, а на ТВ нужно было вписываться в рамки тематической сетки вещания, и я тогда мечтал иметь свою видеокамеру и готовить видеопродукцию. С годами я добился желаемого. И вот «на вольных хлебах», помимо основной работы, мне удается снимать, монтировать и выпускать видеоролики, которые находят применение и в музейной работе. Раньше я «прожигал» и оформлял видеодиски, а сегодня мы имеем интернет с его неограниченными возможностями, и многие мои работы есть на моем канале в «YouTube». Фильмы сняты по заказу Агинского дацана, агинских школ, колледжей, других организаций, национального парка «Алханай», театра «Амар сайн». В последние годы в рамках фестиваля «Алтаргана» мной сняты фильмы о бурятских фермерах в номинации «Нангин бууса». Много видеофильмов о родной Аге. И на темы буддизма есть фильмы. Также занимаюсь оцифровкой кинопленок, фотонегативов. Все это для меня представляет интерес. В работе я руководствуюсь знаниями и принципами, которые дает буддизм. Я считаю себя счастливым человеком, поскольку я нашел ответы на два главных вопроса, которые мучают людей столетиями: «В каком мире я живу?» и «Кто я в этом мире?». На подобные вопросы не нашли ответа известные люди: писатели, поэты. Помните, поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», или же Шукшин в одном из своих рассказов задает тот же вопрос, но ответов они так и не нашли. А я нашел. 
- Спасибо за беседу.

Елена АБИДУЕВА.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES