Главная » 2016 » Сентябрь » 20 » Через Икатский хребет или О том, как баргузинские буряты перебрались на юго-восток

Через Икатский хребет или О том, как баргузинские буряты перебрались на юго-восток

20.09.2016 в 23:14 просмотров: 620 комментариев: 0 Власть и общество

В начале третьей четверти XIX века около 400 семей укочевали из Баргузинской долины на юго-восток, через Еравну – в Агу и Монголию.  Их предводителем был Суваан Хамнаев – из рода тайшей  Баргузинской степной думы.  Число покинувших родину составило примерно треть всего населения долины.  Часть их после долгих скитаний обосновалась в Тунгокоченском районе Забайкальского края.  
В 1960 году тунгокоченские баргузинцы, по приглашению председателя колхоза в селе Хара-Шибирь Могойтуйского района Бальжинимы Мажиева, переехали в Агинский округ.  Они внесли большой вклад  в развитие знаменитого колхоза  имени Кирова в селе Хара-Шибирь, стали ведущими специалистами во всех отраслях народного хозяйства, передовиками сельскохозяйственного производства.


Что побудило наших предков оставить насиженный, обжитой край, богатый целебными источниками, с разнообразным животным миром и удивительно красивой природой? В то время между братьями Сувааном и Сахаром Хамнаевыми возникли какие-то недоразумения, в которые, волей-неволей  было вовлечено все баргузинское население, в дальнейшем разделившееся на два лагеря.
После этого Суваан уехал в южные края. Около 1875 года часть населения под предводительством Суваана Хамнаева - 341 семья - покинула долину Баргузина. Баргузинцы, которые следовали с ним или за ним, по пути рассеялись на большой территории. Об этом рассказала мне по телефону уроженка Дырена, ветеран педагогического труда Ж.Б. Дандарова-Мунгунова. Больше у нее нет другой информации о Суваане. Об этом же поведала 90-летняя Бубэй (Вера) Очировна Рыксылова, 1925 года рождения, из Хара-Шибири. Оказывается, ее предки – гаргинцы. Наверняка были уроженцы и из Дырена. Баргузинцы, поселяясь на новых территориях, сохраняли географические названия прежних мест обитания. Они давали местностям названия, напоминавшие о родине. Например, «Бархан уула», «Баян гол». Есть в Тунгокоченском районе Забайкальского края названия поселений и урочищ Дырена: «Кучегер», «Бугшар», «Умыкей» и другие. Заслуживает внимания рассказ бабушки о том, что Соодой-лама был с ними и потом, очевидно, вернулся обратно в Баргузинскую долину. Баргузинские буряты были недовольны раздором среди братьев тайши Хамная Цанкирова, так как с ним в неизвестный путь направилась часть их родственников. Но везде борьба за власть сеет раздоры между близкими, родными. 
По словам Цырен-Доржи Донирова, бывшего жителя села Усть-Зазы Еравнинского района, его предки также являлись участниками того далекого события. Придерживаясь реки Гарги, левого притока реки Баргузин, кочевье перевалило Икатский хребет, спустилось по ту сторону водораздела.
Те тропы, по которым шло кочевье, большей частью вьючно или на волокушах (hогногой), были хорошо известны не одному поколению баргузинских бурят, потому что по ним гоняли скот для продажи на золотые прииски Баунта, Муи, ведь поблизости не было рынков сбыта. Следуя далее по этим тропам, шли через тайгу, горы, горные реки, обходя скалы-россыпи (адха-шулуун), испытывая трудности, везли детей и немощных стариков, свой нехитрый скарб. Посуда большей частью была деревянной - hуулга, турхэ, тэбхэр, hэрбээ, тэбшэ, матаар, шанага, тальхи, хэдэргэ, чаши чугунные 5,7,9 тамгата, то есть с номерами. Медные котлы, чайники считались ценными вещами. Некоторые везли сорго-жалабша для перегонки молочной водки-архи, божницы-гунгарба и прочую утварь. Таким образом вышли на Витим (Витим-мурэн гаталаад), и в местности Усть-Заза осталась некоторая часть кочующих. В советские времена здесь был колхоз, впоследствии соединившийся с «Исингинским» совхозом Еравнинского района.
Как рассказывает ветеран труда Цыдып Бадмаев, сувановцы ушли по дороге, проложенной  баргузинским золотодобытчиком А.Х.Новомейским до Баунта и Еравны. Им пришлось расширить эту историческую дорогу, так как нужно было пройти волокушам - примитивным бесколесным повозкам, состоящим из  двух жердей, передние концы которых привязываются к лошади, быку 
или собаке, а задние волочатся по земле. Таким образом баргузинцы построили эту дорогу до Читы. Она пригодилась впоследствии, - так, в советское время баргузинские колхозники перегоняли скот сдавать в Читу. 
«После баргузинских купцов-евреев Новомейских дальнейшую дорогу до Баунта и Телембы Еравнинского района расширили для прохода волокуши, укочевавшие в Агу сторонники Суваана Хамнаева», - пишет Даши Аюшиев. - «На волокушах везли престарелых, детей и домашний скарб. Он нанял для рубки просеки для волокуш двадцать крепкого сложения парней Баргузинской долины. Среди них оказался мой дед  Дашиев Аюша. Рубя просеку, они наравне со снегопадом успели добраться до села Телемба. Таким образом, Суваан Хамнаев является основным строителем дороги в сторону Читы. По этой дороге уходили баргузинцы на тыловые работы, хувараки - в монастыри Монголии и Тибета, торговцы везли товары. 
В советское время сдавали скот в счет плана в Читинский мясокомбинат, после нагула на пастбищах Баунта. Дорога «Курумкан – Телемба» очень большую роль сыграла в жизнедеятельности хозяйств Баргузинской долины» (Даши Аюшиев. Наш отчий край – Баргузинская долина. – «Огни Курумкана», 2013 г., № 41, 18 октября). 
Путь был тяжел. Дороги - непроходимые. Люди не выдерживали. Некоторые семьи оставались в Мухоршибири, Еравне, Чите, Аге, Монголии… Остальные до Шэнэхэна, Китая, говорят, дошли. Путь был мучительный, изнуряющий, многие жаловались, что не могут идти дальше.
В Тунгокоченский район Забайкалья со второй половины XIX века начали проникать и буряты. Баргузинские буряты селились по реке Джилинде (правый приток Витима). К XX веке буряты расселились более или менее компактными группами в южной и северной частях Тунгокоченского района нынешнего Забайкальского края: в поселках Ульдурга (Бугшар) и Юмурчен, где местные эвенки называли их баргузинами (См.: Поворознюк О.А. Забайкальские эвенки: социально-экономические и культурные трансформации в XX-XXI веках. М.: ИЭА РАН, 2011. – С. 30).
В 1956 году в село Хара-Шибирь Могойтуйского района прибыли на поселение 80 семей калмыков, депортированных ранее в Красноярский край. В конце 1959 года, после восстановления Калмыцкой автономии, калмыки возвратились к себе на родину. Отъезд калмыков вызвал недостаток рабочих рук и мог сказаться на  темпах развития хозяйства. 
И тогда Б.М.Мажиев, председатель колхоза имени Кирова, Герой Социалистического Труда, отправился в маленькое бурятское село Ульдурга Тунгокоченского района, затерявшееся на севере Забайкалья. Благодаря характеру и таланту убеждения  хара-шибирского председателя, 70 семей переехали в 1960 году в Могойтуйский район и остались здесь навсегда. В документах это отразилось как слияние двух колхозов: имени Кирова Могойтуйского района и колхоза «Красная звезда» Тунгокоченского района. В тот год построили сто домов. 
Новую улицу назвали Ульдургинская, но народ чаще называет Баргузинской (а сегодня она названа в честь ученого Регби Пубаева, тоже баргузинца), так как переселившиеся таежники некогда были выходцами из Баргузинского района Бурятии. Огромную лепту в развитие села и колхоза внесли так называемые «баргузинские» буряты: заслуженный агроном РСФСР Б.Б.Мунсулов, орденоносец Б.Н.Рабжаев, многие годы работавший председателем сельского совета, главный бухгалтер колхоза В.С.Сультимов, животновод Гарма Шойжинимаев, земледельцы В.Н.Шугаев, И.Трифонов, Ж. Дашицыренов, Б.Очиров, Г.В.Сультимов, доярки Д.Шандибаева, сестры Р. и Ц.Ринчиновы, учителя С.Р.Рыксылова, Г.Б.Мунсулова, медработники Л.Г.Мунсулова, С.Р.Очирова и др. (См.: Хара-Шибирь – территория дружбы / Администрация Агинского Бурятского округа. Официальный сайт).
Старожилы-баргузинцы Хара-Шибири не утеряли свой баргузинский диалект. Раз в два года баргузинцы совершают молебен на исторической родине в селе Ульдурга.  При этом они не забывают и свою древнюю родину - Баргузинскую долину, которую называют Эхэ Баргужан. 
В заключение хотим сообщить, что пишется отдельная книга и снимается документальное кино о «баргузинах» (тунгокоченцах-харашибирцах). Но для реализации наших задумок нам нужны информанты, готовые помочь нам собрать материалы о родном крае и своих земляках. Поэтому просим принять активное участие в составлении и выполнении этих проектов.


 Наши контакты: 
тел.: 8-924-777-08-82, эл. адрес: nyutagkhelen@mail.ru.

 Ц.Чойропов, 
доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РБ.
(При написании статьи использованы материалы из обстоятельной работы Цырен-Доржо Санжимитапова «Номады из Баргузинской долины» // Журнал «Байкал», 2009, №3).

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 MEGANEWS. Design created by ATHEMES