Главная » 2019 » Март » 5 » Есть уголь – будет тепло

Есть уголь – будет тепло

05.03.2019 в 09:04 просмотров: 1004 комментариев: 0 Экономика

В отопительный сезон от обеспеченности углем теплостанции зависит устойчивое функционирование и жизнедеятельность социальной сферы, экономики, частного жилого сектора, отапливающегося твердым топливом. В Агинском округе действуют 114 котельных разной мощности, объединенных в 21 теплоснабжающую организацию. За сезон используется более 90 тысяч тонн угля, закупленного на разных угольных разрезах – от Харанорского до Тигнинского.

По договору, в основной массе, закупленный уголь поступает в грузовых вагонах РЖД в п.Могойтуй, на базу МУП «Агауглесбыт», основанного в 2002 году, единственного предприятия в округе, имеющего лицензии на прием и отгрузку угля потребителям – теплоснабжающим организациям, работающим в трех наших районах. Еще в период автономии здесь была модернизирована прирельсовая база, закуплена техника, создана бытовая и техническая инфраструктура.
Большую организационную работу по сохранению и развитию предприятия провела администрация Могойтуйского района в лице главы района Б.Ц.Нимбуева, его заместителя Б.Д.Намжилова при изменении статуса «Агауглесбыта» из краевого в районное.
Сейчас, главным образом, услугами «Агауглесбыта» пользуются тепловики Агинского и Могойтуйского районов, ГО «Поселок Агинское», ГП «Могойтуй», ГП «Новоорловск», п.Орловский. Дульдуржане – «Универсал плюс» и «Саханай», кроме Зуткулея, вывозят уголь из Маккавеево или Харанора и других мест автомашинами. Площадка «Ага-углесбыта» расположена на юго-восточной окраине п.Могойтуй.
С директором муниципального унитарного предприятия Б.Б.Бадараевым (на снимке) мы встретились на базе «Агауглесбыта». Он возглавляет предприятие с апреля 2016 года. На территорию один за одним заезжали КамАЗы, «Хово», «Шанси», между ними, наполняя кузова, юрко бегал полуторакубовый погрузчик. 
- Мы осуществляем приемку и разгрузку вагонов с углем, поступающим ресурсоснабжающим организациям, обеспечиваем его сохранность и отгрузку, - рассказывает Баир Бальчиндоржиевич. – По договорам компания работает с потребителями Агинского района – ИП «Нимаев», «Исток», «Шанс», «Луч», «ЗабТЭК» п.Новоорловск, Могойтуйского района – ООО «ТЭС», обслуживающего котельные Ага-Хангила, Цаган-Челутая, «Тепломакс» - Догой, Цаган-Оль, Усть-Нарин, ООО «Одон» - Ушарбай, Зугалай, Могойтуйские теплосети, ООО «Тэмп», ООО «Теп-
ловик» и «Теплосервис» - ГО «Поселок Агинское», вывозят уголь предприятия ЖКХ – СП «Кусоча», «Хила» и т.д. Закупают уголь хозяева домовладений, частного сектора, малого бизнеса.
- Наша деятельность имеет сезонный характер – с середины сентября по май месяц, - продолжает Б.Б.Бадараев, знающий непонаслышке весь цикл оборота угля от производителей до потребителей, он более 15 лет возглавлял отраслевой комитет по промышленности и ЖКХ в администрации Агинского района. – Вагоны к нам могут пос-
тупить в любое время суток, уголь доставляется из Уртуя, Харанорского, Тигнинского разрезов, бывает Татауровский уголь (Голубичный). Топливо принимается по накладным, адресно, согласно графикам. Но разрезы, железная дорога, дирекция грузоперевозок являются монополистами, и заказчики, не имеющие в достатке бюджетные средства на предоплату, зачастую закупают уголь внепланово. Случается такое, что в пик холодов, особенно перед Новым годом, на базу «Агауглесбыта» поступает до 20-25 вагонов в сутки, утром – десять, столько же вечером, в ночное время. 
А разгрузка угля – это тяжелый ручной труд, особенно, если он замерзший из-за высокой влажности. Весь уголь взвешивается через 60-тонные весы, но, тем не менее, некоторые 70-тонные грузовые платформы поступают с недовесом. Одна из причин недостачи угля – банальное воровство в пути, это настоящий бич для хозрасчетного предприятия. Составляются акты недостачи, доходит до судебных разбирательств. Ритмичной работе предприятия мешают несвоевременные расчеты за услуги со стороны отдельных теплоснабжающих организаций.
Нельзя допускать простоев - нарвешься на штрафы владельцев подвижного состава, норма или время разгрузки одного вагона с углем составляет 23 минуты и не имеет значения какого он состояния. Десять вагонов должны быть разгружены максимум за три часа. Ресурсоснабжающие предприятия, в зависимости от котлов, стараются закупить более калорийный уголь из Уртуя, Тигнинского разреза, Татауровский. Харанорский, более дешевый, приобретает ЗабТЭК п.Новоорловск, где на теплостанции смонтированы универсальные, более мощные котлоагрегаты. В долг угля никто не дает, требуется предоплата как перевозчикам, так и угледобытчикам. За сезон принимается порядка 60 тысяч тонн угля. В целях предотвращения краж по периметру базы установлены видеокамеры с накопителями информации.
Отдельной темой является обеспечение рынка услуг по предоставлению качественного твердого топлива населению, объемы которого ежегодно растут. – Продажа населению качественного, высококалорийного угля всегда в поле зрения и остается важной социальной задачей, - считает руководитель «Агауглесбыта». – Ограничений в приобретении угля нет, можно доставить топливо на дом, закупки идут через онлайн кассу. Отпускная стоимость топлива напрямую зависит от прайс-предложений угольных разрезов, тарифов на транспортировку, цены на ГСМ, электроэнергию, затрат на содержание персонала. Для выполнения своих полномочий и обслуживания клиентов отремонтированы и работают два 12-летних погрузчика китайского и белорусского производств, челябинский бульдозер Б-10, для перевозки есть КамАЗ-сельхозник, водовоз для бытовых нужд.
В коллективе «Агауглесбыта» трудятся 24 человека, в пик нагрузок по договору дополнительно нанимаются грузчики. За вредную работу при разгрузке угля выдается молоко, организован обед за счет предприятия, выдается зимняя спецодежда – куртки, верхонки, защитные очки, респираторы. Выполнены майские указы Президента РФ, аванс, зарплата выдаются без задержек, работа в выходные дни оплачивается в двойном размере, согласно коллективному договору. Б.Б.Бадараев отмечает компетентность, профессионализм главного бухгалтера Нины Яковлевны Болдыревой, имеющей большой опыт работы по специальности, в том числе, в дорожных организациях ФГУП «Забайкальск – автодор», ответственность диспетчера-кассира Лыгжимы Балдоржиевой, заведующей угольным складом Долгоржаб Паршиновой, мастерство машинистов-погрузчиков Виктора Васина, Юрия Цыгоняева, бульдозериста Владимира Милютина, за счет умения и стараний которых техника не простаивает, несмотря на большой износ. Самой главной и незаменимой «ударной» силой считаются грузчики Александр Плетников, Александр Сухих, Петр Сокольников, грузчики-сторожа Евгений Олейников, Федус Акрамов, на чьи плечи возложены обязанности по разгрузке вагонов. Если кто не знает – это энергозатратный ручной труд по выдалбливанию угля через люки вагонов, особенно, если он превращается в единый монолитный замерзший блок. Стараниями и действиями руководителя предприятия техника выведена из-под ареста, наложенного судебными приставами в предыдущие годы, на что были затрачены солидные деньги.
В планах «Агауглесбыта» - приобретение через лизинговую компанию нового трехкубового погрузчика, капремонт имеющейся техники, ведется мониторинг предложений поставщиков на уголь для реализации топлива населению. Требуют реконструкции рельсовые пути, места выгрузки. Самое главное – сохранить и развивать предприятие.

Арсалан ДОБЧИНОВ.
Фото Саяна ДАШИЕВА.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES