Главная » 2023 » Сентябрь » 28 » История коневодства Аги

История коневодства Аги

28.09.2023 в 09:49 просмотров: 278 комментариев: 0 Сельское хозяйство

В Агинском Бурятском округе разведение лошадей, конный спорт в почете и успешно развиваются, проводятся различные соревнования. 30 сентября на окружном ипподроме в селеАмитхаша состоятся конно-спортивные соревнования «Закрытие сезона-2023».

Конные скачки пройдут по 17 дистанциям, в том числе, будут разыграны именные призы «Шаргал», «Полета», «Хуандай Соохор», «Шара Луу», «Кубок г.Чита», «Кубок Аги», «Кубок губернатора» и «Большой приз Администрации Агинского Бурятского округа». В рамках соревнований состоятся ярмарки вакансий Центра занятости, пункта приема на военную службу и сельхозпродукции, работа пунктов общественного питания, розничной торговли. 
В нашей статье мы расскажем об истории коневодства в округе, знаменитых скакунах, людях, влюбленных в коней. Народы, населявшие территорию Забайкалья с древних времен, широко использовали лошадь для верховой езды. Из исторических хроник известно, что еще две тысячи лет назад воинственные гунны забавлялись конными скачками и бегом верблюдов. Конные бега были любимым занятием аборигенного бурятского населения Забайкалья, скачки, наравне со стрельбой из лука и борьбой, были непременным элементом различных празднеств. Очень популярными являлись соревнования на верховых лошадях и среди расселившегося в Забайкалье с середины XVII века русского населения. Проводились конные бега в любое время года, но особенно массовый характер они носили в дни Масленицы. На «бегунцов» делались большие ставки, особенно удачливые из них возились на «гастроли» за сотни верст в далекие поселки и станицы, о них складывались легенды. Насущная потребность в улучшении рабочих качеств забайкальских лошадей привела к созданию в 1894 году в составе забайкальского отделения Императорского общества размножения охотничьих, промысловых животных и правильной охоты бюро конного спорта. С 1896 года испытания верховых и рысистых лошадей стали проводиться на ипподроме, устроенном на северо-западной окраине Читы, где он функционировал с перерывами до 1930 года. (В настоящее время на этом месте находится Малая железная дорога и парк Победы). О том, что здесь когда-то был ипподром, напоминают названия улиц: 1-я, 2-я, 3-я Ипподромная. С 1968 года стали проводиться зональные соревнования по конному спорту различных территориальных зон РСФСР. В зону Восточной Сибири и Дальнего Востока вошли команды Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Читинской и Иркутской областей, Бурятии. До создания ипподрома областные конно-спортивные соревнования проводились в Карымском, Нерчинском, Агинском, Могойтуйском, Борзинском, Читинском районах. В 1982 году они впервые состоялись в Чите на приспособленном ипподроме в районе п.Заречный (совхоз «Маяк»). В 1987 году была создана Федерация конного спорта Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Через год были учреждены соревнования «Цаган-Челутай», которые официально были признаны как закрывающие сезон скачек. Они проводились до 2000 года, до начала функционирования Агинского ипподрома, на который и переместились все главные скачки Агинского Бурятского округа.

В статье журналиста Б.Нестеренко в «Агинской правде» от 26 февраля 2014 года пишется, что по данным правительственной комиссии по изучению поземельного устройства населения Забайкальской области А.Н.Куломзина, в Аге в 1908 году насчитывалось 86579 лошадей. В 1922 году в Агинском аймаке имелось 41959, в 1924 году - 30314 голов. Несмотря на трудное положение, трудящиеся аймака поддерживали шефские связи с первой революционной армией ДВР. Например, жители Цугольского хошуна в период Гражданской войны передали 27-му кавалерийскому полку им.Бурмонголуправления (Бурят-Монгольское автономное управление Дальневосточной Республики) безвозмездно передали 14 лошадей, 42 овцы и 11 рублей деньгами. 23 февраля 1922 года Агинский съезд уполномоченных постановил начать сбор по Агинскому аймаку пожертвований в помощь ДВР в сумме 6000 рублей серебром. В 1930-е годы прошлого столетия в Аге конское поголовье составляло 38,6 тыс.голов. В коллективных хозяйствах (колхозах) автомобилей почти не было, но зато широко использовался гужевой транспорт, особенно при проведении сельскохозяйственных работ. Например, на пахоте и севе, заготовке кормов, уборке урожая. Лошади, рабочие и верховые, были во многих организациях и предприятиях. Конюшни имели милиция, военкомат. 
Большие льготы были предоставлены колхозникам. Им по постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 15 февраля 1934 года «О льготах для населения Восточно-Сибирского края» разрешалось в индивидуальном хозяйстве иметь от трех до пяти лошадей. В этот период у колхозников, рабочих и служащих Агинского аймака Бурят-Монгольской АССР в личном пользовании насчитывалось около 9000 верхового, упряжно-рабочего поголовья. 
В 1932 году был создан военно-ремонтный конный завод №128 им.С.М.Буденного. В местности Боржигантай были построены конюшни из саманных кирпичей-блоков (материал солома и глина), жилые деревянные дома. Недалеко от конезавода вырос военный городок Бурятского кавалерийского дивизиона. Для этой части и выращивали, и обучали ходить под седлом коней буденновской породы. Именно животные этой породы были наиболее приспособленными к табунному содержанию в местных суровых условиях. В 1952 году конезавод №128 им.С.М.Буденного переименовали в «Бурят-Монгольский», а через четыре года его передали в Министерство сельского хозяйства РСФСР, и он стал овцеводческим. Многим коневодам пришлось сменить свою прежнюю профессию. Так, передовой табунщик, инструктор верховой езды Дамша Юндунов принял маточную отару, добился высоких трудовых показателей и в 1967 году удостоился звания Героя Социалистического Труда. В 1935 году в селе Цокто-Хангил создали Агинскую государственную заводскую конюшню (ГЗК). Но ГЗК (первый директор Дашидондок Дашицыренов) работала не по прямому назначению. Сюда завезли верблюдов. И главной задачей было выращивание этих животных для транспортировки грузов на север. И только в 1949 году в Агинскую госконюшню привезли из Ростова 25 жеребцов донской верховой породы. ГЗК была полуплеменной и в 1955 году ее закрыли. Остаточное поголовье передали в колхозы Агинского района, а производственная база отошла колхозу им.Сталина Цокто-Хангильского сельсовета. Затем помещение конюшни разобрали для строительства жилых домов и животноводческих нужд. В 1930-е годы в Агинском аймаке конское поголовье сократилось до 38,6 тыс.голов. Самым крупным хозяйством по количеству лошадей был колхоз им.Ворошилова (Урда-Ага), имевший около 2000 голов, в Будалане и Хара-Шибири насчитывалось конского поголовья в три раза меньше. 27 января 1936 года в Кремле состоялся прием делегации трудящихся Бурят-Монгольской АССР руководителями партии и правительства. В составе делегации были 13 посланцев из Агинского аймака. На встрече выступил заведующий конефермой колхоза им.Ворошилова (Урда-Ага) Бабу Болотов, который на приеме был награжден орденом Ленина. Орден Трудового Красного Знамени вручили табунщику Бальжиниме Ленхобоеву из Цаган-Оля. Ордена «Знак Почета» удостоились табунщица колхоза им.Дылгырова Бальжит Тыхеева, конюх колхоза «Авангард» (Дульдурга) Александр Мефодьевич Рожков. А годом раньше Бальжит Тыхеева и Бальжинима Ленхобоев участвовали в работе Всесоюзного съезда ударников-колхозников в Москве. Летом 1935 года комсомол Аги организовал конный переход по маршруту «Агинское-Улан-Удэ». Бурят-Монгольский обком ВКП(б) дал высокую оценку работе Агинского комсомола в военно-патриотическом воспитании молодежи, отметил подвиг участников перехода. Паршинов, Бадмаев, Жамсаранова и другие были награждены почетными грамотами партийно-советских и военно-спортивных органов Бурят-Монгольской АССР и ценными подарками. Колхозы Агинского аймака и Агинского Бурят-Монгольского округа в качестве дара в довоенное время поставляли лошадей РККА, а в годы войны осуществляли прямые доставки. Хара-шибирцы на второй день войны отправили на фронт 80 коней, с которыми ушли воевать и их владельцы. Труженики округа сверх плана в Красную армию отправили 864 лошади, в том числе, хара-шибирские колхозники - 120. Будаланцы, имея не самое большое поголовье среди хозяйств округа, за годы Великой Отечественной войны отгрузили 800 коней, столько же лошадей в 1944 году выделили для фронта колхозы Дульдургинского района. Зугалайцы за четыре года Великой Отечественной войны дали Красной армии 1190 лошадей. В освобожденную Курскую область ушел железнодорожный эшелон с 325 лошадями. Сопровождали поголовье передовые колхозницы Цыремжит Санжаева и Цыпелжит Даржаева из Хара-Шибири, Цыдэнжаб Цыбикова из Цокто-Хангила, Лхама Сультимова из Будалана и другие. Кроме того, 200 лошадей увезли на остров Сахалин. В колхозах и совхозах Агинского округа трудилось много умелых табунщиков. В 1972 году на окружную Доску почета были занесены имена передовых коневодов: Георгия Алексеевича Тукеева и Жамьяндаши Балдориева из колхоза им.Чапаева, Василия Евгеньевича Шниперова и Григория Тимофеевича Устюженко из совхоза «Агинский», Батомунко Золтоева из колхоза им.Кирова, Арсалана Аюшиева из колхоза «Победа», Бальжир Цыбенова из Ушарбая, Цырендоржи Доржижапова из Цаган-Челутая и Бадма-Эрдыни Батожаргалова из Кусочи. В 1996 году аргалейцы получили федеральную лицензию на разведение забайкальской породы лошадей и статус племенного завода. В этом году подтвержден патент на разведение аргалейского типа лошадей забайкальской породы. С 2004 года имеют федеральные лицензии на ведение племенного дела в коневодстве производственный кооператив «Будалан», агрокооперативная фирма колхоза им.Ленина (Зугалай), колхоз «Кункур» и цаган-ольцы. Спортивных скаковых лошадей разводят в КФХ ООО «Аргал», Догое, Хара-Шибири, Агинской конюшне, СПК «Победа», ПХ «Онон». Ежегодно в Агинском на ипподроме проводятся конно-спортивные соревнования племенных лошадей. Наши наездники успешно выступают в соревнованиях в рамках Сибирско-Дальневосточной выставки племенных овец и коз в Чите, Улан-Удэ, Усть-Орде, Якутии. На скачках из Аги участвуют лошади забайкальской, буденновской верховых пород. На соревнованиях выставляет своих спортивных лошадей частный предприниматель из Агинского - Константин Ешенин, из Читы - А.Ванчугов и др. С далеких времен лошади используются в упряжке, под седлом, а также для производства молока, кумыса, мяса. В мире выведено более ста пород тяжеловозных, легкоупряжных, верховых, вьючных и спортивных лошадей. В нашей стране коневодством занимаются конные заводы, госконюшни, племенные рассадники, ипподромы, коневодческие фермы, частники.
«Обгоняя дыхание ветров» - так была названа книга, выпущенная в 2013 году коллективом авторов. Это был третий, заключительный том из серии «Эрын гурбан наадан», посвященный истории развития спортивного коневодства Агинского Бурятского округа. Издание книги - результат большого коллективного труда ветеранов спорта, коневодства, председателей коллективных хозяйств, журналистов, краеведов, и работников сельских музеев. В этой книге рассказывается история развития коневодства в Агинском округе. Член Союза журналистов России, автор-составитель издания Саяна Аюшиева на презентации книги, состоявшейся в театре «Амар сайн» 30 июня 2013 года, отметила, что это первое издание о конном спорте в Агинском округе. Книга заняла достойное место среди многих изданий по истории, краеведению Агинского Бурятского округа.

Базаржаб РИНЧИНОВ.
фото из интернета

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES