Главная » 2013 » Март » 4 » Яков Мезенин: «Суета мирской жизни меня не привлекает»

Яков Мезенин: «Суета мирской жизни меня не привлекает»

04.03.2013 в 15:53 просмотров: 2556 комментариев: 0 Архив материалов

В Агинской буддийской академии учатся студенты со всего округа, но есть и те, кто приехал к нам из других городов и областей страны и даже из другой страны. Яков Мезенин (на фото слева) приехал изучать тибетскую медицину из далекого Израиля.

 - Яков, один из главных вопросов, которые мне хотелось бы Вам задать: как Вы оказались так далеко от дома?

 - На самом деле я родом из Красноярска, жил там все детство и юность. Когда мне исполнилось шестнадцать лет, мы с семьей перебрались в Израиль по программе репатриации. Там я прожил еще около пятнадцати лет и решил поступить в Агинскую буддийскую академию, приехал сюда в августе прошлого года.

 - Расскажите о своей семье, родителях, жизни до академии.

 - Как я уже сказал, родился я в городе Красноярск, моя мама учительница биологии, в России работала в средней школе, а когда переехали в Израиль, перестала преподавать. Отец – инженер, в чужой стране прекрасно адаптировался и по сей день работает по профессии. У меня есть старший брат и сестра-двойняшка. Вся моя семья живет в Израиле.

 Когда я окончил школу, мы переехали в Израиль, для меня это была хоть и знакомая, но все же чужая страна. Около года я изучал язык, местную жизнь. Затем решил поступать в университет на факультет юриспруденции, тогда было модно учиться на адвоката, проходил подготовительные курсы, но, к сожалению, не набрал проходной балл. Пошел служить в армию. В Израиле это обязанность не только молодых людей, но и девушек. Разница лишь в том, что юноши служат три года, а девушки – два. После службы в армии образовал небольшое охранное агентство и зажил обычной жизнью. Но в какой-то момент понял, что хочу заниматься медициной, причем не европейской, а восточной. Поступил в Тель-авивский университет (ТАУ) на факультет китайской медицины. По окончании должен был проходить стажировку в Китае, но подумал и принял решение продолжить обучение. Дело в том, что в Израиле нет мест, где обучают тибетской медицине. В основном там медицина китайская и индийская (аюрведа). Поэтому мне пришлось отправиться за шесть тысяч километров в Агинский Бурятский округ.

 - Почему Вы предпочли восточную медицину европейской, западной?

- Я не могу сказать, что полностью отвергаю западную традиционную медицину. Просто я в корне не согласен с некоторыми ее принципами. Например, в западной медицине врач работает только по своей узкой специализации. Лор лечит ухо, горло, нос и не окажет вам нужной помощи, если у вас, к примеру, заболит желудок, это если говорить грубо.

 А восточные лекари видят весь организм как единый, взаимосвязанный механизм. Если вы придете к такому лекарю, он сможет вам помочь в любом вопросе.

 - Когда Вы поступали в академию, сдавали какие-то экзамены?

 - Нет, никаких экзаменов не было. Требовался аттестат о среднем специальном образовании (он у меня был с ТАУ). Вместо экзаменов у нас было собеседование, в котором знание медицины не имело большого значения. Даже наоборот – если человек не обладает какими-либо знаниями, он как пустой сосуд, который легче наполнить. Возможно, преподаватели на собеседовании определяли ментальную зрелость. Ведь как бы это напыщенно ни звучало, если человек хочет врачевать других живых существ, он должен обладать особым складом ума и характера.

 - Легко ли Вам живется при дацане и вообще в наших климатических условиях? Ведь Израиль страна теплая, а у нас зимой и до минус сорока бывает.

 - При дацане живется довольно просто, мы (хувараки), живем в домиках у лам. В восточном обучении есть традиция, что ученик во всем помогает учителю. Ламы – наши учителя. Поэтому мы полностью обеспечиваем их жизнь всем необходимым – готовим, следим за состоянием домиков.

 С погодой, конечно же, сложнее. Несмотря на то, что я родился и вырос в России, все же немалую часть своей жизни я провел в Израиле, где практически не бывает зимы. Поэтому сложно привыкнуть к холодам.

 - А как проходит обучение? Есть какие-то сложности?

 - Так получилось, что в нашей группе три хуварака русские по национальности, поэтому обучение у нас проходит на русском языке, что, конечно, все упрощает. В первые месяцы у нас были общеобразовательные дисциплины, такие, как история Отечества, история религии. А сейчас основные наши предметы – это тибетский язык и тибетская медицина. В восточном обучении свои методы – ученик сначала должен заучить текст (на тибетском языке), и лишь потом учитель объясняет ему суть этого текста. Сначала было довольно сложно заучивать тексты на незнакомом языке, но потом мышление адаптировалось и стало проще. К тому же я выучил несколько слов и выражений на бурятском языке, сейчас уже интуитивно могу понять, о чем идет речь.

 Помимо академии  я получаю профессию ламы. Сама жизнь при дацане - своего рода обучение:  участие в хуралах, молебнах, помощь ламам – занимаясь всем этим, мы постоянно учимся.

 - Вы учитесь в академии, параллельно постигаете специальность ламы, хватает ли времени?

 - Помимо всего этого я еще преподаю курсы массажа шиацу для старшекурсников в академии. На следующий год я планирую поступить в Агинский медколледж на вечерние курсы. Для того, чтобы практиковать на западе, да и в России тоже, мне нужен диплом.

 - Яков, не хочется ли Вам иногда выбраться из дацана в поселок, побродить по улицам, сходить в кинотеатр?

 - Если честно – нет. Совершенно не хочется. Во-первых, мне уже не восемнадцать лет и радости той жизни я прекрасно изучил. На сегодняшний день меня устраивает та жизнь, которую я веду – без суеты, беготни, погони за деньгами.

 В дацане мы обеспечены всем необходимым – продукты, средства личной гигиены и другие бытовые мелочи можно купить в магазине неподалеку. У нас бывают выезды по неотложным делам, например, если нужно в банк, но гнетущего чувства тоски по городской жизни они после себя не оставляют. На данный момент я могу сказать, что доволен спокойной жизнью в дацане.

 - Был ли у Вас момент выбора между, скажем, христианством и буддизмом?

 - Да, в какой-то момент своей жизни я задумывался над этим. Вообще я неплохо знаком со всеми мировыми религиями. По происхождению я иудей, но много лет прожил в православной среде. Хорошо изучил ислам – несколько раз перечитывал Коран, изучал буддизм. Выбор, конечно, был, но я все же склоняюсь ко всем основным принципам буддизма, мне близко это мировоззрение, понимание жизни, философия.

 - А Вы никогда не задумывались над тем, чтобы стать монахом, принять монашеский обет?

 - Сложно говорить о том, что будет через пять лет, когда я окончу академию. Я задумывался об этом, но на сегодняшний день по окончании академии вижу себя семейным человеком, с детьми.

 - В нашей стране долгое время бытовал стереотип: чем раньше человек обзаведется семьей, тем лучше. Как Вы к этому относитесь?

 - На Западе совсем другие убеждения, там молодой человек, да и девушка, сначала предпочитают построить карьеру, пожить для себя, а уже потом заводить семью, рожать детей. В Израиле вообще все по-другому. Там дети учатся в школе до восемнадцати лет, до этого возраста человек считается ребенком. Затем большинство идет служить в армию на два или три года, затем обучение в университете, что занимает около пяти лет. Еще принято около года путешествовать – посмотреть мир. В итоге человек готовится обзавестись семейством лишь годам к тридцати, а то и позже. Так что у меня время еще есть. В России, кстати, сейчас большинство представителей молодежи живут по этим же принципам.

 - Через шесть лет по окончании академии, обучения в дацане и в медколледже Вы станете лекарем, ламой и медбратом соответственно. Что Вы выберете: быть лекарем и практиковать в частной клинике, быть ламой и жить в монастыре или в дацане, или стать медбратом и жить под защитой государства?

 - Я убежден, что восточная медицина, какой бы она ни была – тибетской, китайской или индийской - вне контекста религии существовать не может. Если восточную медицину оторвать от религии, это будет что дом без фундамента. Есть даже устойчивое выражение – «эмчи-лама». Просто эмчи (лекарь), по-моему, это лишено некоторого смысла.

 - А Вы планируете вернуться в Израиль или будете жить в России?

 - Сегодня, здесь, я все же планирую вернуться домой через шесть лет. Думаю открыть маленький дуган где-нибудь на севере страны и при нем школу тибетской медицины.

 - Скучаете по дому? Бывает чувство того, что хочется поскорее вернуться, зажить обычной жизнью?

 - Такого сильного чувства тоски по той жизни я не испытываю, в какой-то момент я понял, что устал от мирской жизни с ее бесконечной круговертью. Моя жизнь была похожа на замкнутый круг: работать, чтобы жить, и жить, чтобы работать. Поэтому я не стремлюсь поскорее вернуться в ту суету, от которой уехал.

 - Спасибо за беседу.

                    Маргарита ЧЕРНЕЦОВА. 

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES