Хотите счастья - творите добро

Двадцать пять лет назад, в июльские дни 1991 года, состоялся первый и единственный визит Его Святейшества Далай-ламы XIV на агинскую землю. Позже верующие Аги с трепетом ожидали повторного приезда Учителя. Было множество слухов и предположений о возможном приезде. Но после краткого визита в Калмыкию в 2004 году Далай-лама больше не приезжал в Россию. Вначале двухтысячных паломникам из России и стран СНГ была представлена возможность слушать лекции Далай-ламы в Индии. В последние годы собрания проходят в Латвии, что намного удобнее верующим.

 

Место встречи - Рига


Учения Его Святейшества Далай-ламы ХIV для стран Балтии и России прошли в Риге 10 – 11 октября. Больше тысячи учеников приехали из буддийских регионов России – примерно 500 из Калмыкии, 300–400 из Бурятии и около ста из Тывы. Десятки паломников были из Агинского округа. Всего на молебне было около пяти тысяч верующих, которые разместились в просторных залах олимпийского комплекса «Сконто». Выступление Далай-ламы переводили сразу на несколько языков: английский, русский, монгольский, латышский. Все настраивались на свою радиоволну и ходили с наушниками. Организаторами рижских учений Далай-ламы выступили общество «Сохраним Тибет» и Центр тибетской культуры и информации (Москва).


Увидеть живого бога


Далай-лама XI Тинлэй Гьяцо по буддийскому канону является перевоплощением бодхисатвы Авалокитешвары, бодхисатвы сострадания. 
В 1991 году мне посчастливилось наряду с другими верующими быть на молебне в Агинском дацане. Сейчас, спустя четверть века, вспоминаешь об этом с душевным трепетом и восторгом.
Нынче на буддийских учениях в Риге в этом году было тридцать верующих из Агинского округа. Когда Его Святейшество показался на сцене, украшенной гигантским плакатом с изображением Будды, люди подались вперед, надеясь поближе разглядеть живого бога, который приветливо махнул им рукой…   
Очевидец события Чингис Цыренов из поселка Агинское рассказывает, что на встрече с Далай-ламой царила аура тепла и доброты. Если есть понятие счастья, то чувствуешь себя очень счастливым человеком, вникая в Его мудрость и знания. Слушая лекции Далай-ламы, ближе понимаешь мировоззрение буддизма, его аспекты и трактаты. В душе вырастает философская цепочка, как правильно жить в этом мире.


О тибетском буддизме


В Риге Его Святейшество Далай-лама даровал учения по второй главе известного сочинения Дхармакирти «Праманаварттика». Вторая глава отвечает на ключевой вопрос, волнующий каждого серьезного духовного практика: «Достижима ли высшая цель духовных исканий - пробуждение?». В ней логически обосновывается существование прошлых и будущих жизней, а также основополагающее учение Будды Шакьямуни о Четырех благородных истинах (страдании, причине страдания, возможности полного прекращения страдания и пути его преодоления).
«Тибетский буддизм, уходящий корнями в традиции монастыря-университета Наланда, – самое полное направление в буддизме из существующих на сегодняшний день. В то время, как религиозные практики буддизма представляют интерес исключительно для буддистов, изучение буддийской логики и теории познания, а также науки о сознании и эмоциях, разработанные учителями Наланды, будет полезно каждому человеку», – подчеркивает Его Святейшество Далай-лама.


О феномене Итигэлова и строительстве храма в Москве


На встречу с Далай-ламой приехали многие знаменитости, среди которых рок-музыкант Борис Гребенщиков, актер Валентин Гафт, первый президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Среди верующих находилась и бурятская делегация во главе с экс-депутатом Госдумы Иринчеем Матхановым. Он в социальной сети сообщил о том, что во время встречи с российской интеллигенцией Борис Гребенщиков задал вопрос Его Святейшеству о феномене Хамбо-ламы Итигэлова. Далай-лама ответил, что это был очень сильный человек и любил свою землю, с сознанием ушел, а живое тело оставил. 
Вопрос открытия буддийского храма в Москве волнует уже много лет верующих столицы. 
«Если буддисты в Москве могли бы организовать такой центр, то он должен быть научным. Чтобы в нем можно было изучать буддийскую философию и проводить собрания представителей разных религиозных конфессий и ученых, которые обсуждали бы, что есть у них общего», - ответил Далай-лама. 
Всем нужно договориться и, наконец, построить храм. По его словам, буддийский подход к жизни сам по себе очень похож на научный.


Что есть любовь?


Отвечая на этот вопрос, Далай-лама отметил, что предпочитает словосочетание «любовь и сострадание». И делит любовь на два типа: биологическую, обусловленную, предвзятую (например, по отношению к друзьям), и непредвзятую, которая распространяется и на врагов. «Мы всех должны считать нашими братьями и сестрами. Пример непредвзятой любви и сострадания — больница, где вам помогают, не спрашивая о вере, убеждениях, семье. На такую непредвзятую любовь способны только мы, люди, потому что у нас есть способность размышлять. На предвзятую любовь способны и животные, они могут испытывать очень сильную привязанность. Но истинная любовь есть нечто противоположное привязанности», — заключил Далай-лама.


Важность образования


По собственному опыту Далай-лама рассказал, что для обретения умиротворения необходимо заниматься аналитическими размышлениями. Неблагоприятные условия Далай-лама предлагает использовать как практику «эмоциональной гигиены» — для размышлений о подлинных причинах негативных эмоций и их устранения. Например, гнев, по мнению буддийского лидера, часто возникает от отсутствия всестороннего аналитического взгляда на объект. «Если посмотрите на ненавистный объект со всех сторон, то увидите, что он не так уж отвратителен», — добавил Далай-лама.
По его словам, мы сами создаем страдание — из-за неведения. «Мы, люди, в отличие от животных, можем думать не только о временных, но и о вечных благах. Но, к сожалению, большинство людей сегодня старается получить образование, касающееся материальных благ, а не сознания», — отметил Далай-лама.


Мы рождены для счастья


«Все люди в равной мере хотят жить счастливо и не желают страданий. Мы все появились на свет одним путем и однажды мы все умрем. При встречах с самыми разными людьми в самых разных уголках мира я всегда помню, что они точно такие же люди, как я сам», - подчеркивает Учитель. Далай-лама призвал «практиковать замену, уравнивание себя и других заботой о других». По его словам, в основе многих человеческих недостатков и несчастий, негативных эмоций, страха и гнева лежит неведение и цепляние за собственную важность (свое «я»). Забота же о других приносит подлинное счастье, — убежден Далай-лама.

 

 Сергей Доржиев.



23.10.2016 Admin 0

ТОП пользователей



AdminbazrinchagprБаторАВИРИНЧИНОВАBatarmankey9144522722FyyfHalmerybrjkfbBalzhitbulatiqannarogalyova