Главная » 2016 » Октябрь » 23 » Надо возрождать народный дух

Надо возрождать народный дух

23.10.2016 в 20:36 просмотров: 1030 комментариев: 0 Власть и общество

Впервые я задумался о национальном колорите в архитектурном облике во время поездки в Калмыкию летом 2000 года, когда был приглашен на международный телевизионный фестиваль «Красная книга». 


Пройдясь по улицам столицы республики – города Элисты, - я был удивлен присутствием яркого, национального духа во внешнем облике города, начиная с вывесок и заканчивая малыми архитектурными формами. К примеру, на Аллее героев в центре города я увидел скульптуру Белого старца (на калмыцком языке - Цаган Аав). В число достопримечательностей столицы Калмыкии также входят Город шахмат - Сити Чесс, музей, Дворец шахмат и другие здания с этническим колоритом.

Рядом с центральной площадью столицы Калмыкии высятся Золотые ворота - Алтн Босх, знаменитая Пагода Семи дней. Семиярусная пагода с молитвенным барабаном и фонтаном украшает центральную площадь Элисты и является любимым местом встречи туристов из Европы и России. В 2005 году в Элисте открылся центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни», ставший одним из центров буддизма в Европе. 


А что у нас - в республике и двух бурятских округах? Некоторое время назад в средствах массовой информации Бурятии была развернута дискуссия по поводу национального колорита в архитектуре. В ходе дискуссии некоторые участники обсуждения были категоричны: следует строить, как в Элисте, взяв за образец, в основном, архитектуру малых форм – памятники и скульптуры, в изобилии присутствующие на улицах столицы Калмыкии. Другие утверждали, что беседки, арки и ротонды Элисты, построенные в «буддийском стиле», напоминают «китайские и тибетские храмы по пестроте окраски». Я, конечно, не специалист в архитектуре и не могу категорично утверждать, что следует строить и как, но, мне как жителю национального региона, хотелось бы видеть и на наших улицах красивые здания, выстроенные в этническом стиле, и приятно, что в последние годы о столице Агинского Бурятского округа – поселке Агинское - говорят как об одном из привлекательных центров туризма в Забайкальском крае.

Конечно, сравнивать наш окружной центр с городами Улан-Удэ, Элиста сложно, масштабы не те, тем не менее, на взгляд туристов, бывающих у нас в округе, все же можно понять, что они находятся в бурятском регионе.

Об этом говорят, к примеру, скульптуры княжны Бальжин-хатан на въезде в поселок, легендарного бурятского Бабжи Барас Батора, возле которых можно увидеть как туристов, так и молодоженов, облюбовавших их для свадебных фотосессий.

Отдельная тема, на мой взгляд, - это скульптуры улан-удэнского скульптора Александра Миронова, появившиеся на улицах поселка несколько лет назад. В самом Улан-Удэ скульптуры Миронова вызывают неоднозначное обсуждение – их называют «агрессивными», общественники во время дискуссии в СМИ вспомнили его «дикую» «Стихию» на пересечении улиц Сахьяновой и Терешковой, назвали безобразной скульптуру «Юность» на перекрестке Смолина-Борсоева. В разряд «агрессивных» также записали мироновских Гэсэра и Мэргэна, который, по мнению профессора БГУ Дмитрия Царева, «целится из лука кому-то в глаз». Не остались без внимания воины на Богатырском и тигры на Селенгинском мостах. Единственной миролюбивой скульптурой Александра Миронова назвали только «Мать-Бурятию». Так и у нас, в Агинском, скульптуры Александра Миронова вызывают у местных жителей где раздражение, а где и безразличие. Скульптура матери с ребенком недалеко от окружной поликлиники многим агинчанам не нравится, непонятна неестественная поза матери, держащей на руках ребенка. 

 Бесспорно, сегодня одним из украшений поселка Агинское стала скульптура всемирно известного скульптора Даши Намдакова «Туншэ», возведенная недалеко от окружной администрации. Это скульптура, символизирующая равновесие, единство, поддержку и крепкую нерушимую дружбу, которой все по плечу.

Скульптура представляет собой пирамиду из трех животных: слон – основание, обезьяна и заяц – середина, птица – вершина. «Туншэ» – «Четверо дружных» – таково название одного из монументальных шедевров известного бурятского скульптора и художника Даши Намдакова. 

 

22 августа 2016 года в селе Цаган-Челутай Могойтуйского района при большом стечении народа состоялось открытие большого молитвенного барабана - хурдэ, возведенного методом народной стройки. Освятил религиозное сооружение досто-чтимый Еше Лодой Ринпоче, который отметил, что установка хурдэ – это дань памяти нашим предкам, жившим в разное время, давшим жизнь всем нам, потомкам, продолжающим нашу родословную. Хурдэ наделен особой энергетикой, дарует людям защиту от всех препятствий и оказывает благотворное воздействие на весь окружающий мир.

 

Недавно в столице Бурятии, городе Улан-Удэ, открыли «Ганжуурай хурдэ», воздвигнутый перед Бурятским театром драмы, который, по мнению инициаторов его строительства, станет одной из достопримечательностей столицы, генератором позитивной энергии. Фондом «Ес заншал» – «Наследие» - был объявлен сбор средств на установку молитвенного барабана - хурдэ. Все желающие получить благословение и заслуги в этой жизни собирали средства на его строительство. Подобный молитвенный барабан давно установлен в центре столицы Калмыкии.

Общественность Бурятии, сравнивая архитектурный облик столиц двух братских республик, двух монгольских народов России, чаще всего делает выводы не в пользу Улан-Удэ. Молодой бурятский общественник Алдар Гунтупов говорит о том, что туристы из Европы, преодолев тысячи километров в предвкушении экзотики и незабываемых впечатлений, будут крайне разочарованы, не почувствовав обещанный туроператорами «дух бурятского народа». Они не увидят национальный колорит в архитектуре, их глазам предстанут рудименты советского казарменного стиля, безликие панельные дома, что можно лицезреть в сотнях российских городов. Сравнения столиц двух братских республик вызывают живой интерес в Интернете, где продолжается обсуждение проблемы необходимости национальных стилей или элементов в архитектуре. С эмоционально-патриотического тона обсуждение переходит на другой уровень - профессионально-художественный. Специалисты отмечают, что в Калмыкии патриоты с любовью к своей республике, народу, культуре стараются создать во внешнем облике столицы национальный, неповторимый колорит. Из чувства самосохранения нация всегда каким-то образом «помечает» свою территорию, обозначает свое присутствие. В Бурятии одни общественники утверждают, что в архитектурном облике бурятских регионов необходимо культивировать тэнгрианский стиль, другие говорят о зверином, или гуннском стиле в архитектуре, также предлагают шире использовать бурятские орнаменты в декоре, на фронтонах зданий и внутри. Что касается бурятской как бы «условно-национальной» архитектуры, то исконно нашим, самостоятельно разработанным стилем, был стиль дацанов 18-го, первой половины 19-го веков. И здесь были свои шедевры, такие, как Цугольский и Агинский дацаны в агинских степях.

К большому сожалению, весной 2014 года, прекрасный образец бурятской архитектуры 19 века, Согчен-дуган Агинского дацана, сгорел в огне пожара, сразу же был объявлен сбор пожертвований для восстановления, и сегодня идет активная работа по его возрождению.

Вернувшись тогда из поездки в Калмыкию, я на телевидении смонтировал несколько передач, рассказывающих о столице Калмыкии – городе Элиста, об архитектурных особенностях калмыцкой столицы. Наши агинские архитекторы, заинтересованные видами Элисты, его улиц, говорили тогда, что и у нас необходимо работать над созданием малых архитектурных форм в национальном стиле, их творческая мысль получила новый толчок к созданию архитектурных шедевров, ради которых люди всегда готовы ехать за «тридевять земель». Ведь ездят же туристы полюбоваться Эйфелевой башней в Париже или мавзолеем Тадж-Махал в Индии. И у нас, в Забайкалье, Агинском Бурятском округе должны появиться такие места, куда будут стремиться туристы, любители экзотики, ведь у монгольских народов традиции градостроения очень древние. Вот оттуда надо черпать идеи – из древности и средневековья, строить, возводить и ваять ради возрождения народного духа, языка и культуры.

 

 Базаржаб РИНЧИНОВ.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2020 Агинская правда. Design created by ATHEMES