Главная » 2025 » Июнь » 17 » Прошло полтора века

Прошло полтора века

17.06.2025 в 10:57 просмотров: 37 комментариев: 0 Власть и общество

Продолжение. 
Начало в №57-58, 62.

Прошло 150 лет с тех пор, как баргузинские буряты из долины укочевали на юго-восток через Икатский хребет. В 1875 году инициатором переселения выступил Суван Хамнаев из рода тайшей Баргузинской степной Думы. О главных лицах, причастных к перекочевке баргузинцев в Урульгинскую Думу, излагаются в анонимной летописи «Краткая история образования баргузинских бурят». Шло кочевье, большей частью вьючно или на волокушах через тайгу, горы, горные реки, испытывая трудности, везли детей и немощных стариков. Путь был тяжел, люди не выдерживали. Баргузинцы, которые следовали с Суваном или за ним, по пути рассеялись на большой территории. Некоторые семьи оставались в Мухоршибири, Еравне, Чите, Аге, Монголии, а некоторые дошли до Шэнэхэна.

В той же летописи сообщается, что Ш.Дылыков родился в 1831 году, в 20 лет, будучи хувараком, стал слушателем философского отделения школы при Цонгольском дацане, в 1858 году завершил обучение, первым из баргузинских лам удостоен богословского ученого звания «гэбши». Ш.Дылыков значился в списке первых восьми штатных лам баргузинского дацана.
О том, что Шойдору Дылыкову удалось перебраться в Урульгинское ведомство, достоверно известно также из архивных документов. Вместе с ним, думается, убыли и некоторые ламы, обращенные в светское состояние в 1854 году. В 1846 году по баргузинскому дацану числились 53 ламы из 4549 священнослужителей (бурят и немногих тунгусов, служивших по обе стороны Байкала, по данным К.М. Герасимовой).
Баргузинские ламы, прикочевавшие в Нерчинский край, очень скоро соорудили в Урульге храм для религиозных служб. Ц-Д.Санжимитапов среди служителей дугана называет имена Цэбэгэй ламы (худай галзуут), Зана-Базар-габжи (хонхо хэнгэлдэр, брата своего деда Цырен-Базара), эмчи-ламы Михулайн-Доржо (маншуна галзуут) и Санга-ламы (hарбад хэнгэлдэр).
Вслед за Ш.Дылыковым «возмутителем спокойствия» выступил бывший заседатель думы Пехей (Наманган) Степанов, 1818 г.р., из рода хонхо хэнгэлдэр, представитель первого хэнгэлдэровского рода. Заседателем был избран в 1853 году, ранее служил родовым писарем, заведовал Аламбургским хлебным магазином. В 1857 году вышел в отставку в связи с «делом ламы Шойдора Дылыкова», одноулусника и единомышленника.
Суван Хамнаев в публичное противоборство с Сахаром Хамнаевым – старшим братом и главным родоначальником – вступил вслед за Ш.Дылыковым и П.Степановым. В июне-августе 1862 года наряду с делом П.Степанова земское управление занималось следствием в отношении Сувана Хамнаева по делу о злостном неповиновении властям, родовым и земским.
Для более полного представления о Суване Хамнаеве ниже приводятся сведения о нем, почерпнутые из архивных данных разного времени. Суван Хамнаев – четвертый сын тайши Х.Цанкирова, 1817 г.р., двоеженец, как и братья его Николай и Иван, крепкий и предприимчивый домохозяин, имел наемных работников, занимался земледелием, торговлей, извозом на дальние расстояния, содержал много скота, обладал на паях мельницей. Имел репутацию человека, не лишенного амбиций, с крутым и непредсказуемым нравом. Был накоротке со многими баргузинскими купцами и мещанами, большей частью из числа извечных недругов Сахара Хамнаева. С 17 февраля 1854 года Суван – голова бурского рода. Освобожден от этой должности не ранее 1857 года и не позже 1861 года. В родоначальники выдвигался братом Сахаром Хамнаевым дважды, в 1846 и 1847 годах. В 1857 году Суван Хамнаев наряду с другими родовыми головами был награжден губернатором именным кортиком. В представлении Сувана Хамнаева к награде за подписью Сахара Хамнаева указывается: вероисповедания ламского, до вступления в должность головы один год исполнял обязанности смотрителя Улюнского хлебного магазина, имеет благодарность губернатора за пожертвования в пользу военных действий и успешное взыскание денежных податей, проявляет усердие по хлебопашеству, показал отличные успехи в распространении сукноделия и шитья сапог, проявляет старание в наведении порядка в роду. 
Суван во взрослой жизни проживал в улусе Топка. Он всегда был не прочь «половить рыбку в мутной воде». В январе 1865 года в думу поступили сведения, что повсюду распускаются слухи об увольнении Сахара Хамнаева, а «в улусах по подстрекательству Сувана производят выбор нового тайши, показывают какую-то бумагу, называя оную разрешением земского исправника на выбор». Кандидатом на должность главного родоначальника выдвигается небезызвестный Гарма Нурбаев, сын бывшего тайши Н. Галсанова (1846-1850 гг.). 
В выборной кампании усердствовали Николай и Иван Хамнаевы, Иринцей Копконов и другие. В ноябре того же 1865 года Суван, Николай, Бадма, Константин и Иван Хамнаевы затеяли дело по отводе им новых земельных наделов, завершившееся в апреле 1869 года. 
В архиве думы обнаружен «Именной список инородцев Бурского рода, желающих переселиться в ведение Урульгинской степной думы», составленный в феврале 1868 года. В списке поименованы братья Хамнаевы: Николай и двое его сыновей, Суван с сыном, Константин, Иван с сыном, а также вдова Сойжит Чубулаева, сын и вдова Бадмы Хамнаева, жены и дочери Николая, Сувана, Константина и Ивана Хамнаевых (на документе первым расписался и приложил печать Суван Хамнаев, поставлены были печати Николая и Ивана Хамнаевых, Сойжит Чубулаевой, заверил документ главный тайша Сахар Хамнаев). В списке «желающих переселиться» значились также умершие члены семейства Хамная Цанкирова – сам Х.Цанкиров и его сын Бадма Хамнаев. Процедурой перечисления поименованных буровцев в тунгусское ведомство неспешно в течение нескольких лет занимался Николай Хамнаев, выступавший в качестве доверенного лица 14 ревизских душ, в том числе, и семьи покойного Гамбула Гальчиева. 
Из рапорта баргузинской думы в окружное полицейское управление от 14 марта 1868 года: «родовые старосты извещают, что инородцы Николай Хамнаев, Рынцын Копконов, Молон Итечин, Федка Балтаханов, Цырен Яртагаев самовольно в первых числах марта отлучились из улусов, получены сведения, что они бежали в Читу для подачи просьбы о причислении их во владения князя Гантимурова, были намерены ехать в Урульгу. Дума просит окружное управление о розыске и «высылке этих инородцев в свое ведомство по этапам…». (О дальнейшем производстве по делу о побеге Николая Хамнаева и других сведений не сохранилось). 
Прошение Н.Хамнаева о причислении 14 бурят к тунгусам поступило в Забайкальское областное управление 30 апреля 1869 года, было возвращено в мае месяце в Баргузин по причине отсутствия у заявителя и его доверителей свидетельства об увольнении их из бурятского ведомства. 
Из подписки от 21 июля 1869 года, отобранной главным тайшой, у Н.Хамнаева в присутствии старосты и старшины бурского рода: «Я, Николай Хамнаев, получил обратно в числе прочих документов «приемное согласие, выданное мне 30 августа Нерчинского округа Урульгинской степной думы Онгоцонской инородной управой, обязуюсь нынче исходатайствовать увольнительное согласие от всего своего общества о переселении меня и доверителей моих в Урульгинскую думу».
Из донесения тайши Хамнаева исправнику от второго сентября 1871 года : «Н.Хамнаев с братьями своими Суваном, Константином и Иваном Хамнаевыми в числе шести душ ревизских мужского пола просят с 1868 года перечислить их в Урульгинское ведомство … переселению их из инородцев здешних никто не препятствует, а только требуют, чтобы Н.Хамнаев и его братья до перехода уплатили на основании ст.1235 все земельные и хлебные недоимки и дали подписки в том, что они не имеют претензий на оставляемую землю… Как только они исполнят эти требования, то тогда «могут получить увольнительные свидетельства».
О случившемся в Баргузине народная молва хранит разные суждения. Существует версия, что число покинувших родину составило примерно треть населения. (В Баргузине в 1700-х годах проживали более 10000 бурят – В.Б). Сопоставление официальных данных из ревизских сказок 1858 года и упомянутых в указе областного правления от четвертого апреля 1875 года показывает, что число «покинувших родину» было на порядок меньше. Исходя из обычного соотношения между числом работников (или ревизских душ) и всех членов среднестатистического семейства, приходим к выводу, что среди лиц, получивших дозволение перечислиться в Урульгинскую думу, значилось не более 700 человек - около семи проц. от численности всех бурят.
Переселенцы уходили в ведомство Гантимуровых в разные годы, начиная с 1860-х и до середины 1870-х, покидали Баргузин отдельными родовыми группами, шли на восток разными дорогами, оказались расселенными на жительство во многих управах Урульгинской думы.

Нима ДАШИЦЫРЕНОВ, 
уроженец с.Хара-Шибирь.

Продолжение следует...

 

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES