Главная » 2012 » Октябрь » 24 » Разноплеменная моя семья

Разноплеменная моя семья

24.10.2012 в 08:20 просмотров: 2110 комментариев: 0 Архив материалов

Хара-Шибирь… Краснознаменный, орденоносный, многонациональный колхоз имени Кирова Могойтуйского района был знаком многим людям

 История нашего села начинается в 1930 году. Когда-то было три коллективных объединения: «Балта» (местность Медужа), «Соел» (местность Берея), «Улан Туг» (местность Хара-Шибирь). У всех, вместе взятых, было 600 овец, 200 лошадей, 350 голов крупного рогатого скота. О хлебопашестве не имели понятия. Вошли тогда в эти товарищества 42 скотовода. Собрали шесть конных грабель, десять плугов и засеяли весной 1931 года девять гектаров зерновых. Это была большая победа, одержанная с помощью русских земледельцев.

 В 1933-1934 годы в Хара-Шибирь переехали бурятские семьи из Турги, Адон-Челона. Переселение было недобровольным: связано с контрреволюционным движением в этих местах. Именно из Турги приехал молодой Бальжинима Мажиевич Мажиев.  

 В 1935 году три хозяйства объединились в один колхоз, и ему было присвоено имя С.М.Кирова. Председателем был избран 18-летний Б.М.Мажиев. Коллективный труд, хотя и медленно, стал приносить результаты. Появились колесный трактор, первая автомашина. В 1940 году колхоз сдал государству 1400 центнеров зерна, 400 центнеров мяса, 1500 литров молока.

 «Одним из «секретов» быстрого подъема экономики села в 1950-1960 годы явилось то, что в Хара-Шибири значительно расширили производство за счет закрепления молодежи в селе и привлечения новых работников», - писал в газете «Забайкальский рабочий» главный экономист колхоза, ветеран войны Рабдан Раднаевич Раднаев в январе 1967 года. В колхозе стало традицией торжественно, как самых близких людей, встречать переселенцев. В 1954 году колхоз принял 26 семей из Горьковской области.

 Алексей Огородов проработал в колхозе строителем. Он вспоминал: «Нас направили в Забайкалье согласно решению правительства об освоении целинных земель. На станции Могойтуй встретили хлебом и солью, устроили обед. Затем привезли в Хара-Шибирь, предоставили дома, выделили живность, продукты. Суровый климат, особенно сильные ветра, часто вызывали тоску по родине. Смягчало обстановку гостеприимство местных жителей – бурят». В 1956 году в село прибыли 80 семей калмыков, депортированных ранее в Красноярский край. Для них были построены новые дома, и улицу назвали Калмыцкой. Местное население с дружелюбием встретило калмыков, оказывало посильную помощь в устройстве на новом месте. «К приезду калмыков готовились, - вспоминает пенсионерка Цырегма Доржиевна Доржиева, - красили, белили дома. Калмыки умели работать, принимали активное участие в художественной самодеятельности. Часто устраивали танцы под гармошку. Несмотря на горькую участь  репрессированных, они никогда не унывали. Работали добросовестно, добивались заметных успехов в животноводстве».

 В первой половине 60-х годов приезжают переселенцы из Татарской АССР, Башкирии. В «Молнии», экстренном выпуске окружкома КПСС от 10 сентября 1963 года, читаем: «Хара-шибирцы одержали первую победу в борьбе за хлеб. Героизм на жатве проявлялся массовый. Коммунист Абдулай Биккулов  за смену скашивает 27 – 30 га. По две нормы давали Халзан Бабуев и комсомолец Хуснулла Гатияттулин…».

 В домовой книге Хара-Шибирского сельского совета за 1963-1973 годы мы обнаружили, что в нашем селе получили прописку представители 19  национальностей: буряты, русские, мордва, армяне, китайцы, калмыки, казахи, литовцы, кореец, татары, башкиры, марийцы, немцы, белорусы, украинцы, эвенки, чуваши. Не все переселившиеся остались жить в Хара-Шибири. Видимо, сказывались суровый климат, тоска по родным местам. Были среди переселенцев и те, кто обрел в нашем селе свое счастье, вторую родину. Нет в Хара-Шибири человека, который не знал бы Нину Федосеевну Балданову. В 1949 году приехала она в Забайкалье после окончания Томского мединститута. Родом из Пскова. «Когда я приехала сюда, здесь было два десятка домов и юрты стояли, - вспоминает Нина Федосеевна, – трудностей много было, моталась по степи на телеге от юрты к юрте». Потом полюбила и вышла замуж за бурята Рыксыла Балданова. Помнят хара-шибирцы интернациональные семьи Савченко, Зориктуевых, Тевонян, Карабажак, Нуртдиновых, Чистохиных и других. Выросли в этих семьях дети, понимающие, разговаривающие на двух или трех языках. Смешение разных диалектов бурятского языка создало своеобразный хара-шибирский диалект.

 Сегодня в Хара-Шибири живет 1635 человек. Трудные 80-90-е годы заставили многих вернуться на родину. К детям, родным и близким. Их отъезд с болью отражался в сердцах наших земляков. Многие и сейчас приезжают в гости. Встречаясь с ними или просто услышав новости от них, наши отцы и деды вспоминают о тех нелегких и в то же время славных 50-80 годах, когда совместный труд людей разных национальностей превращал их в братьев и сестер, готовых помочь друг другу в любую минуту.

                             Е.РАДНАЕВА, директор музея Дружбы народов с.Хара-Шибирь.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES