Главная » 2013 » Сентябрь » 24 » Стоять насмерть

Стоять насмерть

24.09.2013 в 11:03 просмотров: 1463 комментариев: 0 Власть и общество

Это была обязанность штрафных частей и заградительных отрядов

    В период Великой Отечественной войны за различные преступления было осуждено 994 279 чел., в том числе, к высшей  мере наказания - 157 593 человека. Однако более 40 процентов приговоров к высшей мере наказания заменялись отсрочкой применения приговора до окончания военных действий с направлением осужденных на фронт в состав штрафных подразделений.
Штрафные части и загради-
    тельные отряды были созданы в Красной Армии приказом № 227 от 28 июля 1942 г. Народного Комиссара Обороны СССР
И.В.Сталина в период  вынужденного отступления под натиском  превосходящих сил вермахта. Приказ был пронизан от начала до конца главным требованием - «Ни шагу назад!».
 Военным советам фронтов было приказано сформировать от одного до трех штрафных батальонов, куда было велено направлять старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить свои преступления против Родины. Рядовые бойцы и младшие командиры направлялись в штрафные роты.
 Также было приказано «сформировать в пределах армий 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их, в случае паники и беспорядочного отхода частей  дивизии, расстреливать на месте паникеров и трусов, и тем помочь честным бойцам дивизии выполнить свой долг перед Родиной».
 Право направлять своих подчиненных в штрафные батальоны получили командиры дивизий и отдельных бригад, а в штрафные роты - командиры полков. Срок пребывания устанавливался от одного  до трех месяцев.
 На такие же сроки направляли военные трибуналы бойцов и командиров, осужденных с применением отсрочки исполнения приговора. При этом руководствовались такой нормой: «Лишение свободы до 10 лет - 3 месяца штрафбата, до 8 лет - два месяца, а до 5 лет и менее приравнивалось к одному месяцу».
 Перед отправкой военнослужащих в штрафные подразделения у них изымались государственные награды на период пребывания в штрафниках и передавались на хранение в отделы кадров армии или фронта. Все получали одно и то же новое звание - «штрафной рядовой».
 Старшими и младшими командирами и политработниками в штрафные части назначались обычные кадровые военнослужащие. Сроки выслуги в званиях сокращались  им наполовину, каждый месяц службы засчитывался при назначении пенсии за шесть месяцев. Командир и военный комиссар батальона пользовались по отношению к штрафникам властью командира и комиссара дивизии, а  роты - правами командира и комиссара полка. За неисполнение приказа, членовредительство, побег с поля боя или попытку перехода к врагу они обязаны были применять все меры воздействия, вплоть до расстрела на месте.
 Штрафным частям поручались наиболее сложные боевые задачи, потери были высокими. Так, в 1944 году среднемесячные потери личного состава всех штрафных частей составили 14 191 чел., или 52 процента от их численности (27 326 чел.). Это в три-шесть раз больше, чем в обычных войсках в тех же наступательных операциях.
 Штрафные части существовали юридически с сентября 1942г. по май 1946г. За это время туда направлено было, главным образом по суду, 427 910 человек.
 Что касается заградительных отрядов, о которых распространялось (как и о штрафных частях) много всяких домыслов (гнали войска под дулами пулеметов в наступление, расстреливали отступающие части и т.д.),  то пока еще не удалось найти в архивах ни одного документа, который подтверждал бы, что они  стреляли по своим войскам. В своих записках Герой Советского Союза, генерал армии П.Н.Лащенко поясняет: «Заградительные отряды находились в удалении от передовой, прикрывали войска с тыла от диверсантов и вражеских десантов, задерживали дезертиров, которые, к сожалению, были, наводили порядок на переправах, направляли отбившихся от своих подразделений солдат на сборные пункты».
 Жизнь и боевую деятельность
8-го отдельного штрафного батальона первого Белорусского фронта описал Александр Пыльцин в  книге «Правда о штрафбатах». В составе этого батальона автор прошел командиром взвода и роты тяжкими дорогами войны и закончил ее в Берлине.
 Все освободившиеся из штрафного батальона восстанавливались в звании и во всех правах. То же следовало за боевое отличие, а за выдающееся боевое отличие - еще и правительственная награда.
 В 1943 году в Красной Армии появились новые штрафные подразделения - отдельные штурмовые стрелковые батальоны. По приказу Сталина, из командиров, побывавших в плену, были сформированы четыре батальона.
 В штурмовых батальонах офицерских званий не лишали. Срок пребывания  в них  устанавливался в два месяца. Либо до первого  ордена, либо до первого ранения. После этого «личный состав при наличии хороших аттестаций может быть назначен в полевые войска на соответствующие должности командно-начальствующего состава».
 Штрафные роты комплектовались рядовыми и сержантами, проявившими трусость и паникерство в бою, дезертирами или совершившими другие преступления. Направлялись и уголовные элементы, но только из числа тех, кто сам добивался отправки на фронт.
 Автор данных строк однажды услышал, как председатель Агинского райпо Данцан Дагбаевич Дагбаев в сердцах выразился, что руководить женским коллективом труднее, чем командовать штрафной ротой. Вот его рассказ:
 «После окончания в 1940 году средней школы в Агинском работал бухгалтером в «Заготзерно» на станции Бырка Оловяннинского района. В декабре 1941 года призван в армию и зачислен в Забайкальское военно-пехотное училище на станции Дивизионная. По его окончании, в ноябре 1942 года был направлен командиром минометной роты 7-й гвардейской стрелковой дивизии Северо-Западного фронта. В кровопролитных боях в районе Старой Руссы получил тяжелое ранение в ногу. По выздоровлении, был направлен в 219-ю стрелковую дивизию командиром роты противотанковых ружей. Дивизия вела тяжелые наступательные бои под городом Ржев, за освобождение Смоленска - и рота потеряла половину своего состава. Я был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».
 В сентябре 1943 года меня назначили командиром отдельной штрафной роты 219-й стрелковой дивизии 93-го стрелкового корпуса 2-го Белорусского фронта.
 За все время жестоких боев позади нашей штрафной роты не было ни одного заградотряда. Главным заградотрядом была наша солдатская совесть, верность воинскому долгу, присяга и авторитет командира.
 За шесть месяцев командования штрафной ротой у нас не было случаев измен, отказа от выполнения боевой задачи, дезертиров и членовредителей».
 За храбрость и умелое руководство ротой старший лейтенант Д.Д. Дагбаев был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
 В сентябре 1944 года в ожесточенных боях за крупный железнодорожный узел города Орта он получил тяжелое осколочное ранение обеих ног и долгие месяцы находился на излечении в Казани. В мае 1945 года он был комиссован. Фронтовой итог нашего земляка Д.Д. Дагбаева по защите Родины - два тяжелых ранения, одно легкое, ордена Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, медаль «За отвагу», благодарности Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина.
 После возвращения домой был назначен заместителем председателя Могойтуйского райисполкома по промышленности. Более 30 лет проработал в системе потребительской кооперации. Отмечен знаком «Отличник кооперации», пользовался большим авторитетом и уважением.
 Война - тяжелая, кровавая и очень сложная работа, которая часто ставит человека в экстремальные обстоятельства,  и не у всех иной раз хватало духа стоять насмерть. Низкий поклон и вечная память тем, кто нашел в себе силы и своей кровью искупил свой проступок перед Родиной, остался верен воинской присяге.

 Б.ЗУБОВ, историк-краевед, п.Агинское.
Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES