Главная » 2013 » Октябрь » 7 » Тяжелое детство не сломило ее волю к жизни

Тяжелое детство не сломило ее волю к жизни

07.10.2013 в 16:07 просмотров: 1375 комментариев: 0 Образование

   В дни профессиональных праздников принято вспоминать тружеников отмечающей стороны, ветеранов труда в той или иной сфере, отличников производства. В общем, всех тех, кто посвятил себя целиком только одному делу, делу всей своей жизни. Ниже речь пойдет именно о таком человеке - учителе биологии и химии АСШ№2 Валентине Тимофеевне Зубовой, проработавшей там более сорока лет. Но, вопреки расхожему мнению, мы не будем детально описывать годы ее работы в школе, более подробно остановимся на другом периоде ее жизни – детстве и юности. Ведь именно в это время она маленькой девочкой пережила фашистскую оккупацию, холод и голод войны, слезы потерь. А затем в трудное послевоенное время нашла в себе силы жить дальше, радоваться, любить и учиться. Признаюсь честно, во время разговора с Валентиной Тимофеевной к горлу не раз подступал комок, а на глаза наворачивались слезы – ее рассказ затронул меня до глубины души.
 Родилась Валентина Тимофеевна на Донбассе, в Украине, в семье шахтеров. Папа работал грузчиком в шахте, был передовиком производства. Мама – всегда рядом с ним и в шахте, и дома. В семье подрастали двое ребятишек – дочь Валя и младшенький Витя. В общем, как и у всех советских людей, жизнь шла накатанной колеей, но волна репрессий и ссылок не обошла стороной и эту, казалось бы, ничем не примечательную семью. Отца Валентины обвинили во вредоносном труде – якобы он, будучи грузчиком, постоянно то недогружал вагоны, то, наоборот, перегружал их углем, чем и «наносил» непоправимый вред железнодорожным путям. Сейчас, через много лет, такой приговор кажется бессмысленным и безосновательным. Но тогда это послужило достаточной причиной для расстрела человека. Семье сказали, что его осудили на десять лет без права переписки, но все поиски родного человека заканчивались безрезультатно. Мать Валентины подавала запросы куда только можно, но отовсюду приходил отрицательный ответ. Практически всю свою жизнь она пыталась разыскать супруга, или хоть какие-то данные о его дальнейшей судьбе. Но узнать, что же стало с отцом, удалось Валентине лишь много лет спустя. Уже живя в Агинском, она написала письмо Президенту Украины Л.Кучма и получила ужасающий ответ – отца расстреляли спустя три месяца после ареста.
 После ареста главы семьи мама осталась одна с двумя детьми на руках в буквальном смысле на улице – ее уволили с работы, выгнали из квартиры, детей отчислили из детского сада. Спасла родная тетя, которая была замужем за коммунистом, и поэтому ее семья находилась в неприкосновенности. Началась Великая Отечественная война. Родственников эвакуировали из оккупированного немцами городка, Валентина с мамой и младшим братом остались в их квартире. Чтобы хоть как-то прокормить детей, мама пошла работать на железную дорогу. Немцы выдавали им на неделю буханку непропеченного хлеба, такого сырого, что можно было лепить из теста фигурки. Эта буханка и была оплатой недельного труда. Валентина с братишкой оставались дома. Еще совсем маленький Витя постоянно просил есть, не понимая, что хлеб разделен на троих на целую неделю и трогать его категорически нельзя. Со всей своей детской непосредственной злостью этот измученный голодом ребенок кусал старшую сестру за то, что она не давала ему еды. Мать, приходя с работы, каждый день видела слезы боли на лице Валентины. От безысходности – она понимала, что бросить работу значит погибнуть от голода - каждое утро она привязывала сынишку к кровати, чтобы он не капризничал и больше не кусал сестру, а Валентина от жалости отвязывала его и опять была покусанной. Сейчас Валентина Тимофеевна вспоминает об этом со слезами на глазах, но все же с улыбкой, а тогда это было настоящим непридуманным горем двух маленьких людей.
 Вскоре положение стало безвыходным, и дети пошли попрошайничать. В основном, побираться ходил Витя, Валя не могла пересилить свою гордость. Как-то братишке сказали: «Нечего тут ходить - у нас самих нет ничего». Эта фраза задела маленького мальчика до глубины души, он больше никогда не ходил просить милостыню.
 В то время немцы организовали своеобразный лагерь, куда набирали рабочих. Люди жили на территории школы, обнесенной колючей проволокой. В день давали кружку баланды и небольшой кусочек хлеба. Покидать лагерь разрешалось, но без вещей. А это, само собой разумеется, было самоубийством – куда пойдешь без одежды и хоть каких-то маломальских вещей? Спали на сырой земле, под дождем.
 Вскоре всю семью отправили в Днепропетровскую область. Валентина от лежания на сырой земле серьезно заболела и практически год не могла ходить. Спасла ее старая русская печка, на которой она спала. Из-за ее болезни в первый класс она пошла вместе с братишкой. Одежды не было, и в школу приходилось ходить в сшитом мамой платье из бинтовой марли, а зимой вместо сапог на ноги натягивали рукава от телогрейки. Но учиться Валя всегда стремилась, сложные задания брала усидчивостью и вдумчивостью.
 После оккупации в городок вернулась семья тети, и они стали жить вместе. У тетки было своих пятеро ребятишек, да Валя с братом, получилось, что семеро детей и две женщины, пытающиеся хоть как-то прокормить большую семью.
 Война закончилась, послевоенное время – время большого голода. Валентина Тимофеевна до сих пор с дрожью в голосе вспоминает, как опухали люди от голода, искали придорожную траву, чтобы съесть, как мечтали они, что когда отменят карточную систему, они целыми днями будут есть хлеб… Наверное, эта была мечта каждого человека - и маленького, и взрослого… Матери Валентины удалось устроиться на работу в столовую. Каждый день она приносила домой гнилую или замерзшую картошку, из которой делали лепешки и жарили их на печке. Это казалось самым вкусным лакомством в мире.
 … О том, что хочет стать учителем, Валентина поняла еще в школе. Поступила в Воронежский университет, который имел шефство над Читинской областью. Сообщив всем, что собирается на работу в такой далекий край, Валентина услышала в ответ множество отговоров. Для западных людей тогда (как, впрочем, и сейчас) Сибирь представлялась этаким таежным краем, где медведи ходят по улицам, постоянные снега и стужа. Но отговоры Валентину не переубедили – у нее была еще одна цель, ради которой она готова была отправиться так далеко – Валя хотела найти родного отца. Ведь всем известно, что наши края – ссыльные, вот и у нее была мысль о том, что отца, возможно, отправили сюда. Перед распределением они с подругами-однокурсницами рассматривали карту Советского Союза, и Валентина заметила маленькую точку – «Агинское», заметила и спросила, что это за Агинское такое. А приехав в Читу и узнав, что в Агинском есть место учителя биологии и химии в школе, не задумываясь, отправилась туда.
 Учительские годы Валентина Тимофеевна вспоминает с улыбкой и гордостью. Во время работы она со своими классами успела объехать практически весь Советский Союз, постоянно ходила с ними в походы и на экскурсии, ездили на заготовку картошки и дров, кстати, только здесь она впервые увидела, как готовятся дрова. В школе Валентина Тимофеевна любила заниматься с детьми из неблагополучных семей, по ее словам, они добрее, лучше относятся друг к другу. «А может, - говорит она, - это потому что я сама прошла через это». На кружок химии ходили одни хулиганы – их надо было куда-то девать, чем-то занять, а Валентина Тимофеевна не гнушалась заниматься и с нарушителями спокойствия школы. Всегда она была на стороне своих ребятишек, защищала их интересы, и, если уж дала им слово, то старалась всеми способами выполнить его. Коллектив учителей тогда был молодым, постоянно появлялись новые, как правило, тоже только что закончившие институт. Немудрено, что в Агинском она быстро обжилась, привыкла. Практически сразу познакомилась со своим будущим мужем – Борисом Леонидовичем Зубовым. Она жила на квартире у его тетки, и сначала они просто дружили. Дурачились, вместе ходили на каток. А потом все как-то само собой закрутилось-завертелось, и они поженились. Сейчас у них взрослая дочь Александра и четверо внуков.
 За свою трудовую деятельность Валентина Тимофеевна не раз и не два получала различного уровня награды – и министерские, и медали «Ветеран труда», «За доблестный труд»; ее помнят и любят бывшие ученики, с уважением отзываются коллеги. Агинское, без сомнения, стало ее второй родиной, где она нашла свою вторую половину, родила детей и уже радуется внукам.
 Сейчас она на пенсии, у них с мужем большое хозяйство, свой огород. А на досуге Валентина Тимофеевна вышивает крестиком замечательные картины, которые украшают стены ее светлого, милого и уютного дома.
 
  Маргарита ЧЕРНЕЦОВА.
Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES