Главная » 2015 » Апрель » 10 » Вадим Говорков: «Работа в школе не дает соскучиться»

Вадим Говорков: «Работа в школе не дает соскучиться»

10.04.2015 в 13:47 просмотров: 1310 комментариев: 0 Образование

Учительский труд - один из самых важных и благородных на земле занятий. Трудно переоценить значение учителя в жизни каждого человека. От личности педагога и наставника, его профессиональных и человеческих качеств во многом зависит судьба и жизнь учеников, завтрашний день страны. Наверное,  у каждого из нас был, есть в жизни любимый учитель, который не только помог овладеть знаниями, но и вывел на дорогу жизни. Таковым для многих своих воспитанников является учитель физики Агинской окружной гимназии Вадим Юрьевич Говорков (на снимке). Он умен, активен и заразительно оптимистичен. Он всегда в движении. Его любят ученики, уважают коллеги, им восхищаются окружающие. Сов-сем недавно он был удостоен почетного звания «Учитель года Забайкалья – 2015». Но главное его достижение - это умение вдохновлять своих воспитанников на множество полезных дел. Сегодня он рассказывает нам о своей жизни, школе и о том, что значит быть учителем.


 


 

- Вадим Юрьевич, немного о себе.


- Я сам из поселка Могойтуй, родился там, оттуда мои родители, и до сих пор там родственники живут. Когда я был маленьким, родители переехали в Нижний Цасучей. Там я вырос, школу окончил, поступил в Читинский педагогический институт, на физмат, окончил его, работал в школе, потом в комсомоле - секретарем райкома комсомола, окончил Высшую комсомольскую школу в Москве, работал в обкоме комсомола. А потом ситуация изменилась: комсомол «приказал долго жить», и я снова вернулся в школу. В 1987 году меня назначили директором в Усть-Борзю, там тогда только построили новую школу. Директором был недолго. Я по своей натуре немножко авантюрист. Когда я учился в Москве, познакомился там с девушкой и привез ее сюда, в Забайкалье. Но ей что-то не очень понравилось, и летом мы, во время каникул, поехали на Алтай (у меня мама оттуда родом). Конечно, Алтай красив – горы, леса, везде пасеки, мед… Я взял у родственников мотоцикл с люлькой, палатку, и мы с женой путешествовали дикарями. Где понравится – остановимся, палатку поставим, на озере хариусов ловим. Нам там очень понравилось, и мы решили остаться. Сделали так: заезжаем в какое-нибудь село, ищем директора школы, спрашиваем: «Учитель физики нужен?». 

Приехали в одно село, в другое, в третье… Наконец, в одной из школ директор говорит: «Нужен физик». В общем, остались мы на Алтае, в селе Кокши, недалеко от Горно-Алтайска. Там вокруг очень много облепихи, даже облепиховый завод есть, река Катунь рядом течет, снега там огромные… 
Там мы жили где-то семь-восемь лет. Может быть, и до сих пор бы там жили, но началась перестройка, настали сложные времена. Я у родителей один, и вот они стали меня просить, чтобы я вернулся. Пришлось нам перебираться обратно. И вот с тех пор, где-то с 1992 года, я снова жил и работал в Нижнем Цасучее. Проработал там двадцать лет. 


- Расскажите о своей семье.


- Отец мой Юрий Георгиевич – коренной забайкалец, родился и вырос в Могойтуе, прожил тут всю жизнь. По образованию экономист, занимался управлением сельского хозяйства, работал в партийных органах, в аппарате, ближе к пенсии - в редакции газеты «Ононская заря» журналистом, а потом и главным редактором. Он умеет и любит писать, любит с людьми общаться. В Ононском районе все его знают, потому что он много ездил в командировки по своей работе. Мама моя, как я уже говорил, родом с Алтая. Она окончила там техникум мясомолочной промышленности. А тогда еще было распределение, и ее – молодую девчонку (ей тогда даже двадцати лет не было) – отправили сюда, в Могойтуй. Она рассказывала, что перед распределением им сказали, что в Забайкалье плохо обстоят дела с кадрами и предложили выбрать место, куда они хотят поехать. Мы, говорит, с девчонками стали смотреть на карте, и тут нам подсказали, что недалеко от Могойтуя стоят воинские части, где летчики служат. Им хотелось с летчиками познакомиться, и с этой мечтой они приехали сюда, в Могойтуй.  Но познакомиться с летчиками им так и не удалось… Ходили они в клуб на танцы, видят - парень молодой на гармошке играет, а это оказался мой отец. Он вечерами приходил, играл на гармони и все танцевали. Вот они там нашли друг друга. 


- А Вы как познакомились со своей женой?


- Когда учился в Москве, я работал на Всемирном фестивале молодежи и студентов, и вот там мы и познакомились. Я ее звал со мной в Забайкалье, а она ни в какую: мол, нашли декабристку, в такую даль ехать. А потом произошла интересная ситуация. Со мной вместе на фестивале работали ребята из Узбекистана. Они заметили, что мы дружим и начали приглашать нас погостить к себе на родину: «Приезжайте, у нас фрукты, покажем вам красивые места». Мы договорились, что поедем в Узбекистан. И вот я уже вернулся в Забайкалье, а она осталась в Москве. Потом мы договорились одновременно взять отпуск, лететь в Ташкент и совместно провести отпуск в Узбекистане – устроить такое романтическое путешествие. Она купила билет, сообщила мне свой рейс. Я - в кассу, а мне говорят: «Билетов нет на целый месяц вперед». Я обратился к своим знакомым ребятам-комсомольцам. Они говорят: «Ну, что делать? Билетов нет. Есть ночной авиарейс из Владивостока до Алма-Аты, он останавливается для дозаправки в Чите, можно попробовать договориться с пилотами». Дождался я этого самолета, объясняю летчикам, что так и так, надо к невесте лететь, а они смеются, посадили меня к себе в кабину. Прилетел я в Алма-Ату, а там уже добрался до Ташкента и опоздал на четыре-пять часов. 


- Как же Вы там нашли свою девушку?


- Это просто случай. Она прилетела раньше, наверное, подумала, что я ее обманул. Решила покупать обратный билет до Москвы, а оставшееся до самолета время погулять по городу. И вот стоит она в очереди в кассу, а очереди тогда были большие. И в это время прилетаю я. Думаю: где ее искать? Начал ходить, смотреть. И вдруг вижу: толпа, и из этой толпы вылезает знакомый мне человек, она как раз купила обратный билет. Встретились с ней нос к носу. Сдали билет и позвонили друзьям. Мы вместе отдохнули, хорошо провели время, она ко мне привыкла. И вот я потом спрашиваю: «Ну, что, приедешь ко мне?». Она говорит: «Я подумаю». Со временем надумала и прилетела сюда.


- А как Вы пришли в свою профессию?


- Это своего рода дело случая. Я в школе учился хорошо. В 1975 году выиграл олимпиаду по физике у себя в районе, и меня отправили на областную олимпиаду в Читу. В этот момент как раз только сдали новый физматовский корпус на улице Бабушкина. Нас, участников олимпиады, туда привели, показали новые кабинеты, оборудование, которое мы в своей деревенской школе не видели. Нам говорили: «Приезжайте к нам учиться». Я и решил туда поступать. 
В школе тоже интересно получилось. Я очень любопытный сам по себе, много читал. У нас учительница физики была молодая, и моим любимым занятием на уроке было задавать ей всякие провокационные вопросы, мы могли с ней спорить целый урок. Ей в конце концов это надоело, и она сказала: «Вот что, Говорков, я теперь тебя по физике спрашивать не буду совсем». А я ей до этого сказал, что буду поступать на физмат. «Вот тебе две девочки (им до физики было как-то все равно), ты на них практикуйся. Я их буду спрашивать, на сколько они ответят, тебе оценка будет на балл выше. Ответят на «три», тебе – «четыре», ответят на «четыре», тебе – «пять». С ее стороны это был хороший педагогический ход. Я с ними начал заниматься, подтягивать их, у меня появилась первая практика. Потом уже поступил на физмат, как и хотел, мне понравилось там учиться. 


- Вам нравится работать в школе?


- Да, потому что эта работа не дает возможности соскучиться. Потому что каждый день какие-то постоянные сюрпризы, интересные моменты возникают. Я некоторое время работал в администрации, где мне было очень скучно. А здесь все интересно. Казалось бы, один и тот же план, одни и те же задания, а уроки совершенно непохожи. Потому что дети разные и относятся к заданиям они по-разному. Находясь в этой гуще событий, контактируя с детьми, работать интересно. 
Особенно мне стало интересно, когда я пришел в гимназию, здесь ребята мотивированы к учебе, они пытливые, любят думать, задают вопросы. Так как у меня профильный класс, где мы более углубленно занимаемся изучением физики, приходится готовиться к каждому уроку, и это не дает возможности скучать. 


- Я слышала много хороших отзывов от воспитанников в Ваш адрес. Как Вы находите общий язык с детьми?


- Я отношусь ко всем детям, как к своим. Дети все интересные, и они очень хорошо чувствуют отношение к себе. А если относиться к работе так, как будто ты отбываешь повинность или просто отрабатываешь зарплату, то, наверное, это и тебе, и детям будет в тягость. В этом плане мне повезло. 


- Вы стараетесь быть для свои подопечных другом или наставником?


- Здесь позиция меняется. Когда я был помоложе, считал, что учитель – это некий наставник, то есть «вы пришли ко мне, значит, вы должны меня слушать». Как бы я ведущий, а они – ведомые. А сейчас я стараюсь не идти впереди, не пробивать им дорогу, а быть советчиком. Я даю ребятам проблему и подталкиваю их к решению, направляю, стараюсь сделать так, чтобы они сами искали пути к разгадке. Сейчас я поддерживаю такую позицию, что я - не надзиратель над ними, а нахожусь на правах мудрого советчика. 


- Как Вы проводите свои уроки?


- Стараюсь проводить так, чтобы урок запоминался. Чтобы дети сами были творцами этого урока, сами добывали знания. Уроки должны быть творческими.


- У Вас есть все необходимое оборудование для того, чтобы «творить»? Как обстоят дела с оснащением кабинета?


- Когда я пришел работать в гимназию три года назад, тут абсолютно ничего не было. Вначале я просил оборудование на урок, на лабораторную работу у учителей других школ. Они – молодцы, выручали. Тогда директор Ага Дунгилаевна пообещала мне выделить деньги на оборудование, я составил список, и мы закупили все самое необходимое. Я стараюсь свой кабинет оснащать, в цасучейской школе за двадцать лет работы у меня было все. Здесь пока не все. Например, когда я готовился к «Учителю года», меня попросили провести показательный урок в Могойтуйской средней школе № 2. А оказалось, что там то одного нет, то другого. Пришлось мне везти свое оборудование туда, чтобы провести урок. 


- А как проходил краевой конкурс?


- Урок, который я готовил на конкурс, должен был быть необычным. Тот, кто дал самый лучший урок, уже имеет большие преференции. Мы решили везти с собой все оборудование, все ноутбуки со специальными программами. 
Проводил я урок, связанный с электричеством. Мы отменяли закон Ома, собирали с детьми схемы, моделировали на компьютере. Вообще, конкурс – это своего рода шоу. Ты должен себя представлять, рассказывать. Много молодых, инициативных педагогов, у которых язычок «подвешен». А я особых претензий на победу не имел. Но, видимо, опыт моей работы все-таки взял верх. Теперь в сентябре поеду представлять Забайкальский край на Всероссийском конкурсе в Сочи. 


- Спасибо за беседу. Желаю Вам успехов и победы на конкурсе!

 


 

Евгения Цыбенова, фото Сергея ДОРЖИЕВА.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES