Главная » 2012 » Ноябрь » 19 » Верблюд в степной Аге

Верблюд в степной Аге

19.11.2012 в 11:47 просмотров: 3388 комментариев: 0 Сельское хозяйство

Из пяти основных видов домашних животных (крупный рогатый скот, лошади, овцы, козы, верблюды) верблюд является самым приспособленным к содержанию в степных условиях. Это неприхотливое животное, особо ценится шерсть, где пух составляет 50-70 процентов. От самки за год в среднем надаивают 700-800 литров молока. Из него в цельном виде или в смеси с молоком других животных можно изготовить более десяти видов молочных продуктов и в том числе очень полезный для человека напиток – кумыс.

 


 

 Живой вес взрослого самца 700-750 килограммов, а живой вес туши – до трехсот килограммов. Мясо не уступает говядине.

 Раньше верблюд считался незаменимым видом гужевого транспорта. Вьючный караванный верблюд с грузом в 200-300 килограммов, а то и в половину своего веса, проходил ежедневно 45-50 километров пути, а в тележной и санной упряжке перевозил еще больше. Он до сих пор остается в Гоби самым полезным животным, и в честь его на площади города Даланзадгада установлен величественный монумент – памятник.

 Раньше верблюдов в агинской степи разводили наряду с коровами и лошадьми. В 1890 году в Агинском ведомстве насчитывалось 1354 двугорбых верблюдов, а всего в Забайкалье – около восьми тысяч. А еще раньше, по данным статистического обозрения Сибири, отдельные буряты-скотоводы имели до 1000 верблюдов каждый. Было немало личных хозяйств, имевших по 10-15 таких животных.

 С 1851 года на восточных и северных окраинах России главное внимание было обращено на добычу золота. Эта отрасль вскоре стала более рентабельной и прибыльной, чем другие. На забайкальских, ленских и амурских землях стали открываться прииски крупных золотопромышленных компаний. Кроме того, на разведанных месторождениях золота трудились старательские артели иркутских, верхнеудинских, кяхтинских, читинских, нерчинских и других купцов. На Алдан, в Восточное Забайкалье, шли караваны с грузом: для северного завоза из Нерчинска, а для приисков Восточного Забайкалья и Приамурья – из Сретенска. Отовсюду в эти города через перевалочные базы доставлялись товары. И в этом деле активно участвовали агинские буряты, которые на своих или арендованных верблюдах везли в Нерчинск и Сретенск все необходимое для северных золотодобытчиков. Караванные упряжные животные очень ценились, их берегли, усиленно кормили, а перед самым выходом в путь обматывали войлоком.

 Агинские буряты в основном участвовали в перевозке грузов на золотые прииски Давенды, Ключи, Балея, Хапчеранги, «Верхотурзолото». Есть сведения, что Буда Доржиев с караваном ходил на Алдан.

 В первом томе истории Бурят-Монгольской АССР упоминаются имена братьев Намжила и Эрдыни Номогоновых из Цаган-Оля. Они в 1859 году взяли пять верблюдов в аренду на пять месяцев и участвовали в доставке грузов на Амур. За каждого арендованного животного платили по 15 рублей в месяц.

В Нерчинске формировался караван в три этапа для северного завоза. Каждый этап состоял из ста саней. В этот далекий и трудный путь уходил Игна Бато из Ульдурги Ага-Хангильского сомона.

 Шли три с лишним месяца и везли по зимнику муку, крупы, чай, соль, посуду, металл и металлические изделия, ткани и другие товары.

 Для саней березу без трещин и сучков заготовляли зимой, сушили в сухом навозе по особому методу, чтобы древесина была мягкой и гибкой. Мастером высокого класса по изготовлению саней для северных караванов считался Хуса Раднаев (Бадма Цыдыпов) из Цаган-Челутая.

 Двугорбый должен быть хорошо упитанным, подкованным. Для этого на пятки ног намазывали березовый деготь, на который насыпали мелкий песок, затем опять слой дегтя, но уже с более крупным песком и камушками. Состав застывал и крепко держался на пятках ног.

 Таким образом, чтобы стать участником северного завоза грузов, требовалось иметь пять хорошо подготовленных бактрианов, прирученных к санной упряжке. Если Бато не мог изготовить или купить пять саней, то нанимался на перевозку грузов до Нерчинска и Сретенска из Кяхты, Верхнеудинска, Иркутска и других мест. Одни доставляли грузы на промежуточные базы, а другие везли до конечного места. Селение Агинское было одним из перевалочных пунктов, где оставляли часть своих товаров купцы, следующие со своими караванами из Китая, Маньчжурии и Монголии. В то время село Агинское было не только опорным пунктом торговли между Маньчжурией и Читой, но и промежуточной опорной базой в доставке грузов на север, в Восточное Забайкалье и Приамурье.

 С северного завоза возвращались после хорошего отдыха на трех санях, с двух снималось все металлическое. Два верблюда были сменными. И на обратном пути езда чередовалась с отдыхом, потому что парнокопытных очень берегли.

 В 1924 году в Агинском аймаке Бурят-Монгольской АССР имелось две с половиной тысячи верблюдов, а в коллективных и личных хозяйствах уже Агинского округа перед войной – около четырех тысяч.

 В годы Великой Отечественной войны верблюжье поголовье сильно сократилось. И это понятно. Животные шли в целях выполнения плана сдачи мяса государству. В колхозе имени Молотова (Сахюрта) конское поголовье не набрало нужных кондиций для отправки в счет поставок Красной Армии. Тогда руководство хозяйства пошло на такой шаг: обменяло всех имеющихся верблюдов на конский табун.

 Еще в начале 30-х годов прошлого столетия были богатые скотоводы. Например, Юндун Санжиев из Ортуя имел в личном хозяйстве 100 верблюдов. В 1930 году его раскулачили, сослали, десять лет он работал на строительстве Беломорского канала.

 Игна Бато был погонщиком верблюдов в коллективе «Амур-прииск» Союззолота. В 1932 году после возвращения каравана из Амура его арестовали, обвинили как врага народа, отправили в ГУЛАГ.

 В Ушарбае до войны верблюжье стадо насчитывало более двухсот животных. Ухаживали за гуртом супруги Жимба Сажипов и Цымжит Жапова. Главу семьи арестовали как врага народа. За парнокопытными осуществляла уход Цымжит, ей помогали двое сыновей. Бактрианы в военное время обеспечивали все грузоперевозки в колхозе.

 До Великой Отечественной войны в агинской степи хорошо были известны имена опытных и умелых верблюдоводов Боро Цыбенова из Сахюрты, Мунко Баянтуева из Кусочи, награжденного в 1936 году орденом Трудового Красного Знамени.

 Абида Мункуев всю свою трудовую деятельность посвятил верблюдоводству колхоза имени Сталина (Цокто-Хангил). За высокие показатели в деле получения молодняка был утвержден участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

 Бато-Мунко Цыдыпов – верблюдовод Агинской госконюшни - ухаживал за племенными и рабочими животными. На его попечении было стадо в четыреста верблюдов племенной фермы (матки и производители). В 50-е годы прошлого века база находилась в селе Цокто-Хангил.

 Даши-Дондок Цыбенов жил и работал в Кункуре. Когда в колхозе ликвидировали верблюдов, он с семьей переехал в Новую Зарю, на свое попечение принял около ста верблюдов и успешно работал.

 В 1972 году на окружную доску Почета занесли имя верблюдовода Цырена Базарова из колхоза «Красный Октябрь» Могойтуйского района.

 Еще в пятидесятые годы прошлого столетия на дорогах можно было видеть верблюда под всадником или в тележной и санной упряжке. В село Агинское по личным делам приезжали колхозники и некоторые на бактрианах. Агинская детвора со страхом и восхищением глядела на гордое и красивое животное, которое затем оказалось на грани исчезновения. И только благодаря пониманию и стараниям руководителей колхозов «Путь Ильича» и «Улан-Одон» удалось сохранить в небольшом количестве верблюдов как неотъемлемую часть степного ландшафта.

 В Цаган-Оль в 1987 году из СХПК «Рассвет» Ононского района в обмен на семенное зерно привезли десять верблюдов, еще столько же за 450 тысяч рублей закупили.

 С 2010 года местное хозяйство стало племрепродуктором, получает за каждую матку дотацию и может участвовать в региональных выставках. А до него это право имел только сельскохозяйственный кооператив «Рассвет» Ононского района, где сейчас более ста верблюдов.

 Цаган-ольцы двух верблюдов продали в Якутию, пять животных возили на Байкал для съемок документального и художественного фильмов. Одно животное привезли из Республики Тыва. В данное время в агрокооперативе «Сагаан-Уула» 25 верблюдов.

 Не меньше поголовье этих экзотических животных в колхозе «Улан-Одон».

 Вообще сейчас двугорбые, кроме Забайкалья и Тывы, есть в Бурятии, в Тункинском национальном парке. Когда-то самое большое верблюжье поголовье находилось в колхозе «Гигант» Ононского района – более трехсот голов. В 1983 году с созданием нового совхоза в Калусутае гурт был разделен. В новом хозяйстве животных удалось сохранить, а вот в колхозе «Гигант» - нет. Много их погибло от степных пожаров в 1986-1987 годах.

 Сейчас этих жвачных не назовешь вьючными и упряжными. Когда-то они с грузами шли по дороге, которая вела к Чинданту и в агинские степи. Она называлась Хамбын-харгы, или «Дорога перевозки». По ней шли верблюжьи караваны с товарами из Китая, Маньчжурии, Монголии в Забайкалье и Прибайкалье. Это были грузы русских, китайских купцов и торговцев.

 Издавна в агинской степи пять видов домашних животных приносили в дом благополучие и достаток. И можно сказать, что утерянные традиции, и в том числе верблюдоводство, которое принесло цаган-ольцам статус и реестр как племрепродуктора, должно развиваться дальше. А это и финансовая поддержка, и авторитет, а главное, надежда на лучшее развитие сельскохозяйственного производства.

 


                       

Б.НЕСТЕРЕНКО, п.Агинское.

фото из архива редакции

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES