Главная » 2022 » Май » 14 » Владимир Будажапов: «Я точно знал, что стану художником»

Владимир Будажапов: «Я точно знал, что стану художником»

14.05.2022 в 09:39 просмотров: 642 комментариев: 0 Культура

Просматривая новостную ленту в соцсетях, я неожиданно наткнулся в рекомендациях на одну удивительную работу ранее неизвестного мне художника, - нашего земляка. Внимательно ознакомился с его работами и решил установить контакт с ним. Как оказалось в дальнейшем, два года тому назад Владимир Аюшиевич Будажапов (на снимке) уже был героем на страницах нашей газеты, что, впрочем, не стало помехой для новой встречи и интервью, тем более, одно другое дополняет. Да и сам Владимир с радостью откликнулся на наше предложение со словами: «Родной газете - с радостью!». Такой подход нам нравится, хотя стоит признать, что творчески одарённые люди весьма неохотно стремятся общаться в разных форматах, предпочитая созерцать со стороны. К нашей радости, Владимир Аюшиевич оказался интересным собеседником.

  - Расскажите о себе.
- Родился я в селе Дульдурга в 1983 году. Рос и учился там, это моя малая родина, которую очень люблю. Вот такова моя биография, о большем пока сказать не могу, так как она будет дополняться (улыбается).
 - Как давно Вы поняли, что рисовать - это моё? Где и как начали свой творческий путь, кто был наставником?
- Скорее в классе пятом понял, что рисование - это не просто увлечение, но и в какой-то степени смысл жизни. Да и вы сами прекрасно помните, каким было детство у ребят из 90-х годов. Тогда у нас не было различных гаджетов, у многих дома стоял чёрно-белый телевизор, что и позволяло нам большую часть свободного времени проводить на улице, это, считаю, повлияло на меня в творческом плане – бегали, играли, прыгали и всё это на природе. Так я наблюдал за окружающей средой, а потом мне на глаза попались краски, цветные карандаши и началось! Пытался вначале что-то изобразить, копировать иллюстрации из разных книг. Стал читать книги. Они развивают воображение. В школьные годы осознанно посещал библиотеку, в которой мой наибольший интерес вызывали художественные книги с хорошей печатью. Интересно, сейчас дети ходят в библиотеку читать книги? (улыбается). В школе учился не очень хорошо, особенно по точным предметам. Интерес вызывало гуманитарное направление, и как положено всем школьникам, у меня все тетради были изрисованы с задней стороны и на полях. Ну, вы помните! (смеётся). В эти годы я уже точно знал, что хочу стать художником. А что касается остальных увлечений, то тогда рисование не было единственной отдушиной – любил танцевать, увлекался КВН. 
Дошло до того, что после школы меня направили в ВДЦ «Океан» в «Школу вожатых» как активного молодого человека, который участвовал в общественной жизни школы, района. Интересное и захватывающее было время. Так незаметно и пролетели два года моей работы. Но желание рисовать во мне никуда не делось, пересилило меня, мою работу и не давало мне покоя. Как следствие, решил не продлевать контракт и поехал поступать в северную столицу в художественное училище. И вы знаете, поступил! Но перед самым отъездом в Питер на учёбу встретил свою судьбу – свою будущую супругу. В общем, поехал в Санкт-Петербург, забрал документы и… вернулся домой. Но оставаться самоучкой было сложно, нужны комплексные знания, поэтому в 2010 году поступил в Иркутское художественное училище им.И.Л.Копылова, которое впоследствии благополучно закончил. Спасибо моей супруге за терпение! (улыбается). Во время учёбы познакомился с творчеством художника Бато Дугаржапова. Очень понравились его работы. Срочно нашёл его в социальных сетях, подружились. Бато Дугарович пригласил меня на пленэр вместе с другими художниками. Было очень познавательно и интересно видеть, наблюдать за процессом рождения картины, шедевра, а это совсем другое, нежели созерцать готовую картину. Пользуясь случаем, хочу выразить Бато Дугаровичу слова большой благодарности. 
- Скажите, творчество какого живописца оказало на Вас наибольшее влияние? Есть ли смысл художнику постоянно копировать приёмы, методы, технологии известных живописцев или создать свой собственный, узнаваемый стиль? Реально ли это вообще в современных условиях?
- Мне в равной степени нравятся как современные художники, так и те, которые рисовали в прошлом. Но всё же по понятным причинам больше ориентируюсь на современных мастеров. У каждого художника имеется своя неповторимая манера, нарабатываемая годами, с опытом, что приводит к узнаваемому «почерку», и каждый стремится к этому. А если рисовать одной техникой, то такой художник быстро устаревает, он и его работы становятся неинтересными. Наступает тупик в творчестве. Самым правильным, на мой взгляд, является использование определённой техники под определённую работу, где-то изобразить гладко, где-то фактурнее. Такие работы интересно разглядывать, что и привлекает внимание зрителей. 
- Такой непростой вопрос. Сейчас эпоха потребления и упрощения искусства в целом (на мой взгляд), так ли это на самом деле? Как Вы думаете, творческому человеку важно само искусство в чистом виде или, пользуясь случаем, заработать как можно большее количество денег? Или компромиссом послужит сочетание указанных компонентов?
- Да, имеет место подобная тенденция, когда определённая часть художников работает через принты – своеобразный копировальный аппарат написания картин. Другие пишут одинаково, без выработки собственного стиля. И то, и другое уже ремесло, а не искусство в чистом виде. С другой стороны, художнику приходится делать заказы, так как это кормит его самого, семью, и здесь зазорного ничего не вижу. Но, тем не менее, художник -  творец, созидатель, мастер, и для него важным остаётся само искусство. Внутренний мир может и должен отличаться от внешней оболочки, тем самым и различается оригинал. В конечном итоге творческая работа всегда в единственном экземпляре.
- Ваше отношение к граффити и стрит-арту? Можно ли назвать это искусством или же это акты вандализма с подсознательным призывом к противостоянию принятым общественным устоям?
- Хорошо отношусь, так как они могут подчеркнуть и выделить из серой или одинаковой среды определённое здание, социальный объект, например, забор детского сада. Это да, красиво, необычно, нестандартно. Но если кто-то разрисовывает баллончиками с краской без какой-либо цели, идеи разные гадости, то это мусор, с которым необходимо бороться. А сам стрит-арт должен существовать. Люди так или иначе будут обращать на него внимание и должным образом реагировать, по большей части положительно.
- Совершенно случайно наткнулся на Вас в рекомендациях «ВКонтакте», ознакомился с Вашими работами. Знаете, они мне понравились, отсюда вопрос, можно ли приобрести у Вас понравившиеся картины?
- Время не стоит на месте, и художники - тоже простые люди, имеющие свои аккаунты в социальных сетях, что является отличной рекламной площадкой, что позволяет продавать свои работы. Есть такая категория художников, которые не выставляют свои работы, например, «ВКонтакте», а у них настоящие шедевры, которые никто не видит и не сможет приобрести. Ведь, в конце концов, любой труд должен оплачиваться, в том числе, и наш. 
- Сколько времени у Вас уходит на написание картины?
- По-разному, смотря какая картина. Это может быть маленькая картина или большое полотно под два метра. Время написания зависит и от техники – сделать первый слой, второй и потом уже завершающий третий-четвёртый, это если следовать классикам, которые писали многослойно, то, конечно, это долго. А сейчас появился такой приём «алла прима» - написание работы за один сеанс, начал и закончил. На это может уйти и 15 минут или четыре часа.
- Вопрос как к художнику, который понимает творчество того или иного живописца. Скажите, в чём заключается секрет успеха и популярности таких одиозных художников, как Дали, Пикассо?
- Интересный вопрос. Эти два великих живописца сумели в своё время перешагнуть через своеобразный шлагбаум, выработали свой необычный и узнаваемый стиль, технику исполнения, что и привело к зрительскому интересу. Их работы сразу можно определить, чьей руке они принадлежат. У них  в своё время произошёл творческий прорыв, который привёл и к популярности, материальному успеху – их картины стали раскупать. 
- Чья школа живописи лучше - западная или отечественная? В чём заключается их принципиальная разница? Есть ли схожесть?
- Трудно сказать. Каждому человеку присущи свои неповторимые вкусы, и, соответственно, кому-то нравится отечественная школа живописи, другому - западная. Даже у каждого народа своя определённая манера письма, посмотрите на китайскую или японскую живопись. Даже зависит от ментальности. Грузины и армяне любят очень яркие краски в отличие от западной, европейской школы, где всё серенькое, туманное, где мало яркого солнца, соответственно, так и писали. Поэтому мне кажется, некорректно об этом говорить – чья лучше. Да и вообще на сегодняшний день многим нравится определённая манера письма – гладкая или фактурная. Повторюсь, у каждого свой вкус.
- И напоследок. Имеются ли у Вас другие увлечения?
- От основного занятия мне помогает отвлечься лепка из глины, вырезание по дереву. Руки часто тянутся к этому. Пытаюсь играть на барабанах. Это тоже своего рода вдохновение.
- Спасибо за беседу.

Зорикто Олзоев.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES